Камень для Голиафа

Культ. Публикации

Пресса о Молодом Давиде

Известия 23 марта 1999 г.

В Новосибирске поставили оперу «Молодой Давид» Владимира Кобекина

На сцене Новосибирского оперного театра впервые поставлена опера «Молодой Давид» екатеринбургского композитора Владимира Кобекина. Так совпало, что эту постановку какой-то месяц отделяет от другой, известной ныне всей стране. В Самаре Мстислав Ростропович ставил оперу «Видения Иоанна Грозного» Сергея Слонимского, учителя Владимира Кобекина. Когда из здания Самарской оперы, построенного над бункером Сталина, информационные агентства давали ежедневные сводки новостей, в Новосибирске тихо трудились над историей царей библейских. Без помпы и колоссальных затрат там создали спектакль, которому уготована роль одного из главных событий оперного сезона.

Опера Владимира Кобекина на либретто Алексея Парина продолжает линию, начатую «Юдифью» Серова. Библейский сюжет, впитавший за свою многовековую жизнь разнообразные культурологические пласты, в эпоху постмодернизма становится сюжетом универсальным. В нашем восприятии Давид уже не просто второй библейский царь, перенесший в Иерусалим ковчег завета. В этом образе — гладкая белизна скульптуры Микеланджело и матовое золото картины Рембрандта, плачущие интонации оратории Моцарта «Кающийся Давид» и величественность оперы-оратории Онеггера. История молодого Давида — от его победы над Голиафом и филистимлянами до воцарения в Израиле — написана Владимиром Кобекиным по заказу фестиваля «Sacro Art» в немецком Локкуме. Впервые после «Симфонии псалмов» Стравинского этот сюжет вводится в контекст русской музыкальной культуры.

Каждое слово либретто, в которое вошли эпизоды из Библии (в том числе целые псалмы), будь то стилизованная баллада, пастушья песня или высокий хорал, вплетается в единую стилистическую картину. Это законченное по форме литературное произведение, отмеченное немалым талантом. Впечатления от музыки менее однозначны. За плечами Кобекина уже не одна опера, в том числе и удостоенный в свое время Госпремии СССР «Пророк» на сюжет «Маленьких трагедий» Пушкина. Композитор свободно соединяет разные музыкальные традиции, легко чувствуя себя в жанре оперы-оратории. Он воздвигает на пьедестал своей партитуры мужской хор, который становится краеугольным камнем его сложных гармоний. По этим параметрам «Молодой Давид» продолжает традицию ностальгирующих по античным временам «Царя Эдипа» Стравинского и «Давида» Онеггера — знаковых произведений первой половины ХХ века. Но не всегда музыка вызывает ответные эмоции зала — она вязкая, в ней много необоснованных повторов. К недостаткам оперы относится и невнятный финал. Правда, на восприятие партитуры накладывается не самая удачная работа оркестра во главе с главным дирижером Алексеем Людмилиным (он номинировался на «Золотую маску» в категории «Лучшая работа дирижера»). Вернувшийся недавно из Португалии, где исполнялись классические шлягеры, оркестр не был готов к исполнению современной музыки.

Для постановки «Молодого Давида» пригласили московского режиссера Дмитрия Чернякова, известного в Новосибирске благодаря успешному дебюту в драматическом театре «Красный факел». Молодому режиссеру, словно самому Давиду, пришлось бороться с печально знаменитым своими гигантскими размерами залом театра (изначально здесь предполагался цирк). Усадив зрителей прямо на сцене, лицом к темному залу, Черняков активно включил пространство в свою театральную игру — появление артистов из «чрева» архитектурного монстра, внезапное «проявление» под светом прожектора гипсовых слепков с античных скульптур, украшающих зал по периметру. Помимо театральных эффектов, Черняков демонстрирует в спектакле и отличную работу с актерами, массовкой, умение говорить с публикой современным театральным языком. А главное, чего у нас сейчас днем с огнем не сыщешь, — это полное доверие музыке, активное «вслушивание» в нее. Режиссер черпает свои идеи у музыки, о чем свидетельствует пробирающая до костей сцена в шатре Саула, когда режиссер вводит в действие солирующую виолончель. При этом строгость режиссерской работы как нельзя лучше отражает ораториальный характер оперы Кобекина. Чего не скажешь про художника Игоря Гриневича, который перегрузил спектакль по-балетному красивыми деталями.

К сожалению, в театре не нашлось достойного исполнителя главной партии — бас Виталий Ефанов не может заменить москвича Станислава Швеца, для которого была написана эта партия. Зато другой бас — Валерий Гильманов (Саул) вполне на уровне. Мощно выглядит работа сопрано Ольги Бабкиной (Мелхола), от которой после выступления на последнем конкурсе Чайковского никто не ожидал столь серьезной работы.

В дни, когда в Новосибирске играли «Молодого Давида», стало окончательно известно, что этот театр не сможет приехать на гастроли в Москву. Балет «Консерватория Бурнонвиля» и опера «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича должны были участвовать в фестивале «Золотая маска». Теперь они не смогут бороться за его награды. У организаторов фестиваля подобные проблемы возникали уже не раз, но до сих пор их удавалось решать. Теперь же, когда выдвинутый в нескольких номинациях театр должен был приехать в столицу полным составом — оркестр, балет, хор, солисты, — ни «Золотая маска», ни областная администрация ничем ему помочь не могут. Сейчас уже понятно, что и «Молодой Давид» станет одним из лидеров следующего фестиваля «Золотая маска». Если через год найдутся деньги, чтобы привезти его в Москву…

PS. http://www.theatre.ru/maska/2000/opera/david/

Вадим Журавлёв
Вадим Журавлёв
Оцените автора
( Пока оценок нет )
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.