Полина Осетинская: “Я – исключение из правил”

Полина Осетинская Культ.Личности

В новых сложившихся условиях карантина «Транссибирский арт-фестиваль» Вадима Репина прошёл молниеносно. Наряду с переносом множества выступлений иностранных исполнителей на сентябрь, были произведены замены солистов, для того, чтобы хотя бы в онлайн-режиме слушатели могли насладиться несколькими концертами, прошедшими в зале имени А. Каца.

Для исполнения Концерта Л. ван Бетховена для скрипки, виолончели и фортепиано с Новосибирским академическим симфоническим оркестром в компанию солисту и организатору фестиваля — Вадиму Репину (скрипка) были приглашены Александр Бузлов (виолончель), Полина Осетинская (фортепиано).

Полина Осетинская стала известна в 80-е годы, благодаря незаурядным пианистическим и музыкальным способностям в детском возрасте. Девочка завоёвывала самые крупные филармонические залы СССР и постсоветского пространства.

Первым педагогом Полины был её собственный отец, не умеющий играть на фортепиано. Тем фантастичнее выглядели концерты юной пианистки-вундеркинда.

В 2007 году Полина Осетинская написала книгу «Прощай, грусть», в которой открыто описывает все подробности своей жизни с отцом и трагедии, связанные с этим. Сейчас она одна из ведущих сольных исполнителей мира.

— Полина, хочу выразить мнение многих о том, что вы прекрасная пианистка и очень органичны на сцене. Слушая вас получаешь эстетическое удовольствие от образа и внешности во время исполнения. Нет каких-то отвлекающих движений, излишней импульсивности. Искусство вы преподносите публике с большим достоинством и чувством меры. Даже если зрители по ту сторону экрана, как было в данном случае в формате онлайн-концерта.

Полина Осетинская
Полина Осетинская

— Спасибо. Да, это был необычный опыт. Конечно, мы все трое – я, Вадим и Александр – слегка по-разному ощущаем эту музыку Бетховена, но в условиях дефицита времени для полноценных репетиций, я считаю, что мы пришли к какому-то единому компромиссу и вполне достойно сыграли «тройной концерт».

— Также вы в нынешних непростых «карантиновых» условиях дали мастер-класс юным исполнителям в рамках фестиваля в программе «Общайся со звездой». Наряду с работой над произведениями, которые демонстрировали молодые пианисты, большое внимание уделялось простым вещам, на первый взгляд, а именно, как исполнитель сидит за инструментом, положению его тела. Поясните, пожалуйста, почему это так важно?

— Дело в том, что есть базовые вещи, которыми в фортепианной педагогике нельзя пренебрегать. Это постановка, посадка, физиологически правильное положение тела, которое позволит предотвратить начинающему пианисту большие проблемы в будущем, связанные с его здоровьем.

Мне кажется, что педагоги уделяют этому недостаточно внимания, а должны, тем более — в музыкальной школе. Ведь от того, как это будет правильно сделано в самом начале обучения ребенка — так и останется с ним на всю жизнь. Если упустить эти моменты, то у ученика начнутся зажимы, ненужное напряжение в мышцах.

Педагогам по фортепиано, как врачам, например, чтобы квалифицированно понимать все эти проблемы и откуда они берутся, нужно прочитать не одну книгу, хорошо знать физиологию процесса игры на инструменте, анатомию.

Зачастую, преподаватели скорее натаскивают своего ученика, в погоне за победами в конкурсах, выступлениях на концертах, а работа над постановкой пианистического аппарата уходит на второй план, поскольку это достаточно нудное и кропотливое занятие, которое не даст быстрого результата, так как это труд на перспективу, а не то, что даст мгновенный эффект.

— Что именно послужило толчком для создания «Центра по поддержке профессионального здоровья музыкантов Полины Осетинской»?

— Этот центр я основала после того, как сама столкнулась с тем, что переиграла руки в 2015 году. Когда пришлось заняться поиском специалистов, которые могли бы мне помочь, сделала большое открытие — в природе не существует волшебной таблетки, которая избавит вас от этой проблемы. И пришла к выводу, что этим лекарством может быть только ваша осознанность, желание работать, а также понимание, что этот недуг складывается не из одного компонента, а из комплекса состояний вашего организма.

Полина Осетинская
Полина Осетинская

Осознание этого было болезненным. Потратив на различных специалистов десятки тысяч евро и на то, чтобы пройти все виды медицины: традиционной, нетрадиционной, доказательной, я выяснила, что профессиональные заболевания у музыкантов не всегда являются физиологическими проблемами.

Например, причиной может быть нарушение баланса каких-то микроэлементов, сбой биохимического гормонального фона. К примеру, высокий уровень кортизола (как его называют – «гормон стресса») и нехватка магния может привести к тому, что у вас будут спазмироваться мышцы.

Также огромное значение в возникновении профессиональных заболеваний у пианистов имеет психоэмоциональный стресс перед выходом на сцену, он играет ровно такую же роль в проблеме мышечных зажимов, как и не хватка каких-то микроэлементов. И это необходимо решать в совместном «сотворчестве» с грамотным терапевтом, эндокринологом. Но, увы, этим практически никто не занимается.

Если бы я вначале своего пути встретила тех специалистов, которые мне попались уже после моих многочисленных мытарств, а к тому времени я уже принимала кучу гормональных препаратов, назначенных мне немецкими врачами, то нашла бы прямой путь выхода из ситуации. Но пришлось пройти огромными кругами через эту проблему. И благодаря этим кругам я поняла для себя ряд основ, о чем я уже говорила на своих мастер-классах.

Поэтому я обращаю отдельное внимание педагогов и учеников на начальные этапы музыкального образования и постановки рук за инструментом.

— Полина, вы не принимали участие в академических музыкальных конкурсах, это ваша принципиальная позиция?

— Да, это моя принципиальная позиция. Было, правда, одно исключение, когда в 1995 году я поехала на Конкурс имени королевы Елизаветы в Брюсселе (Бельгия). Но не прошла далее первого тура. Я подробно об этом малоприятном событии написала в своей книге «Прощай грусть» 

Ни для кого не секрет, что есть профессора, к которым в класс идут, потому что знают, что те помогут продвинуться в карьере. А есть педагоги, которые занимаются только музыкой, а не музыкальным бизнесом.

И когда я попала к своему преподавателю Марине Вениаминовне Вольф, она вообще была далека от всех этих целей, связанных с конкурсами, как и мой педагог в аспирантуре Вера Горностаева, хотя она гениально многих готовила для таких профессиональных соревнований.

Нужно понимать, что конкурсы вообще не для всех, потому что в музыке, также как и в жизни, существует огромное многообразие человеческих типажей, психотипы музыкантов.

Например, есть те, которые сродни спортсменам – им важно сыграть быстрее, громче, прыгнуть дальше в октавах и других фортепианных техниках…От этого они испытывают драйв, азарт! А есть люди, для психики которых даже один конкурс может быть просто губительным и погрузит его в бесконечную депрессию, нанеся психологическую травму на всю жизнь.  Поэтому нужно понимать, какая психофизика у ребенка, подростка.

Второй вопрос — выбор подходящего репертуара для конкурса, который будет соответствовать его внутреннему темпераменту и предрасположенности к той или иной музыке. Музыканту, который хорошо играет Шопена и чувствует его, не нужно ехать, к примеру, на Рахманиновский конкурс.

Конечно, есть исполнители, которые являются универсалами в хорошем смысле слова, способные одинаково хорошо, без потерь качества и стилистически верно играть произведения абсолютно разных композиторов, но их очень мало.

По-большому счёту, конкурсы это ресурс, с помощью которого музыкант хочет, чтобы о нём узнало большое количество людей, это способ продвижения. Тем более, что сейчас есть множество онлайн-трансляций, где помимо тех зрителей, которые сидят в зале и слушают отборочные туры, есть и те, кто у экрана в любой точке мира смотрит на конкурсантов. Поэтому, ты, даже не получив медали на каком-то одном из топовых конкурсов, можешь хорошо о себе заявить.

— Сольных исполнителей — женщин очень мало, по пальцам перечесть. Дело вряд ли в степени одарённости по гендерному признаку. Почему так происходит: это мужской мир и женщинам там не место или женщины сами выбирают другой путь после того, как закончили консерваторию, ведь изначально в музыкальный вуз (а до этого уже закончена музыкальная школа и музыкальное училище) количественно поступает больше девушек?

— Если разбираться — то почему они поступают? Потому что в своё время их мамы отвели в музыкальную школу, так как хотели, чтобы дочери играли на фортепиано, получили хорошее образование, имели отношение к искусству, приобрели хорошие манеры.

Девочки всегда старательнее, им врождённое чувство ответственности не даёт бросить учёбу и стимулирует идти до конца, как и не даёт впоследствии, став уже взрослыми, отодвинуть интересы своей семьи и детей в пользу своей карьеры.

Мужчины свои личные задачи ставят выше, а женщина, как правило, живёт обязательствами по отношению к близким ей людям. И путь артиста — это путь одиночки, очень сложно совмещать карьеру с семьёй и детьми. То есть ты будешь или мать-кукушка, которая наплевала на своих чад, или просто оставишь карьеру, потому что у тебя не будет времени заниматься на инструменте, а для музыканта важно постоянно находиться в профессиональной форме.

Также нельзя недооценивать физические и психические нагрузки исполнителя, перелеты, недосып, сама подготовка, репетиции — всё это достаточно серьёзные энергетические затраты, не каждая женщина способна их выдержать. Поэтому до верхнего профессионального уровня, где возможно конкурировать с мужчинами, добирается не каждая, а только, кто чем-то пожертвовал в этой жизни.

И эта дилемма стоит перед всеми женщинами-музыкантами.

— В каком амплуа музыканта вы себя ощущаете сами? Сольный исполнитель, исполнитель камерной музыки, педагог, концертмейстер? Именно такие специальности указываются в дипломе при выпуске из консерватории.

— Преподаю я не на постоянной основе, а в режиме мастер-класса, потому что, зная себя и моё отношение к делу, не могу этим заниматься без полной отдачи сил и времени. При моих немногочисленных уроках с учениками могу сказать, что часто получаю отзывы, что на моих занятиях ребята получили большое количество важной информации, которая хорошо профессионально и музыкально продвинула их в будущем. И, если таким образом заниматься в регулярном режиме, то нужно тогда оставить все остальные направления моей деятельности.

Что касается моих внутренних ощущений, то, конечно, я чувствую себя сольным исполнителем. Но очень люблю камерную музыку, хотя там немного ниже ответственность, в отличие от сольного исполнительства, а также необходимо идти на множество компромиссов.

Камерная музыка для меня это, как роскошь, которую я могу себе позволить время от времени, особенно с теми людьми, с которыми я больше всего люблю играть.

С некоторыми из них даже репетировать не нужно, просто садимся и исполняем. И играть с музыкантами такого уровня дарования и профессионализма действительно для меня огромное наслаждение.

— Кто такие вундеркинды? Не искусственно ли созданное понятие?

— В 90% случаев — это чистый маркетинг и амбиции родителей. Нужно понимать, что по-настоящему гениальных детей очень мало. Остальные — это уже проявление родительского честолюбия. И мне кажется, что умение отличать эти зёрна от плевел, задача далеко не из простых.

Конечно, всех родителей, которые за счёт своих детей хотят удовлетворить свои амбиции, мне хочется прибить.

Я когда-то беседовала с директором ЦМШ на эту тему, который рассказывал, скольких талантливых детей погубили такие мамы и папы. Когда в 8, 9, 12 лет — это сверкающие способностями чудесные ребята, а в 14 — уже психически больные люди.

— Как удалось вам пережить такую же психологическую травму, но вас не «отвернуло» от занятия музыкой?

— Я даже не знаю, как ответить на этот вопрос. Я скорее исключение из правил, как мне кажется. Большинство людей на моём месте сломалось бы, сошло с ума, наверное, и больше никогда музыкой бы не занимались.

Пожалуй, на моём примере можно черпать надежду, что ещё не всё потеряно даже после такого жизненного опыта, как мой.

Беседовала Оксана Гайгерова

Оксана Гайгерова
Оксана Гайгерова
Оцените автора
( 3 оценки, среднее 5 из 5 )
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

  1. Аватар
    Марина

    Оксана, спасибо!

    Ответить