Остатки былой роскоши

Транссибирский фестиваль Музыка
Новые реалии жизни заставляют буквально каждого что-то поменять в своих планах. Это обусловлено необходимостью обезопасить свою жизнь насколько это возможно. Каждый день мы следим за новостями, а жизнь условно разделили на «докарантинную эпоху» и «короновирусное время». Ряд крупнейших мероприятий, запланированных в Новосибирске, отменили, перенесли либо изменил свой формат. К ним относится и «Транссибирский арт-фестиваль» Вадима Репина.

Традиционно организаторы планировали  провести его с размахом. И до последнего момента рассчитывали, что хотя бы с изменённым составом солистов, которые находятся в пределах нашей страны, а не за границей,  несколько концертов состоятся в залах, заявленных в афишах. Но, увы, и этому не суждено было сбыться. Точнее, некоторые выступления можно было увидеть онлайн — 25, 26 и 28 марта. Но в пустом зале им. А. Каца, без зрителей. Насколько это получилось удачно — судить слушателям. Мнения их разделились: кто-то посчитал, что исполнители не были готовы к такой форме концертов, и выступления получились «похоронными», кто-то наоборот отметил, что такого рода концерты имеют задачу объединяющую, что отклик от музыки был живым и настоящим, хоть и по ту сторону экрана. И неважно, в пустом это было зале или нет. Артисты играли вопреки депрессии, хотя, конечно, тоже рисковали, находясь на сцене в количестве более 100 человек, что противоречило установленным правилам карантина. Эта ситуация выглядела более, чем странно, будто музыканты имеют девять жизней и они должны в любом случае выступить, а порядок карантинных мер, установленный на самом верху власти, на них не распространяется.

Тем более контрастными, как бриллиантовые брызги от фестиваля, состоялись мастер-классы в серии «Общайся со звездой». Андрей Коробейников (фортепиано), Александр Бузлов (виолончель) и Полина Осетинская (фортепиано) провели занятия с юными новосибирскими исполнителями в ДК «Энергия». Разумеется, со всеми предосторожностями: инструменты обрабатывались антисептиками, а зал был закрыт для посетителей. Тем не менее для тех, кто принял участие в этих мастер-классах, событие было знаковым. Получить наставления, ценные рекомендации очень важно для молодых исполнителей, поэтому от участия никто не отказался. 

Особенно хотелось бы отметить мастер-класс Полины Осетинской. Пианистка, хорошо известная с 80-х годов,  девочка-вундеркинд, сложной судьбы, открыто описанной ею в книге «Прощай грусть». Сейчас же она не только очаровательная женщина, но и первоклассная сольная исполнительница, что вообще встречается довольно редко в «мужском» пианистическом обществе. Также Полина Осетинская любит исполнять камерную музыку, хотя, по её собственному признанию,  предпочитает играть не со всеми исполнителями в ансамбле. Причины этого разные: у музыкантов может не совпадать уровень профессионализма, как и дарования, а также прекрасного ансамблевого звучания не достичь, если артисты слишком по-разному чувствуют музыку, которую исполняют — её стилистику, экспрессию. Это почти, как в любви — если между партнерами нет искры, то ничего не получится.  Яркая, смелая по своим внутренним убеждениям, Полина  прошла через профессиональные проблемы со здоровьем — «переигранные» руки, преодолела их. И тем ценны её рекомендации для молодых пианистов, поскольку она может предвосхитить возможные ненужные зажимы у исполнителей. Полина обращает отдельное внимание на посадку за инструментом, звукоизвлечение. Удивительно, что педагогикой на постоянной основе Полина Осетинская не занимается, только в режиме мастер-классов. Она поделилась, что на  это просто не остается времени, так как помимо сольной карьеры, связанной с гастролями и большим количеством концертов, Полина воспитывает троих детей. 

 25 марта Полина Осетинская совместно со скрипачом Вадимом Репиным и виолончелистом Александром Бузловым в сопровождении Новосибирского академического симфонического оркестра исполнили «тройной» концерт Л. ван Бетховена. Помимо того, что на совместную репетицию было отведено очень мало времени, музыканты выступали в новых для себя условиях онлайн-концерта. Тишина в зале, нет привычного лёгкого шороха, не звонят мобильные телефоны, не падают номерки. Для исполнителей, конечно, ощущения непривычные, так как нет эффекта присутствия зрителей. Не было и аплодисментов, когда музыканты закончили играть. 

Вынуждены признать, что мир меняется, и мы вместе с ним. Радует одно, человечество не падает духом, социальные сети и мессенджеры пестрят забавными картинками и мемами на тему вируса, так сильно повлиявшему на нашу жизнь. Или повлияли всё-таки люди, а короновирус — удачный повод? Пожалуй, мы никогда не узнаем точно…

Оксана Гайгерова
Оксана Гайгерова
Оцените автора
( Пока оценок нет )
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.