Царское золото в Новосибирске

Танец

Российский балет является национальным культурным достоянием нашей страны. Произнесенная в любой стране фраза «русский балет» не нуждается в переводе и пояснениях и тем более в рекламе.
24 января 2020 года аттестационная комиссия Министерства культуры России, положительно оценив работу директора Новосибирского государственного хореографического училища Василевского Александра Васильевича, приняла решение о подписании нового контракта с ним на длительный срок.

Царское золото в Новосибирске
Александр Васильевич Василевский — директор новосибирского государственного хореографического училища.

Александр Васильевич Василевский родился 30 августа 1951 года. Заслуженный работник культуры РФ. Окончил Ленинградское академическое хореографическое училище имени А. Я. Вагановой, (специальность «Артист балета» (1970)) и факультет «Организация планирования и управления театрального дела» ГИТИСа, (специальность «Театроведение» (1987)). Директор Новосибирского государственного хореографического училища с 3 июня 2003 года по настоящее время.

Дело государственное

Настоящих школ балета, имеющих собственный полный цикл обучения, можно пересчитать по пальцам. В европейских консерваториях, имеющих отделения хореографии, таких циклов нет и учащимся приходится посещать и общеобразовательные школы. Конечно, есть небольшие исключения, к примеру Королевский балет в Лондоне. 

Напомним, что русская школа балета находилась под личным покровительством царской семьи, и царская семья непременно посещала все выпускные спектакли. Каждый выпускник ценился как царское золото. Не менее внимателен к балету и опере был и Сталин, который юридически «замотал» пять записок Ленина о закрытии Большого театра. Коммунистическая партия придавала огромное значение развитию оперного и балетного искусства в стране, иначе чем можно было объяснить строительство в годы войны крупнейшего театрально-зрелищного здания в Новосибирске. А затем и открытие театра практически день в день с Днем Победы. 

Примечательно, но театр в Новосибирске открывался именно как оперный. В первые сезоны было поставлено семь полноценных опер, которые входят в топ любого крупнейшего театра мира. И лишь в конце первого сезона был поставлен первый балет — «Корсар».
Причина была не в нелюбви к балету. С музыкантами было проще, чем с танцовщиками.

В годы войны в Новосибирске в эвакуации находились многие музыкальные коллективы, включая симфонический оркестр Ленинградской филармонии во главе с Е.А. Мравинским. Здесь же квартировали И.И. Соллертинский, заезжал Д.Д. Шостакович. Музыкантов готовили по всему Советскому Союзу, а вот артистов балета выпускало всего несколько училищ: в Москве, Ленинграде, Киеве, Тбилиси, Перми. Новосибирский театр остро нуждался в своей школе. Разговоры об этом шли постоянно.

Царское золото в Новосибирске

Искусство как вид политики

В 1957 году наш театр выезжал на двухмесячные гастроли по Китаю. Даже великий Мао посетил спектакль балетной труппы и сфотографировался с коллективом. 

И вот перспектива открытия в Новосибирске хореографического училища приняла весьма зримые очертания. В декабре 1957 года училище действительно открылось на базе интерната по улице Романова, 33. 
Осуществилось это при поддержке ученицы Агриппины Вагановой — Алисы Васильевны Никифоровой, Сергея Гавриловича Иванова и директора школы, по совместительству заместителя начальника управления культуры, Эмилии Ивановны Шумиловой.

Не беда, что еще год училище соседствовало с интернатом. Не беда, что пришлось приспосабливать под балетные залы имеющиеся кабинеты и спальные помещения. Не беда, что дети спали в больших комнатах — и старшие, и младшие. Это было первое в Сибири хореографическое училище. Настоящее!  Первый основной выпуск состоялся в 1965 году. Годом раньше выпустился экспериментальный класс, обучавшийся шесть лет. 

Но все-таки ученики первого набора были и остаются первопроходцами, так как среди них  появились  звезды  балета мирового уровня: Анатолий Бердышев, Любовь Гершунова, Александр Балабанов, далее Лариса Матюхина-Василевская, Татьяна Кладничкина, Владимир Рябов,  Людмила Кондрашова, Людмила Попилина, Вера Тимашова, Александр Горбацевич, Анна Дорош и многие другие, которые работали в лучших театрах мира.

А вас мы просим остаться!

В 1980 году была введена первая очередь современного здания хореографического училища с хорошо оснащенными балетными залами, интернатом, учебной частью. А 18 октября 2013 года открылась вторая очередь с учебным театром. Тридцать три года, учитывая общую обстановку в стране, не могли закончить это строительство. Проект пока не завершён, но «Александровская» ограда уже украшает зону учебного комплекса с девятью современными балетными залами, учебным театром на 339 мест и общежитием, способным принять 118 студентов – как российских, так и иностранных.

Как верно заметил и. о. министра культуры Ю. В. Зимняков, хореографическое училище, как и специальная музыкальная школа, являются гордостью Новосибирска, образцом того, какой наша культура может быть. За 62 года в училище сменилось четыре директора. Двух последних – Надежду Егоровну Сныткину и Александра Васильевича Василевского – я знал и знаю лично. Как и директор специальной музыкальной «школы гениев» Александр Тихонович Марченко, – это штучные управленцы, воспитанники советской школы руководителей. Оба они прошли аттестацию, и контракты с ними продлены.  Они доказали свой высокий класс управленцев. Кандидатура Александра Васильевича не вызвала вопросов на состоявшейся 24 января 2020 года его аттестации в Минкультуры России. Комиссия под руководством заместителя министра культуры России Н.П. Овсиенко так высоко оценила работу директора, что не посчитала нужным попросить его выйти при обсуждении его работы. За то, чтобы утвердить заслуженного работника культуры РФ Александра Васильевича Василевского в должности директора Новосибирского хореографического училища, проголосовали единогласно.

Царское золото в Новосибирске

Что ждёт сибирскую балетную школу?

Из доклада Василевского комиссия узнала, что за период его работы абсолютная успеваемость достигла почти 99%, возросло количество проведенных концертов, мастер-классов, участие студентов в международных и всероссийских конкурсах. Иностранных студентов стало в два раза больше, соответственно, вырос и доход учебного заведения. Продуманной предстала и дальнейшая перспектива развития училища в своей основной задаче — подготовка высокопрофессиональных кадров, способных достойно представлять российскую культуру в стране и за рубежом.  

Училищу важно с самого начала обучения развивать у воспитанников творческие наклонности, проводить внутренние конкурсы — исполнительские и балетмейстерские, участвовать в спектаклях театра, приобщаясь к творческой атмосфере в репертуарных спектаклях, участвовать в фестивалях российских балетных школ и международных конкурсах, показывать свое искусство в разных аудиториях: для ветеранов, пенсионеров, военнослужащих, в школах. Большая работа проводится со школами Новосибирска: одарённые дети привлекаются в отделение дополнительного образования и последующего поступления в училище. 

В училище окончательно решена проблема набора мальчиков, вот уже несколько лет здесь набирают мальчиков в полном объёме. Особое значение и в дальнейшем будет иметь кадровый раздел. Среди преподавателей специальных дисциплин необходимо достойно и бережно относиться к старшему поколению педагогов-мастеров и привлекать молодых преподавателей.

Царское золото в Новосибирске

«Русский балет в рекламе не нуждается»

Что очень важно для всех горожан — комиссия поддержала предложение А.В. Василевского продолжить обустройство материальной базы училища, выполнить имеющийся у НГХУ проект отделки фасадов в едином архитектурном стиле.

Дело в том, что первые два здания комплекса сдавали в 80-е годы, а последний в 2013-м, и визуально их фасады сильно контрастируют друг с другом. Можно представить себе, как будет смотреться весь комплекс в центре города в едином оформлении.

Особое внимание Александр Васильевич обратил на необходимость увеличения внебюджетных доходов. Училище предложило их повышать в последующий период по двум направлениям: увеличивать количество иностранных обучающихся и поэтапно увеличивать оплату за их обучение, учитывая спрос и предложение. 

На один из вопросов, прозвучавших от комиссии: «Как училищу удается  уже сейчас обучать большое количество иностранных студентов за не маленькую оплату?», Александр Васильевич ответил убедительно и не колеблясь: «Российский балет является национальным культурным достоянием нашей страны. Произнесенная в любой стране фраза «русский балет» не нуждается в переводе и пояснениях и тем более в рекламе. У любого человека в мире возникает только одно представление — что речь идет о прекрасном совершенстве.» 

Царское золото в Новосибирске

Выступивший на комиссии и. о. министра культуры Новосибирской области Ю. В. Зимняков дал достойную и положительную оценку работе А. В. Василевского, состоянию дел в училище, высочайшему профессионализму педагогов и масштабной комфортной материальной базе училища, подчеркнув активное участие Новосибирского хореографического училища в культурной жизни города. 

Александр Савин
Александр Савин
Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.