Битлаки, или как в нас перевернулся мир

Культ.Андеграунд

Я помню, как все начиналось!

Битлаки, или как в нас перевернулся мир
пластинки на костях

1967 год. Напротив центрального рынка был Новосибирский Зоопарк, в котором начинал работать Ростислав Шило. А со стороны трамвайных путей располагался магазин «1000 мелочей». Так вот, с левой стороны магазина был Фотосалон, в котором в то время находилась небольшая, но хорошо известная всем любителям современной музыки первая и единственная студия звукозаписи в городе.Организовал все это некто Крылов. Он записывал музыкальные открытки и звуковые письма, а между делом выпускал раритетные пластинки на «костях»! Не надо пугаться. Не в буквальном смысле. Просто носителем информации были рентгеновские снимки, на которых он и осуществлял нарезку звуковых дорожек.И вот двое учащихся пятого класса школы №168, накопив 70 копеек, явились туда купить запретную, неизвестную, а потому совершенно фантастическую музыку, неких волосатиков (слова моего папы) – Битлаков! С ума сойти!

Битлаки, или как в нас перевернулся мир
The Swinging Blue Jeans

Мы протиснулись в помещение (сколько раз я потом там бывал, ведя длинные разговоры с братьями Иониными, единственными горожанами, получившими и отсидевшими реальные сроки за распространение видео с пиратской записью «Крестного отца» Ф.Ф. Копполы и фильма С. Спилберга «Челюсти»). Нежно пел саксофон. Один в один, как в кинотеатре им. Маяковского перед началом сеанса. Его еще называли японским. Но это не то, не то! Мы жались в углу, робея подойти к перегородке. Наконец, на нас обратил внимание сам Слава Крылов, управляющийся у оборудования. Сверкнув золотыми зубами, он спросил:- Ну что, пацаны, мнетесь? Я двинулся вперед, положил на прилавок 70 копеек:- Нам бы Битлаков. Голос звучал тихо, как будто я просил презерватив.- Поконкретней, — переспросил Слава. Мы растерялись.- А что, они разные бывают?- Понятно, — ответил он.

Достал с полки ленту и заправил в магнитофон.- Слушайте. Мы посмотрели на колонки, висевшие по углам. Из них рухнул звук:- О, хипи-хипи-хипи шейк! Ау! Хипи-хипи…..Нас прижало к стене. Мы не могли закрыть рты. Для нас самой брутальной была песня о «Лесорубах», а тут такое. Словом, обратно мы возвращались с пластиной, на которой были отображены чьи-то кости. Ближайшую неделю из нашего окна, из поставленной на подоконник «Лиры», неслась одна и та же песня о шейке. Ее переслушал весь наш класс, все ребята из моей хоккейной команды и просто друзья. Мы внимали и были уверены, что это и есть легендарные Битлы. И лишь спустя три-четыре года я узнал, что это -TheSwinging Blue Jeans — британская мерсибит-группа, образовавшаяся в Ливерпуле в 1960 году. Прославилась она благодаря исполнению хита американского певца Чена Ромеро «Hippy Hippy Shake», и считалась одной из сильнейших ливерпульских групп «Британского вторжения» середины 1960-х годов.

Ох, сколько же путаницы в то время было из-за отсутствия достоверной информации. Все развивалось достаточно быстро. Уже через несколько лет в продаже, наряду с различными ВИА, появились братья-демократы, быстрее наших музыкантов освоивших бит, рок и другую современную музыкальную культуру. Тут тоже много интересного, и я об этом обязательно напишу. В Новосибирске, в то время каждый меломан часть своего времени проводил в магазине «Аккорд», что на пересечении ул. Советской и Гоголя. Мы покупали все, что «выкидывали», хотя бы отдаленно напоминающее бит-музыку. В основном это были гибкие пластинки ВИА «Голубые гитары», «Поющие гитары», «Веселые ребята». Высшей удачей считалось прикупить демократов: поляков, болгар,восточных немцев, иногда венгров. И вот, как-то по информации от директора магазина, Валентины Ивановны (по-моему так ее звали), по рядам меломанов всех возрастов прошел шорох:- Будут давать Битлов…Шел 1968 год. Я был переведен в шестой класс новой школы № 88, находящейся недалеко от магазина. К концу обеда (время выкладки новинок) у магазина стояла разношерстная толпа, ошалевшая от возбуждения! Давалась ориентировка. Это середняк (между миньоном и долгоиграющей) под названием «Музыкальный калейдоскоп». Наконец, дверь открылась, и мы, давя друг друга, ринулись в узкий проход тамбура. Влетев в зал, выловив глазами, подобно коршунам, только по понятному завсегдатаям признаку, нужный сегмент прилавка, выхватывали из стопки искомую вожделенную пластинку.

Битлаки, или как в нас перевернулся мир
Первая запись песни The Beatles в СССР

Я отдал 70 копеек в кассу и, прижимая к груди новинку, вывалился из магазина. И, не помня себя, помчался к дому. Ура! родителей нет. Падаю на колени перед стоящей на тонких ножках радиолы«Лира», открываю крышку и ставлю диск на проигрыватель. Боюсь передвинуть звукосниматель ближе к концу диска — так трясутся руки. Слушаю еще неизвестных мне Нэнси и Фрэнка Синатра, уже знакомого Джанни Моранди,чуждую Эстер Офорим, оркестр Карела Влаха и, наконец, интерлюдию В. Гамалия.Эту фамилию я запомнил на всю жизнь. Не мог дождаться конца его фортепианной зарисовки (кстати, весьма милой, как позже выяснилось.) И вот — чудо, волшебство! Этого не может быть, так не могут петь!!! Волшебный, хрипловатый голос Джона Леннона, вздох:- О, геелл!

Сегодня, с высоты своего опыта, я бы признался себе в том, что в тот момент впервые после отечественных ВИА, «Лесорубов» и прочего, услышанная песня The Beatles вызвала у меня культурный оргазм. Заканчивается композиция, оглядываюсь по сторонам. Окно, двор, деревья с желтыми листьями. Встряхиваю головой, немедленно еще раз, и еще! Утром следующего дня, отъёрзав два урока в школе, с дружками бегу домой и за большую перемену успеваю прослушать песню еще три (!) раза.

«Девушка» — была первой песней Битлов, ворвавшаяся в СССР. Фирма «Мелодия» включила ее в восьмой сборник «Музыкальный калейдоскоп». На стороне один последней песней значится — «Девушка», музыка и слова народные, исполняет квартет «Битлс». Как признавался в 80-х ген. директор «Мелодии» Валерий Сухарадо, они были вынуждены слукавить и, не указывая авторов, выдать песню за фольклор и вообще выпустили эту песню нелегально. Много душещипательных историй мы слышали, что после того, как мальчишки СССР, впервые услышав песню на этой пластинке, ринулись выпиливать гитары лобзиком, учиться на них играть и создавать первые бит-группы в союзе. Не миновал сей участи и я. Запилив пластинку до дыр, мы немедленно решили создать группу и даже начали делать гитару с двумя рогами. Потом были другие пластинки. Но для нашего поколения песня «Girl» осталась символом открытия ДРУГОЙ, свободной музыки. Ее многие перепели, и даже на русском она звучала классно. На танцах под исполнение Ободзинского она помогала решать многие непростые вопросы в завоевании девичьих сердец.

Битлаки, или как в нас перевернулся мир
Альбом Rubber Soul

Я хочу вам рассказать, как я любил когда-то,

Правда, это было так давно, помню, часто ночью брёл я

По аллеям сада, Чтоб шепнуть в раскрытое окно

Girl! Girl!

А когда её встречал я где-нибудь случайно,

Мне казалось — слышала она, как тревожно моё сердце

В этот миг стучало -Ты одна на свете, ты одна…

Girl! Girl!

Я мечтал ей улыбнуться, и руки её коснуться,

Назвала б меня любимым, стал бы самым я счастливым!

Girl! Girl!

До сих пор она мне часто, снится в белом платье,

Снится мне, что снова я влюблён…Раскрывает мне она, любя, свои объятья,

Счастлив я, но это только сон…

Girl! Girl!

Битлаки, или как в нас перевернулся мир
Первая пластинка коллектива

Как я уже писал ранее, из-за отсутствия какой-либо информации о современной зарубежной музыке, мы блуждали в потемках, где на ощупь пытались быть и слушателями, и историками, и критиками в одном лице.

Битлаки, или как в нас перевернулся мир
Музыка к кинофильму «Help»

Когда на нас хлынули первые записи «The Beatles» и других бит-групп, нам понадобилось время разобраться с хронологией такого явления, как битломания. Отделить в дискографии американские цифровые альбомы от подлинных, классических английских. Понять из каких альбомов были надерганы те или иные записи Ливерпульской четверки…. Постепенно стало понятно, что есть несколько этапов в коротком пути жизни коллектива.Так, на первых пластинках звучали студийные версии «зальных песен», с которыми коллектив гастролировал до 1965 года — этот этап в то время был мне не близок. Но вот выходят: «Help!», «Rubber soul» и «Revolver». В этих пластинках уже чувствовалось влияние такой фигуры, как продюсер Джордж Мартин. Появился звук и аранжировки, включающие струнные инструменты. Легендарный альбом «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band» стал пластинкой поистине эпохальной. Это был в чистом виде концепт, впитавший в себя все, что наработал коллектив к тому времени, плюс появились новые краски симфонического оркестра, атональные вставки, и местами звучал практически тяжелый рок. При этом диск слушался, как одно целое. Помню, какое ошеломительное воздействие произвел на меня финал пластинки, как после солнечной «Good Morning Good Morning», под мычание коров и звуки домашних животных, на «раз», «два», «три» вступает мощнейшее хард-роковое гитарное соло«Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band (Reprise)»! 1967 год. Такой звук и такой драйв. Как глубоко философски зазвучал финальный -«A Day in the Life»!

Битлаки, или как в нас перевернулся мир
Культовый альбом «Клуб одиноких сердец сержанта Пепера» на заднем плане фото звезд кино, спорта и музыки

А как слушался двойной «белый», как мощнейшая симфония, где каждая сторона после какофонии на грани возможного восприятия слуха, вступали две глубоко лирические, сентиментальные композиции добряка Ринго и влюбленного бунтаря Джона: «Джулия» и «Good Night».

Битлаки, или как в нас перевернулся мир
«Белый альбом» симфонический

Потом «Особый» «Великий альбом» «Abbey Road», по названии студии, где все это писалось.

И, наконец, «странный» «Let it be». Который, как бы отбросил коллектив в начало концептуального этапа. Лишь спустя несколько лет всем стало известно, что эта пластинка лежала в сейфе и была выпущена, как последний привет коллектива своим слушателям, после того,как коллектив объявил о своем закрытии. Именно в этот момент мне удалось окончательно разобраться со всем наследием битлов.

Битлаки, или как в нас перевернулся мир
Let It Be

Я, как и все, ждал и верил массе слухов о том, что коллектив просто сделал паузу ивот-вот вернется. Не случилось. Я хорошо помню тот момент, когда стало ясно: «Они ушли окончательно!» Не будет продолжения праздника духа и мысли! Коллектив, который перевернул представление современников о музыке, сформировав нас другими, остался в истории! Осознание этого произвело на всех, чуть ли не большее впечатление, чем его открытие для жителей СССР. Это как ты встретил близкого тебе человека и тут же потерял. Как то вечером, когда эта мысль окончательно утвердилась у меня в голове, я достал пластинку«Abbey road» и стал ее слушать, с пониманием того, что это было их последнее совместное действо, последнее прости и пойми и они это знали!

«Golden Slumbers» «Carry That Weight»«The End»! чудесным образом объединились в финальную прощальную сюиту. Вот музыканты поют, а капелла, вот легендарное соло Ринго на барабанах, вот изматывающее, раздирающее соло всех музыкантов по очереди, потом дуэт Пола и Джона, и симфонический финал.

Битлаки, или как в нас перевернулся мир
Прощальный «Монастырская дорога». Это пешеходный переход к студии, где записывалась эта пластинка и огромное число других

Озорное подмигивание после большой паузы, «Her Majesty» Пола, уже не могло обмануть.Музыканты лишь сказали, да мы сделали, что могли, но не отчаивайтесь, жизнь продолжается. Диск остановился, а я сидел и плакал, плакал над самыми близкими мне друзьями. С той поры, стоит мне услышать этот финал, слезы произвольно наполняют мои глаза, и я ничего не могу с собой сделать! Часть жизни с названием Битлаки, сделавшим меня Другим, закончился!

Поиски Битлов, после «The Beatles».

Как я уже писал, мы серьезно стали заниматься битлами, когда они уже начали выпускать свои сольные альбомы. Именно там мы искали следы «The Beatles».

Битлаки, или как в нас перевернулся мир
John Lennon

Джон, после выпуска дисков, не представлявших никакого интереса и одного живого, в котором интерес представляли только его личные записи, а не некие «искания» его жены Йоко Оно, больше напоминающие весенние крики кошек во дворах, вдруг выпустил подряд две культовые пластинки, одна из которых: JohnLennon/Plastic Ono Band (1970) и вторая «Imagine» (1971)! Первую, мы между собой называли «Mather», по заглавной песни пластинки. Она была чисто Ленноновской, жесткой, политизированной и бескомпромиссной. Помню, друзья не поленились и посчитали сколько раз в песне Well, он до хрипа прокричал эту фразу. «Так! Так!Так!». Именно так заявил мой отец, услышав эти крики, спрятав вертушку с магнитофоном в большой стенной шкаф. Впрочем, уже утром следующего дня он уехал в командировку, и я, поднапрягшись, отодвинул шкаф от стены, отверткой открутил заднюю часть стенки и достал аппаратуру. Как же мы тогда ругали Йоку, которая, по нашему мнению, совала свой нос во все дырки, еще и пыталась петь, свои, так называемые, песни. Нам, тогдашним, и в голову не могло прийти, что именно благодаря этой большой любви Джона к жене, вообще появилась пластинка всех времен и народов: «Imagine» (1971)! Она наполнена романтической грустью, светлой любовью и потрясающе мелодична. К сожалению, Джон больше не смог сделать подобного альбома, хотя и последующие его пластинки интересны, но практически не несут в себе отголосков квартета.

Битлаки, или как в нас перевернулся мир
Imagine

8 декабря 1980 года Джон был убит, замкнув круг трагических смертей этого черного для меломанов года. Ведь в этом же году не стало в чем-то похожего Владимира Высоцкого и ещё одного кумира того времени — Джо Дассена.

Битлаки, или как в нас перевернулся мир
Ringo

Более полно оправдал наши надежды Ринго Старр, выдав пластинку с любимыми песнями своей мамы «Sentimental Journey» (1970). Кстати, предугадав на десятилетия вперед альбомы каверов этих сентиментальных песенок 40-50 х. Их выпустили в 2000-х практически все рок-звезды. Казалось бы, ничто не предвещало ничего необычного, а уж тем более взрывного. Но взрыв случился. В 1973 году появляется третья пластинка барабанщика великой четверки — «Ringo». Ринго Старр попросил всех своих друзей-музыкантов помочь ему в записи альбома. В создании пластинки принимали участие: Марк Болан, члены The Band, Билли Престон, Клаус Форман, Ники Хопкинс, Гарри Нилссон и Джим Келтнер. Но самое умопомрачительное было то, что в записи заглавной песни альбома «I’m the Greatest» приняли участие Джордж Харрисон и Джон Леннон. Более того, именно Джон был автором этой песни! Впервые после закрытия коллектива трое из четверки записали новую песню. Мы были счастливы. Вообще, при всей нашей привередливости, все с удовольствием слушали и, надеюсь, как и я продолжаем слушать, все новые и новые пластинки Ринго, который, несмотря на свои 77 лет, продолжает их выпускать. И сегодня у меня в коллекции их, не считая сборников, 19! При этом последний вышел в нынешнем году, и, должен сказать, что задора и солнца в этих песнях по-прежнему много, а в 2010 в пластинке — «Y Not» отметился и сэр Пол. Хорошо, когда есть такие музыканты. Как-то в интервью, на выставке королевских роз, журналистка спросила Ринго, зачем он увлекается садоводством. Он с улыбкой ответил:- Больше всего в саду мне нравится указывать садовнику на какое-то присмотренное для розы место и говорить: «Сади здесь»! Наверное, он правильный человек, аполитичный, радующийся жизни и своим друзьям и зрителям. Поэтому его все любят! Если Леннон для нас был этаким бунтарем, музыкальным хулиганом, находящимся под отрицательным влиянием жены. То Ринго был солнечным, безобидным, без претензий на глубокие познания наук, сочиняющий легкую, с оттенком ностальгии музыку. Он и фотографировался с женой, хвастаясь, видели, какую девушку отхватил!

Битлаки, или как в нас перевернулся мир
LAS VEGAS, NV — NOVEMBER 22: Recording artist Ringo Starr performs with Ringo Starr & His All-Starr Band at The Pearl concert theater at the Palms Casino Resort on November 22, 2013 in Las Vegas, Nevada. (Photo by Ethan Miller/Getty Images)
Битлаки, или как в нас перевернулся мир
George Harrison
Битлаки, или как в нас перевернулся мир
Тройной альбом Джорджа

А Джордж Харрисон были интеллектуал, эстет. Этому не мешали оттопыренные уши, которые он старательно прикрывал волнистой гривой волос. Именно он свел группу с Индией, которой он остался верен до самой смерти. Харрисон многое сделал для английского кино,вложив в его развитие немалые личные деньги. Для коллектива он писал немного,как правило, одну-две песни на альбом, но они внесли неповторимый Харрисоновский колорит. Я его очень любил и люблю! Поэтому, как только мы протоптали дорожки в Москву, я с большим трудом «достал» два альбома, о которых много слышал, но фактически не слушал целиком. В первом из них,состоящему из трех пластинок, он буквально обрушил на поклонников накопившийся объем материалов — «All Things Must Pass». Безусловным шлягером стала песня «My Sweet Lord». Альбом много раз переиздавался и в результате был продан в количестве 6 млн. копий.Следующий «тройник» вызвал огромный общественный резонанс — «The Concert for Bangladesh». В 1971 году Харрисон организовал два огромных благотворительных концерта «Концерт для Бангладеш» в Нью-Йоркском Мэдисон-Сквер-Гарден, сборы от которых предназначались фонду помощи жителям Бангладеш. Жители государства незадолго до этого пострадали от разрушительного циклона «Бхола» и действий пакистанской армии во время Войны за независимость Бангладеш. Первого августа на концерт собралось более 40 000 человек. В них приняли участие такие популярные музыканты как Боб Дилан (очень редко появлявшийся на публике в 1970-е годы), Эрик Клэптон(несколько месяцев до этого не выступавший публично по причине пристрастия к героину и распада ансамбля Derek and the Dominos), Badfinger, Билли Престон и Ринго Старр. Первым выступил приглашённый Харрисоном Рави Шанкар,показавшийся нам чрезвычайно нудным. Резонанс от альбома докатился и до Новосибирска. Поэтому пухлую красную коробку мы, получив, передавали из рук в руки. Видимо ожидания были столь велики, что после ошеломительного первого альбома, этот показался нам излишне затянутым и с плохо выстроенным звуком.Следующий, «Living in the Material World», стал практически последним цельным альбомом, который мне понравился полностью, последующие, как правило,содержали по одной — две хорошие песни. Вплоть до «Cloud nine», альбом, который продюсировал Джефф Линн, руководитель группы ELO, его близкий друг и партнер по супер проекту «The Traveling Wilburys» (1988—1990) и антологии «The Beatles».Звонкий, ровный альбом, вместе с последним, посмертным, достойно завершил творческую и физическую жизнь Джорджа. До меломанов доходили слухи, что музыкант борется с тяжелым онкологическим заболеванием, что ему провели операцию на гортани и он прошёл курс химиотерапии. Когда журналисты спросили об этом Ринго, тот ответил, что встречался с другом, и что, когда они были в компании, Джордж очень живо интересовался у одного известного финансиста, как грамотно с экономить на налогах.Мы посчитали, что все обошлось.

29 ноября 2001 года, в обед, я ехал по улице Советской города Новосибирска, по радио шли новости. Сообщили о смерти экс-битла — Джорджа Харрисона. Причиной назвали неоперабельную опухоль головного мозга. Я немедленно припарковался. От нахлынувших слез не видел дорогу. По прихоти судьбы моя машина стояла напротив фирменного магазина «Агарта», где в последние годы я покупал компакт-диски, в том числе с записями Джорджа.

Чуть позже я узнал, что Джордж успел помириться с сестрой после десятилетней ссоры, встретился с Ринго, которого он поддержал в тяжелую минуту, когда у его дочери обнаружили рак гортани, провести несколько часов с Полом, в поместье к которому в Беверли-Хиллз он улетел умирать! Итог его жизнь был озвучен его близкими и друзьями:

«Он покинул этот мир так же, как и жил: помня о Боге, не боясь смерти и в мире с самим собой, окружённый родственниками и друзьями. Подождать может всё,кроме поиска Бога и любви друг к другу».

В тот день я потерял очень близкого человека.

Битлаки, или как в нас перевернулся мир
Альбом, спродюсированный Джефом Лейном

Конечно, наиболее полно ностальгию по The Beatles удовлетворял Пол. Это и не удивительно, необычайно талантливый композитор, очень организованный человек, именно он был главной движущей силой в коллективе. Первую самостоятельную работу Пола большинство меломанов не оценила -записанная в домашней студии в одиночку, наложением баса, фортепиано, гитары и примитивного барабана. После масштабных, нередко драйфовых работ поздних битлов, этот минималистский альбом показался этакой странной первой пробой пера.

Битлаки, или как в нас перевернулся мир
Первая сольная пластинка Пола

Все оценили лишь фото обложки, на котором Пол держит за пазухой своего ребенка. А мне он очень понравился. Этот простенький альбом был необходим Полу для некоего душевного баланса. Это как после разнообразной причудливой пищи, вы вдруг захотели холодного молока с горбушкой свежеиспеченного хлеба,посыпанного крупной солью. А «Junk», так и вовсе, я заучил на память, и нередко мы играли эту песню в кафе«Эврика», где я, бывало, подрабатывал.

Битлаки, или как в нас перевернулся мир
Вегетарианец Пол

Уже следующий — «Ram» — был более богат аранжировками и получил огромную популярность.Но подлинный триумф, заслужил небольшой коллектив Пола и Линды под названием «Wings». Сначала меня поразил дикий до хрипа «Wild Life»,прославившийся благодаря простенькой «Be bop», которая стала заставкой к одной популярной программы первого канала ТВ того времени, потом бесконечно романтичный «Red Rose Speedway» с мега шлягером «My Love», песней,написанной в лучших традициях романтических баллад битлов.

Битлаки, или как в нас перевернулся мир
Самая популярная в СССР пластинка Пола

Но самым ярким и самым лучшим был и останется для меня «Band on the Run». «Хоп, хэй-хоп» — доносилось из окон, гремело на дискотеках, звучало в ресторанах. Больше, наверное, играли только «Вологду». Это было помешательством. Все от этой пластинки сходили с ума. И последующие пластинки были каждая по-своему интересны, но это был бриллиант. Надо отметить роль первой жены Линды на Пола. Пол был и остается домашним человеком. Он обучил супругу игре на органе и вокалу, чтобы она работала в коллективе и могла ездить на гастроли с мужем. После ее смерти от рака, Пол признался, что расставался с женой за всю их совместную жизнь лишь на неделю. Линда никогда не диктовала Полу, с кем и как ему вести дела, с кем дружить или ругаться. И, когда ее не стало, я понял, что мне не хватает в новых записях Пола ее тоненького голоска и бесхитростного органа. Она вносила в звуковую палитру ансамбля свою краску, и эта краска была очень приятна. К 1979 году Wings как проект исчерпал себя. Что удивительно, к этому времени между Полом и Джоном восстановились отношения. Пол первый пошел на контакт. Несмотря на то, что Джон был непредсказуем, Пол звонил ему, прощая всякие колкости, типа: «У тебя на уме пицца и всякие сказки». И тот и другой допускали возможность написать что-нибудь вдвоем. Их воссоединению всячески препятствовала Йока. Доходило до прямого вредительства. Так, 13 августа 1980 года Маккартни, находясь на Карибах, позвонил Джону Леннону в Нью-Йорк, но секретарша (по указанию Йоко) ответила, что того нет дома, хотя дома он в тот момент был. Пол тяжело пережил убийство Джона. Его смерть перечеркнула всякие надежды на воссоединение и совместную работу. Конечно, Пол много и плодотворно работал и продолжает это делать. Он писал симфоническую музыку, оратории и даже музыку для балета, регулярно выпускает прекрасные пластинки, много гастролирует. В некоторых альбомах есть проблески битлов. Но ему не удастся повторить ни битловский, ни первый пост битловский период в своем творчестве. Нет, там все здорово, профессионально, очень чистенько. Но даже в его анонимных проектах,типа «Fireman», все очень стерильно. Исключение составил альбом «Run Devil Run» 1999 года. Только умерла Линда,которую Пол все это время поддерживал. И, видимо, чтобы сбросить накопившийся стресс, он с помощью гитариста Pink Floyd Дэвида Гилмора, барабанщика Яна Пейса (Deep Purple) и еще нескольких музыкантов, за несколько сессий в живую записал альбом кавер-версий, старых рок-н-роллов, времен ранних битлов, добавив три новые песни, написанные в этом же стиле. В первые десять лет влияние The Beatles, как единого организма, на Пола продолжалось, а потом оно закончилось, и мы получили крепкого профессионала, буржуазного, коммерчески удачного композитора.У меня есть все его пластинки. И иногда я их пересушиваю, но те, первые, я слушаю регулярно. Каждый из квартета был интересен сам по себе, но гениями они стали только работая вместе, когда организованность и профессионализм Пола, смягчал хулиганство и революционное начало Джона, Джордж дополнял звуковую палитру своим интеллектом, а Ринго, ностальгическим романтизмом. В результате мир имеет феномен под названием «The Beatles» как единое целое!

Битлаки, или как в нас перевернулся мир
Баран, отсюда началось восхождение сольной карьеры Пола

И еще несколько слов о пятом члене коллектива, Джордже Мартине. Человек с абсолютным вкусом, прекрасный пианист, знающий классику, чувствующий оркестр, он многому научил этих обычных ливерпульских парней, не имеющих системного классического образования. Именно он сделал их тем, кем они стали.Всю жизнь он прожил на студии «Abbey Road». Там, к слову, «Машина времени»записала одну из своих лучших пластинок «Место, где свет». Мартин, передав дела своему сыну, скончался 8 марта 2016 года в возрасте 90 лет.

Битлаки, или как в нас перевернулся мир
Джордж Мартин-пятый битл

Наверное, всевышний, правильно сделал, что не дал коллективу продолжать работать дальше. Они сделали все, что могли, и их дорожки разошлись! А иначе мы бы, наверное, и до сегодняшнего дня имели коллектив, по типу их антиподов«Rolling Stones», которые уже ни одно десятилетие разъезжают по миру, перепевая свои легендарные хиты 60-70 годов прошлого века. Пишу это без всякой издевки,каждый выбирает свой путь, .Чтобы завершить свою краткую историю квартета, необходимо упомянуть, что в1995 году, под управлением Джеффа Линна все живые на тот момент битлы,собрались для выпуска своей антологии. Были найдены домашние записи двух песен Джона, которые он напел и «намычал», аккомпанируя себе на гитаре. Кудесник звука Джефф вычистил эти записи и сделал аранжировки песен. А дальше каждый из квартета записал свою партию аккомпанемента и голоса для соло Джона. Таким образом мы получили две уникальные и приличные новые песни The Beatles: «Free as a Bird» и «Real Love». Я, как, наверное, и все, кто рос на песнях битлов, с трепетом выслушал эти записи, где к нам с небес с последним приветом обратился Джон, парящий, как свободная птица.

Сегодня слушать пластинки или компакты квартета мне нет нужды. Достаточно просто взять их в руки и, отложив обложку, через ладонь, положенную на поверхность диска, почувствовать свою молодость и то ощущение простора, воздуха, что окружило нас с первыми аккордами песен легендарной Ливерпульской четверки.

P.S.Когда меня пригласили на работу в обком ВЛКСМ, самое сильное впечатление на меня произвел, как бы сейчас сказали — корпоративный вечер. Там аппарат обкома с мужьями и женами весело танцевал, в том числе и под песни битлов. Помню, в тот момент у меня закрались сомнения в том, что разговоры о том, что битлы прилетали на один день в СССР, чтобы выступить перед Л.И. Брежневым, были шуткой. Ведь реально к восьмидесятым битлов слушали все моложе 35 лет, и для нас, завзятых меломанов, «заграница» притягивала лишь тем, что там ВСЯ новая музыка, близкая нам, была доступна. Уверен, если бы идеологическое руководство страны мягко, гибко и главное своевременно пустила эту культуру в страну, всеобщего обожания иностранной культуры не было бы, во всяком случае, в той острой форме, позволившей обобщить: «The Beatles сделали для развала СССР больше, чем все антисоветские центры и разведки США и Европы!»

Битлаки, или как в нас перевернулся мир
Пол на красной площади

В 2003, Пол приехал в Россию и дал большой концерт на Красной площади!Многие поспешили сравнить этот концерт с концертом Пинк Флойд на Берлинской стене. Чепуха! Битлы сломали эту стену много раньше, и Пинк Флойд попали на Берлинскую стену, во многом благодаря битлам и их влиянию. А на красной площади мирно уживались Андрей Макаревич (Макар) в компании с президентом страны В.В.Путиным (в прошлом, профессиональным разведчиком) и человеком в кепке (Ю.М. Лужковым), его женой, самой богатой женщиной страны, слушавшим кумира своей юности и молодости — Пола Маккартни, среди обычных поклонников легендарной четверки. Вот бы все это, лет на 30 раньше!

Александр Савин
Александр Савин
Оцените автора
( 2 оценки, среднее 3 из 5 )
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.