14 ноября – день рождения Наталии Григорьевны Гутман

14 ноября – день рождения Наталии Григорьевны Гутман Культ.Календарь

Наталия Гутман, 1961 год. Фото из личного архива
Наталия Гутман, 1961 год. Фото из личного архива

Наталию Гутман по праву называют «королевой виолончели». Ее редкий дар, виртуозное мастерство и удивительное обаяние покорили слушателей самых знаменитых концертных залов мира.

«Когда играет Гутман, мы имеем дело с некоей огромностью»

– единодушно утверждают критики. И, конечно, многим знакомо от особое ощущение, которое создаётся на её концертах – ощущение причастности к музыкальной тайне, какому-то непостижимому, но восхитительному событию.

Известный сценарист Тонино Гуэрра после визита в Россию, признался, что концерт Гутман для него стал одним из самых драгоценный русских впечатлений:

«Я помню этот ветер музыки, этот дождь, который на меня обрушился… Очень странно, но неистовая игра вдруг отнесла меня в детство»

– заметил он.

Говорят, что Наталия Гутман никогда не улыбается во время исполнения – «басовые ноты» виолончельной поэзии всегда серьёзны. Серьёзность, тщательность и честность – это свойства не только её игры, но и её характера, который сложился в нелёгкое для России время.

Наталия Гутман родилась в Казани во время второй мировой войны в семье музыкантов. Ее мама, Мира Яковлевна Гутман, была талантливой пианисткой, закончившей консерваторию на кафедре Нейгауза; дед Анисим Александрович Берлин был скрипачом, учеником Леопольда Ауэра и одним из первых педагогов Наталии.

Самым же первым учителем был ее отчим Роман Ефимович Сапожников, виолончелист и методист, автор «Школы игры на виолончели». Наблюдая со стороны, мы можем заметить неожиданный поворот: окончание аспирантуры в Ленинграде у Мстислава Леопольдовича Ростроповича после завершения Московской консерватории у Галины Семеновны Козолуповой.

Еще в годы учебы она стала лауреатом сразу нескольких крупных музыкальных соревнований: Международного виолончельного конкурса (1959, Москва) и международных конкурсов – имени А. Дворжака в Праге (1961), имени П. Чайковского в Москве (1962), конкурса камерных ансамблей в Мюнхене (1967) в дуэте с Алексеем Наседкиным.

Множество побед и официальное запрещение играть за рубежом – девять лет виолончелистка была «невыездной» по до сих пор не понятным ей причинам. Но когда появилась возможность уехать, Наталия Гутман осталась здесь:

«Я как цветок, который нельзя пересадить в другую почву»,

– сказала она однажды.

Множество блестящих имён, которые встречаются на афишах с именем Наталии Гутман – Элисо Вирсаладзе, Юрий Башмет, Виктор Третьяков, Алексей Наседкин, Алексей Любимов, Эдуард Бруннер, Марта Аргерих, Ким Кашкашьян, Миша Майский. Выдающиеся диржеры – Клаудио Аббадо, Серджу Челибидаке, Борис Хайтинк, Курт Мазур, Рикардо Мути, Евгений Светланов, Кирилл Кондрашин, Юрий Темирканов, Дмитрий Китаенко и лучшие оркестры современности.

Отдельного упоминания заслуживает творческое сотрудничество Наталии Гутман с великим пианистом Святославом Рихтером и, конечно, с ее мужем Олегом Каганом – трио Гутман – Каган – Рихтер было легендарным. А дуэту Наталии Гутман и Олега Кагана посвящали свои сочинения Альфред Шнитке, София Губайдулина, Эдисон Денисов, Тигран Мансурян, Анатоль Виеру.

Уже после смерти Кагана режиссёр Андрей Хржановский создал фильм об этом скрипаче – он так и называется «Олег Каган. Жизнь после смерти». А затем появился фильм и о Наталии Гутман. Он был сделан за рубежом в 2000 году и с большим успехом был показан на фестивале в Утрехте.

Дети Наталии Гутман – Святослав Мороз, Мария Каган и Александр Каган – продолжили семейную традицию, став музыкантами.

Народная артистка СССР, лауреат Государственной премии России, Премии Триумф и премии имени Д.Д. Шостаковича, Наталия Гутман ведет обширную и многообразную деятельность в России и странах Европы. Вместе с Клаудио Аббадо в течение десяти лет (1991–2000) она руководила фестивалем «Берлинские встречи», а последние шесть лет принимает участие в Люцернском фестивале, играя в оркестре под управлением маэстро Аббадо. Также Наталия Гутман является бессменным художественным руководителем двух ежегодных музыкальных фестивалей памяти Олега Кагана – в Кройте и в Москве

Наталия Гутман не только активно концертирует, но и занимается педагогической деятельностью, являясь профессором Московской консерватории. В течении 12 лет она преподавала в Высшей Школе музыки в Штутгарте, в настоящее время проводит мастер-классы во Флоренции, в музыкальной школе, организованной известным альтистом Пьеро Фарулли.

В 2007 году Наталия Гутман награждена орденом за заслуги перед Отечеством IV степени и орденом за заслуги перед Отечеством I степени (Германия).

Лео Гаккель, критик, музыковед, большой поклонник виолончелистки, писал, что в её игре слышится вескость итога. Не случайно в конце её концертных программ иногда оказываются сочинения, которые обычно ставят в начало. Ведь любое произведение она может исполнить так, как будто за ним ничего не следует, как будто за ним – предельная черта.

Наверное, это и называют «игрой на максимуме». Может быть это действительно итог – ведь конец 20-го века называют «итоговым временем».

«Век мой, зверь мой, кто сумеет
заглянуть в твои зрачки?»

– писал Осип Мандельштам. Одна из тайн искусства Наталии Гутман в том, что эта виолончелистка действительно заглянула в глаза сразу двум столетиям. И уверенно сказала:

«Я считаю, что вскоре художники будут возвращаться в Россию, что начнётся её возрождение, и она превратится в настоящий Клондайк искусств».

по материалам Meloman.ruMuzcentrum.ru

Роберт Шуман (Schumann) — Концерт для Виолончели №2, ч.2, исп. Наталья Гутман.

https://youtu.be/Y2OB0HqNJdQ?t=5

Поделиться в соц.сетях
Гость
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.