О Майе Плисецкой, Любови Гершуновой, Анатолии Бердышеве, Родионе Щедрине.

Танец

Как коротка память, как быстро забывают о самых ярких представителях нашей культуры, которые еще вчера были ярчайшими звездами.

Сплошь и рядом статьи составленные, мягко говоря, невежественно по отношению к нашим уважаемым деятелям искусства, профессионалам с большой буквы. Интервьюеры и журналисты часто просто не готовятся к беседе со своими героями, не считают важным изучить достаточное количество материала для написания статьи. Результат — плохое знание биографии героя, нелепые вопросы, ошибки и ввод в заблуждение читателей. Пример: «Новая газета», 2002 год, интервью Анатолия Васильевича Бердышева (советский и российский артист балета, балетмейстер и педагог, народный артист РСФСР). Журналист задаёт вопрос Анатолию Васильевичу о том, не было ли у него мечты поставить балет в современной хореографии? Мне кажется, что даже в википедии написано, что после ухода из театра Оперы и балета в Новосибирске, Бердышев трудился в течение пяти лет в качестве художественного руководителя и солиста в камерном театре классического и современного балета «Балет — Новосибирск 100». Этот театр был альтернативным. Наряду с классическим балетом, существовала и хореография экспериментальная, даже дерзкая. Лучшие балетмейстеры ставили спектакли, как, например, постановка на музыку «The Beatles» «Ангел», где Бердышев блистательно станцевал роль сержанта.

О Майе Плисецкой, Любови Гершуновой, Анатолии Бердышеве, Родионе Щедрине.
Любовь Гершунова и Анатолий Бердышев

Вообще, очень жаль, что время идёт, а историю русского балета никто системно не составил и не издал.

Но не об этом сейчас.

Как я уже писал, был в истории Новосибирского балета период, когда у нас работали ведущие балетмейстеры. Многие спектакли Большого театра, были перенесены в Новосибирск. Первой такой постановкой стал балет «Анна Каренина», премьера которого состоялась под Новый год, 30 декабря 1973 года. Балет поставлен на музыку мужа Майи Михайловны Плисецкой — Родиона Щедрина — группой балетмейстеров, среди которых сама Плисецкая, Н.И.Рыженко и В.В.Смирнов-Голованов.

Майя Михайловна не принимала участие в постановке спектакля в Новосибирске. Увидела его только в Москве на гастролях нашего театра. Но и там, вопреки общему мнению,  еще не сложился их творческий альянс, но был уже рядом.

Наличие одинакового репертуара двух таких больших театров подразумевает возможность творческого обмена исполнителями. Мы увидели ведущих исполнителей из Большого, но и наши солисты многократно вылетали на замену в Москву, что являлось важнейшим творческим опытом.

Так вот, у Плисецкой, партнером по спектаклю был Александр Годунов, еще не оставшийся за рубежом. Годунов заболел. Как в таких случаях поступает зав. трупы — ищет замену. 1975 год, только состоялись гастроли НГАТОиБ в Большом. Так вот она, замена!

Солистов Анатолия Бердышева, Александра Хмелёва и Татьяну Капустину — пригласили «выручать» спектакль в Большом. Одели всех в костюмы от Кардена и получили оглушительный успех!

С тех пор Майя Михайловна стала приглашать Анатолия постоянно, танцевать Вронского  в «Карениной». А это не менее двух раз в месяц. Вот и мотался Бердышев не без помощи Родиона Щедрина туда, сюда, обратно.  Вечер — Вронский в Москве, на следующий  вечер  уже в Новосибирске — Красс.

А в 1976 году происходит событие, которое недооценено в мире любителей балета.

Майя Михайловна и Анатолий Васильевич снимаются у Анатолия Эфроса в фильме по Тургеневским «Вешним водам» — «Фантазия».

Главный балетмейстер ГАБТа БССР, Валентин Елизаров, поставил замечательные дуэты, вплетенные в ткань художественного фильма.

Вместе с нашими героями, в фильме «Фантазия» снимались Иннокентий Смоктуновский, Андрей Попов, Татьяна Веденеева.

О Майе Плисецкой, Любови Гершуновой, Анатолии Бердышеве, Родионе Щедрине.
Майя Плисецкая и Анатолий Бердышев

В итоге получился фильм-балет, вошедший в топ фильмов в этом жанре.

Между тем гастрольный график Плисецкой был очень плотный, и Анатолий без малого восемь лет ездил по всему миру, как ее партнер. Как-то, заболев, Майя Михайловна поставила условие, что в Латинской Америке (Аргентина и Бразилия) ее заменит только пара из Новосибирска — Бердышев и Гершунова.

С четой Бердышев-Гершунова мы были дружны. Два таланта, партнёры в балете и в жизни. Конечно, это было постоянное взаимодействие в камерном театре «Балет — Новосибирск 100». Но была одна тема, которую до поры я старался в нашем общении не поднимать. Особенно, с Любовью Васильевной…

Причина была проста. Неоднократно, мне на ушко, шептали «знатоки», о якобы не просто совместной работе двух танцовщиков, но и их личных отношениях. И что конец всему положила Любовь Васильевна, которой все это надоело.

Поэтому-то  эту тему, я всячески избегал. Все быстро разрешилось однажды вечером, когда обсуждали дальнейшие постановки.

Люба, вдруг вспомнила какой- то номер, имеющий отношение к Плисецкой.

О Майе Плисецкой, Любови Гершуновой, Анатолии Бердышеве, Родионе Щедрине.
Любовь Гершунова

— Может, Майе позвонить? По номеру поговорить да, может, сама поставит или порекомендует кого! (являясь равной среди великих, она не испытывала большого пиетета

перед другими великими, поэтому Максимова была Катей, а Плисецкая Майей)

И мне стало понятно, что темы адюльтера тут нету.

Позже, я разъяснил, Анатолию, почему никогда не спрашивал его об этом.Он долго смеялся.

 

— Я посчитал, что эта тема уже изжита.

Да нет, не было никаких отношений. Зависть окружающих была, отсюда разговоры.  

Мы по-семейному дружили. Родион нередко помогал решать многие организационные вопросы, так как был депутатом. Ведь приходилось летать в Москву по нескольку раз в месяц. А ты же знаешь, каково билеты доставать на самолет (в то время, подчас, это была неразрешимая проблема). А так, через депутатский зал, без проблем..

Все кончилось внезапно. Как и началось.

Начала сказываться усталость от такого графика.

Плисецкой нужен был постоянный партнер, без хвоста в виде Новосибирского театра, с которым приходилось постоянно считаться. И решение вопроса было: Щедрин обратился к министру культуры П.Н.Демичеву, и тот договорился о выделении для Толи и Любы двухкомнатной квартиры в Москве.

Надо было переезжать, и ключи уже были. Но, неожиданно для всех, они на семейном совете решают остаться в Новосибирске.

Уверен, зная ребят, другого решения не могло быть. Толя и Люба никогда не были «столичными» исполнителями. Природа одарила их несметным богатством — талантом танцовщиков, не «первачей», как любил говорить Анатолий Васильевич, при этом не дав непомерного тщеславия. Их вполне устраивала жизнь, которую они выстроили для себя. Быть ведущими в Новосибирске, выезжать на гастроли и исповедовать семейный уют. Они были семейной парой.

Были планы пригласить Плисецкую на ее творческий вечер в Новосибирск, но Анатолий и слышать не хотел о совместных проектах с театром, был сильно обижен на НГАТОиБ, а приглашать великую балерину выступать на другой сцене, было просто невозможно.

Им было необычайно хорошо вдвоем. Толе и Любе. Они и в поездках нередко оставались в номере.

30 октября 2006 года Толя вышел в магазин, а когда вернулся, Любы уже не стало, она ушла во сне. На похоронах он не владел собой, стоял на коленях у гроба жены и плакал в голос, утираясь какой-то, подсунутой ему кем-то, белой тряпкой. Анатолий очень сильно переживал смерть Любы.

О Майе Плисецкой, Любови Гершуновой, Анатолии Бердышеве, Родионе Щедрине.
Любовь Гершунова и Анатолий Бердышев

В апреле 2015 года он вернулся домой после операции на сосуды. Вся его жизнь свелась к ожиданию ухода и встрече со свое Любовью.

28 апреля, его не стало! Ушел наш Ромео к своей Джульетте.

Так и не приехала в Новосибирск Майя Плисецкая.

Хотя и могла уже после смерти Любови, а затем и Анатолия. Интересно, что дальние родственники Майи Михайловны живут в Новосибирске. Они также хотели пригласить её, чтобы устроить творческий вечер великой примы. Но, к сожалению, не сложилось. Плисецкая внезапно скончалась….

О Майе Плисецкой, Любови Гершуновой, Анатолии Бердышеве, Родионе Щедрине.
Пожалуй последний снимок Анатолия Васильевича на могиле жены, великой балерины Любови Гершуновой. Сегодня они здесь уже рядом
Александр Савин
Александр Савин
Оцените автора
( 4 оценки, среднее 4.75 из 5 )
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.