Наталию Гутман по праву называют «королевой виолончели». Ее редкий дар, виртуозное мастерство и удивительное обаяние покорили слушателей самых знаменитых концертных залов мира.
«Когда играет Гутман, мы имеем дело с некоей огромностью»
– единодушно утверждают критики. И, конечно, многим знакомо от особое ощущение, которое создаётся на её концертах – ощущение причастности к музыкальной тайне, какому-то непостижимому, но восхитительному событию.
Известный сценарист Тонино Гуэрра после визита в Россию, признался, что концерт Гутман для него стал одним из самых драгоценный русских впечатлений:
«Я помню этот ветер музыки, этот дождь, который на меня обрушился… Очень странно, но неистовая игра вдруг отнесла меня в детство»
– заметил он.
Говорят, что Наталия Гутман никогда не улыбается во время исполнения – «басовые ноты» виолончельной поэзии всегда серьёзны. Серьёзность, тщательность и честность – это свойства не только её игры, но и её характера, который сложился в нелёгкое для России время.
Наталия Гутман родилась в Казани во время второй мировой войны в семье музыкантов. Ее мама, Мира Яковлевна Гутман, была талантливой пианисткой, закончившей консерваторию на кафедре Нейгауза; дед Анисим Александрович Берлин был скрипачом, учеником Леопольда Ауэра и одним из первых педагогов Наталии.
Самым же первым учителем был ее отчим Роман Ефимович Сапожников, виолончелист и методист, автор «Школы игры на виолончели». Наблюдая со стороны, мы можем заметить неожиданный поворот: окончание аспирантуры в Ленинграде у Мстислава Леопольдовича Ростроповича после завершения Московской консерватории у Галины Семеновны Козолуповой.
Еще в годы учебы она стала лауреатом сразу нескольких крупных музыкальных соревнований: Международного виолончельного конкурса (1959, Москва) и международных конкурсов – имени А. Дворжака в Праге (1961), имени П. Чайковского в Москве (1962), конкурса камерных ансамблей в Мюнхене (1967) в дуэте с Алексеем Наседкиным.
Множество побед и официальное запрещение играть за рубежом – девять лет виолончелистка была «невыездной» по до сих пор не понятным ей причинам. Но когда появилась возможность уехать, Наталия Гутман осталась здесь:
«Я как цветок, который нельзя пересадить в другую почву»,
– сказала она однажды.
Множество блестящих имён, которые встречаются на афишах с именем Наталии Гутман – Элисо Вирсаладзе, Юрий Башмет, Виктор Третьяков, Алексей Наседкин, Алексей Любимов, Эдуард Бруннер, Марта Аргерих, Ким Кашкашьян, Миша Майский. Выдающиеся диржеры – Клаудио Аббадо, Серджу Челибидаке, Борис Хайтинк, Курт Мазур, Рикардо Мути, Евгений Светланов, Кирилл Кондрашин, Юрий Темирканов, Дмитрий Китаенко и лучшие оркестры современности.
Отдельного упоминания заслуживает творческое сотрудничество Наталии Гутман с великим пианистом Святославом Рихтером и, конечно, с ее мужем Олегом Каганом – трио Гутман – Каган – Рихтер было легендарным. А дуэту Наталии Гутман и Олега Кагана посвящали свои сочинения Альфред Шнитке, София Губайдулина, Эдисон Денисов, Тигран Мансурян, Анатоль Виеру.
Уже после смерти Кагана режиссёр Андрей Хржановский создал фильм об этом скрипаче – он так и называется «Олег Каган. Жизнь после смерти». А затем появился фильм и о Наталии Гутман. Он был сделан за рубежом в 2000 году и с большим успехом был показан на фестивале в Утрехте.
Дети Наталии Гутман – Святослав Мороз, Мария Каган и Александр Каган – продолжили семейную традицию, став музыкантами.
Народная артистка СССР, лауреат Государственной премии России, Премии Триумф и премии имени Д.Д. Шостаковича, Наталия Гутман ведет обширную и многообразную деятельность в России и странах Европы. Вместе с Клаудио Аббадо в течение десяти лет (1991–2000) она руководила фестивалем «Берлинские встречи», а последние шесть лет принимает участие в Люцернском фестивале, играя в оркестре под управлением маэстро Аббадо. Также Наталия Гутман является бессменным художественным руководителем двух ежегодных музыкальных фестивалей памяти Олега Кагана – в Кройте и в Москве
Наталия Гутман не только активно концертирует, но и занимается педагогической деятельностью, являясь профессором Московской консерватории. В течении 12 лет она преподавала в Высшей Школе музыки в Штутгарте, в настоящее время проводит мастер-классы во Флоренции, в музыкальной школе, организованной известным альтистом Пьеро Фарулли.
В 2007 году Наталия Гутман награждена орденом за заслуги перед Отечеством IV степени и орденом за заслуги перед Отечеством I степени (Германия).
Лео Гаккель, критик, музыковед, большой поклонник виолончелистки, писал, что в её игре слышится вескость итога. Не случайно в конце её концертных программ иногда оказываются сочинения, которые обычно ставят в начало. Ведь любое произведение она может исполнить так, как будто за ним ничего не следует, как будто за ним – предельная черта.
Наверное, это и называют «игрой на максимуме». Может быть это действительно итог – ведь конец 20-го века называют «итоговым временем».
«Век мой, зверь мой, кто сумеет
заглянуть в твои зрачки?»
– писал Осип Мандельштам. Одна из тайн искусства Наталии Гутман в том, что эта виолончелистка действительно заглянула в глаза сразу двум столетиям. И уверенно сказала:
«Я считаю, что вскоре художники будут возвращаться в Россию, что начнётся её возрождение, и она превратится в настоящий Клондайк искусств».
по материалам Meloman.ru, Muzcentrum.ru
Роберт Шуман (Schumann) — Концерт для Виолончели №2, ч.2, исп. Наталья Гутман.