«Маэстро тишины»: как Гия Канчели создал бессмертные мелодии

Кино
Выдающийся грузинский композитор Гия Канчели родился ровно 85 лет назад, не дожив до сегодняшнего юбилея считанные месяцы

Визитная карточка композитора Гии Канчели – незабываемые мелодии из кинофильмов «Не горюй!», «Мимино», «Кин-дза-дза». Но это всего лишь, как говорится, капля не то что в море, в океане огромного творчества по имени Гия Канчели.

Композитора часто называли «маэстро тишины». Сам Гия Александрович все время упоминал «звенящую тишину» в своей музыке. То прекрасное и удивительно явление, которое, по словам великого музыканта, способно остановить время.

"Маэстро тишины": как Гия Канчели создал бессмертные мелодии
Гия Канчели

Рождение гения

Парадоксально, но факт: Гия Канчели родился не в семье музыкантов, а в семье заслуженного врача Грузии. Это произошло в далеком 1935 году, 10 августа, еще в Тифлисе. Хотя в доме всегда существовала такая легенда – родителям музыкальную карьеру сына предрекли еще в роддоме. А точнее, акушерка сказала матери Канчели, что ее чадо станет гением музыки.

Окончил музыкальную школу, затем геологический факультет Тбилисского университета. И лишь потом решил сделать музыку не своим хобби или профессией, больше – превратить свою жизнь в музыку. Хотя это он поймет несколько позже.

Канчели поступил в Тбилисскую консерваторию, которую окончил в 1963 году по классу композиции И. И. Туския. А с 1970 года уже начал преподавать в консерватории, в классе инструментовки. С 1971 года стал заведующим музыкальной частью Тбилисского театра имени Шота Руставели.

В 70-х годах Гия Канчели, как самая красивая стихия на планете, влился в музыку Грузии и всего мира. Произведения Канчели в разное время были записаны такими оркестрами как Московский государственный симфонический оркестр, Национальный филармонический оркестр (Хельсинки), Государственный симфонический оркестр Грузии, Симфонический оркестр Радио Вены и многие другие.

"Маэстро тишины": как Гия Канчели создал бессмертные мелодии
Гия Канчели

Его музыку исполняли такие звезды музыки, как Юрий Башмет, Владимир Юровский, Деннис Рассел Дэвис, Эдвард Брюнне, Ян Гарбарек, Гидон Кремер и другие знаменитые исполнители. В родном Театре Руставели маэстро принадлежат музыкальное оформление всемирно известных спектаклей: «Кавказский меловой круг» Б. Брехта (1975), «Ричард III» У. Шекспира (1977). В разных театрах мира и в разное время он создал музыкальное оформление «Царя Эдипа» Софокла, «Тартюфа» Мольера и других.

"Маэстро тишины": как Гия Канчели создал бессмертные мелодии

Гия Канчели сначала перебрался в Германию в Берлин, где жил с 1991 года и получил стипендию Немецкой академии искусств. А с 1995 года — в Антверпен (Бельгия) по приглашению Королевского филармонического оркестра Фландрии

Примечательный факт: за последние десятилетия оказались для него чуть ли не самыми плодотворными за всю карьеру: он написал более 20 симфонических и камерных сочинений, которые исполняются в лучших концертных залах самыми известными музыкантами. Среди них: «Lament» для скрипки, сопрано и оркестра, памяти Луиджи Ноно, посвященное Гидону Кремеру (1994), «Styx» для альта, хора и оркестра, посвященное Юрию Башмету, «Diplipito» для виолончели, контртенора и камерного оркестра (1997), «And farewell goes out sighing…» для скрипки, контртенора и оркестра, по заказу Нью-йоркской филармонии (1999) и многие другие.

Кино и музыка Канчели

А потом в его жизнь пришло кино. Выдающийся композитор очень много работал в кинематографе. Фильмы «Необыкновенная выставка», «Не горюй!», «Кувшин», «Когда зацвел миндаль», «Чудаки», «Мимино», «Несколько интервью по личным вопросам», «Мачеха Саманишвили», «Ханума», «Голубые горы, или неправдоподобная история», «Кин-дза-дза!», «Житие Дон Кихота и Санчо», «Паспорт» — всего не перечислить, не вспомнить и не объять. Во всех этих картинах жила, живет и будет жить вечно частичка Гии Канчели, его пронзительная музыка.

«Я написал музыку более чем к пятидесяти картинам. По сей день мы очень близки с замечательным актером и певцом Вахтангом Кикабидзе. Я храню память о покойном Фрунзике Мкртчяне. Никогда не забуду, как в Тбилиси с Данелия однажды приехал Евгений Леонов. С Данелия мы часто разговариваем по телефону. Ему исполнилось 87, мне скоро будет 83. Он мне говорит: «Я, естественно, уйду раньше тебя, поскольку я старше. Но когда ты туда попадешь, то ни в коем случае не иди налево. Пойди направо, я там тебя буду ждать», — рассказывал несколько лет назад Канчели.

Так и произошло: Гия Данелия ушел раньше, в апреле 2019 года. Канчели пережил Данелия всего на полгода. Очень хочется верить, что друзья, действительно, встретятся там, направо…

Волшебство Канчели

Канчели говорил: «Мне часто задают вопрос: «Если вы такой счастливый человек, то почему вы пишете такую грустную музыку?» На что я обычно отвечаю: «А вы хотите, чтобы я был человеком несчастным и писал музыку радостную? В общем, я благодарен судьбе, подарившей мне так много радости и счастья».

Музыка Гии Канчели — временами воздушная и забавная, временами грустная и даже тоскливая. Она зависит от настроения мастера, а также от настроения людей, души, земли, прекрасных мгновений. Сегодня ясно, как день, что Гия Канчели — самый известный грузинский композитор на планете. А еще – самый загадочный и несуетный, приручивший все голоса и звуки мироздания.

Музыка Канчели – как будто из наших сновидений. Иногда поражает своей дерзостью и игривостью, иногда селит в наших сердцах светлую грусть Феллини, а порой и чаще всего – волшебство. Этот композитор будто знает все тайны бытия, и в каждом своем произведении шепчет об этих тайнах нам через музыку.

Канчели – счастливый человек

Гия Александрович был счастливым человеком. В работе – всемирное признание, в личной жизни – верная любовь, у него двое детей и четверо внуков. Со своей супругой, которая была для него больше, чем просто женой – другом, ассистентом, музой – Канчели прожил более 50 лет.

Композитор говорил о своей половинке: «Между нами кроме любви всегда существовало огромное обоюдное уважение. У меня никогда не было возможности уделять время воспитанию детей. Я пропадал либо на киностудии, либо в театре. Месяцами работал в домах творчества. Мне неловко сейчас говорить о моих детях. Но если они получились такими, какие они есть, — это, конечно же, заслуга Люли».

Канчели как-то сказал, что если уж уйти с этой земли, то уйти счастливо: «Очень хочется уйти так, как это бывает у людей счастливых, — во сне. Или даже наяву, как это было с моей мамой. Мы обедали, и вдруг в один миг она ушла из жизни. Вот это счастливая смерть…»

"Маэстро тишины": как Гия Канчели создал бессмертные мелодии

Гия Канчели вошел в историю музыки, как композитор-космополит. Но многие слышали в его музыке, прежде всего, грузинскую ее душу. Хотя по собственному признанию Гии Александровича, он никогда не стремился отобразить в своих произведениях Грузию, она просто жила в его крови и дыхании.

Канчели восхищался грузинской полифонией, боготворил грузинский фольклор, и в тоже время его музыка была предельно индивидуальной, такой «канчелевской».

Грузия и Гия Канчели неразделимы. Не только потому, что именно наша страна подарила миру такое явление, как Гия Канчели. Нет. А потому, что слушая Канчели, слушаешь Грузию, и наоборот, и так до бесконечности, в которой Канчели – это абсолютная величина красоты и вечности.

Рейтинг статьи
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.