Нередко бывает, что известный инструменталист или певец, стремясь расширить свой диапазон, обращается к дирижированию, делает его своей второй профессией. Но случаев, когда музыкант с молодых лет проявляет себя одновременно в нескольких сферах, немного. Одно из исключений — Даниель Баренбойм.
«Когда я выступаю как пианист,- говорит он,- то стремлюсь видеть в рояле оркестр, а когда стою за пультом» оркестр кажется мне роялем«.
И правда, трудно сказать, чему он в большей степени обязан своим стремительным взлётом и своей славой.
Конечно, фортепиано всё-таки было раньше дирижирования. Родители, сами педагоги, выходцы из России, начала учить сына с пяти лет в родном Буэнос-Айресе, где он и появился впервые на эстраде в семилетнем возрасте. А в 1952 году Даниель уже выступил с оркестром Моцартеума в Зальцбурге, сыграв ре-минорный концерт Баха. С 1956 года музыкант жил в Лондоне, регулярно выступал там как пианист, совершил несколько гастрольных поездок, получил премии на конкурсах имени Д.Виотти и А.Казеллы в Италии.
В середине 1960-х годов Д.Баренбойм совершил большую, продолжительностью почти в месяц, поездку по СССР. Он выступал в Москве, Ленинграде, Вильнюсе, Ялте и других городах, исполняя Бетховена, Брамса, Шумана, Шуберта, Шопена. Но случилось так, что эта поездка осталась практически незамеченной — тогда Д.Баренбойма ещё не окружал ореол славы.
Затем в пианистической карьере Д.Баренбойма наступил некоторый спад. Несколько лет он почти не играл, отдавая большую часть времени дирижированию, возглавив Английский камерный оркестр. Последним он управлял не только за пультом, но и за инструментом, исполнив, среди других сочинений, почти все концерты Моцарта. С начала 1970-х годов дирижирование и игра на рояле занимают примерно равное место в его деятельности. Он выступает за пультом лучших оркестров мира, накопив огромный репертуар.
«Вальс цветов» Петра Ильича ЧАЙКОВСКОГО играет оркестр Берлинской филармонии.
За пультом – Даниэль БАРЕНБОЙМ.