Музыка Алессандро Страделлы прозвучит в НОВАТе

Культ.Афиша
15 января впервые в России будет исполнена Рождественская кантата итальянского композитора эпохи барокко Алессандро Страделлы

Как рассказывает художественный руководитель проекта, главный режиссёр НОВАТа Вячеслав Стародубцев: «Это событие является первым в новом цикле спектаклей-концертов «оперных раритетов» эпохи барокко».

Подготовил русский перевод текста и осуществил постановку молодой режиссер театра Игорь Бондаренко, который поделился с нами впечатлениями о проделанной работе.

Почему вы решили обратиться к музыке эпохи барокко? Что послужило идеей для исполнения Рождественской кантаты Алессандро Страделлы?

И.Б.: Дело в том, что репертуар театра богат произведениями композиторов-романтиков XIX века, но есть коллектив, специализирующийся на барочном стиле. Ансамбль «Музыка для нас» под управлением Натальи Жук – уникальные музыканты, способные передать самые тонкие нюансы этого прекрасного раритетного жанра. Только благодаря высочайшему уровню замечательного коллектива и солистам оперной труппы стало возможным осуществить замысел – исполнение Рожественской кантаты А. Страделлы.

Ансамбль «Музыка для нас»

Композитор XVII века, скитавшийся по всей Италии, вовлечённый в бесконечные аферы и во многом повторивший судьбу легендарного Дон Жуана – Страделла, был убит в возрасте 39 лет за свои любовные похождения. Но, несмотря на столь раннюю смерть, он создал громадное количество сочинений во всех известных для своего времени жанрах, таких как опера, кантата, оратория и инструментальные концерты. Также Страделла был певцом и прекрасным скрипачом, талант которого обогатился ценным опытом совместной работы с другим великим композитором Арканджело Корелли. Сегодня Страделла очень популярен, и музыканты XXI века тщательно изучают его творческое наследие.

Как бы вы могли охарактеризовать жанр Рождественской кантаты?

И.Б.: Надо сказать, что это очень популярный жанр на основе библейского сюжета, исполнявшийся в церквях и духовных академиях. Его особенностью является то, что сами священнослужители играли роли, отмеченные в нотах композитором. Как правило, исполнение кантат не предполагало сценического действия, но в авторских рукописях мы находим мизансценические указания, позволяющие предполагать, что действо разыгрывалось.

Во время репетиции

Возможно, в процессе осуществления замысла, вы столкнулись со сложностями?

И.Б.: Большинство произведений А. Страделлы остаются не изданными. Копию авторской рукописи нам предоставила библиотека Эстенсе итальянского города Модена.  Для удобства исполнения было подготовлено специальное издание, осуществленное совместно с моим коллегой, выпускником Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского Георгием Кривашеевым.

Существенной сложностью стала огромная, почти в 400 лет, временная дистанция. За это время многое поменялось не только в исполнительской практике, но и в стандартах нотной записи. Также был сделан дословный перевод текста кантаты.

Как идет постановка Рождественской кантаты?

И.Б.: Мы пытаемся реконструировать так называемую церковную драму с элементами вертепного театра – кукольного представления, которое было популярно не только в Италии, но и в Польше, и на Украине в конце XVII – начале XVIII вв. Картина мира в таких спектаклях была представлена в трёх ипостасях: мир подземный, мир земной и мир небесный. Конструкция нашего театрального фойе идеально позволяет воссоздать атмосферу спектакля эпохи барокко.

В чем, на ваш взгляд, заключаются особенности исполнения музыки эпохи барокко?

И.Б.: Это особая стилистика, подразумевающая иные масштабы, иную акустику, чем традиционные сценические пространства НОВАТа,  в этом смысле именно фойе театра соответствует размерам залов того времени. Музыку в то время исполняли небольшие оркестровые ансамбли, инструменты которого были настроены ниже, чем сейчас. Современному вокалисту необходимо приспосабливаться к тонкостям прямого звуковедения – сейчас активно используется вибрато, ранее считавшееся достаточно редким украшением.

Игорь Бондаренко и Юлия Шагдурова во время репетиции

В XXI веке приходится во многом балансировать и следовать модели исторически ориентированного исполнительства. Сейчас мы играем на современных инструментах, в то время как на скрипках XVII века стояли жильные струны, конструкция смычка была другой. В партитуре также встречается аккомпанемент, исполняющийся на редкой разновидности римской барочной арфы с двумя параллельными рядами струн –  arpa doppia. Воссоздать то звучание сложно, но возможно, используя определенные приемы, позволяющие приблизиться к аутентичному звучанию.

Концерт состоится 15 января в 16-00 в Театральном фойе Новосибирского государственного академического театра оперы и балета.

В концерте также прозвучат Кончерто гроссо соль минор, оp. 6, № 8 «Fatto per la notte di Natale» Арканджело Корелли и Кончерто гроссо ми минор, op. 5, № 3 Эваристо Феличе Даль Абако.

Ася Сушлякова
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.