С виолончелью в экспедицию в компании друзей-музыкантов

Музыка
Борис Андрианов, арт-директор первого в истории России виолончельного фестиваля VIVACELLO, заслуженный артист России, лауреат престижных международных музыкальных конкурсов.

После двух блистательных концертов, прошедших с академическим симфоническим оркестром Новосибирской филармонии под руководством художественного руководителя оркестра и главного дирижера Томаса Зандерлинга мы побеседовали с Борисом Андриановым о его необычном проекте «Музыкальная экспедиция» и об уровне музыкальной культуры в регионах.

С виолончелью в экспедицию в компании друзей-музыкантов

Борис, вопрос, который я люблю задавать известным музыкантам, своего рода исследование: вы с раннего детства хотели стать академическим музыкантом или желание появилось позже?

БОРИС АНДРИАНОВ: Ну какой нормальный ребенок захочет заниматься академической музыкой в 7 лет? Есть, конечно, исключения, но это точно не я. Нормальным детям надо беситься, играть, и тут всё было против моей воли. Мама привела меня в школу к Зинаиде Григорьевне Гилельс, мне вручили скрипку. Я посмотрел и сказал маме: «Мама, ты же меня учила правду говорить? Так вот, я не хочу заниматься на скрипочке, я её не люблю и не желаю играть на ней по два часа в день, тратить на это время». Подумав, они перевели меня на виолончель. Сказать, что я был этому рад неизмеримо больше, значит сказать неправду. Но я быстро учился. И вот все как-то стало само собой образовываться.

Для вас существует разделение музыки на академическую и, скажем, рок, джаз прогрессив?

Для меня такого разделения нет. Я играю музыку, которая мне кажется интересной. Она обогащает академическую, и наоборот. Например, я играю джаз. Правда, не импровизирую, но в целом этот жанр мне интересен. Вообще, я готов слушать всё что угодно, расширяя свой кругозор. Главный критерий — это должно быть талантливо и не скучно!

Венгеров стал дирижировать из-за любви к Брукнеру, у которого не написано ни одного произведения для скрипки. А вы не хотите попробовать себя в чём-то новом?

Я достаточно обычный человек. Немного ленивый. Люблю отдохнуть, побыть в компании друзей, путешествовать очень люблю. Мне моей нагрузки вполне хватает. Ну и потом, есть огромный материал для квартетов, трио, квинтетов с участием виолончелей. И много современных авторов. Вот сейчас в Ижевске я буду играть замечательный виолончельный концерт Вайнберга.

Хорошо, а как быть с вашими проектами? Их несколько, например, «Музыкальная экспедиция»?

Это тоже удовольствие от жизни! Четверть лета ты ездишь с музыкантами-друзьями по новым незнакомым местам, встречаешься с массой интересных людей. Мы играем новую любимую музыку. Мы узнаём новые места нашей родины. Это такое удовольствие! Это приключения, это «роуд муви».

С виолончелью в экспедицию в компании друзей-музыкантов

Вы проводите этот фестиваль практически на открытом воздухе, там, куда вы заезжаете, и залов‑то нет. Или они плохие. Не боитесь, что на концерты никто не придёт?

С точностью до наоборот. Мы выступаем везде, где можно как-то организоваться. На некоторые концерты приходят тысячи зрителей. Вот уже семь лет мы проезжаем по Владимирской земле, четыре года по Вологодской и два по Карельской. Везде встречаются люди, которые очень хотели бы, но и не мечтают попасть на настоящий концерт!

До них только изредка добираются солисты региональных филармоний, но и то, скорее народники и танцоры. Получается, что в регионах, порой на сотни километров никогда не звучали ни Брамс, ни Шуберт, ни Бетховен, ни Чайковский, сыгранные руками мастеров. И вот «Музыкальная экспедиция» открывает людям весь этот огромный мир!

Наша страна велика, удивительно разнообразна и красива, но мало освоена. Поэтому моей мечтой является сделать проект экспедиции федеральным. Понимаете, в США, в Европе в каждом уголке масса музыкальных событий. А возьмите Вологду: только до областного центра ехать 850 километров. Поэтому мы приезжаем в глубинку и устраиваем концерты больших составов и камерные, играем в усадьбах, на берегу реки, на площадях. Впервые мы организовали концерт в посёлке Муромцево, во Владимирской области — на развалинах усадьбы Храповицкого. Послушать нас пришли четыре тысячи человек. Многие из этих людей в первый раз слушают музыку такого уровня исполнения.

Важно, чтобы это прослушивание произвело на них мощное впечатление, зацепило их. В этом году мы вновь планируем по этим трём областям, в другие места едем большим составом музыкантов и планируем дать 20 концертов и пригласить на них 25 тысяч слушателей. Если нам, находясь в экспедиции, удастся как-то украсить непростую жизнь россиян, проживающих вдали от больших городов, мы будем этому очень рады.

После Ростроповича, наверное, никто, кроме вас, не вдохновил композиторов на написание произведений для виолончели. Вот и в Новосибирске вы показали удивительную, философскую, драматичную и очень мелодичную работу Гии Канчели, а также наполненную мощной энергетикой работу Карманова. Оба произведения написаны под заказ для вашего фестиваля. А работа Карманова даже посвящена персонально вам.

Это традиция нашего фестиваля. Для нас писали композиторы: Ефрем Подгайц, Ришар Дюбиньон, Александр Розенблат. Веду переговоры с Леонидом Десятниковым о его новом произведении для фестиваля. Произведение Канчели выделяется. Мы работали с ним в Тбилиси, много обсуждали ее. Он долго не соглашался, но когда согласился, написал её за три недели. Премьера, конечно, состоялась в Тбилиси. У этой работы двойное посвящение — Ростроповичу и нам, организаторам.

Вы пятнадцать лет так или иначе работаете с новосибирскими музыкантами. Вам со стороны виднее, каков качественный уровень оркестра. Поделитесь впечатлениями.

Новосибирск для меня город родной. Здесь много моих друзей, я работал со всеми филармоническими коллективами: Filarmonica-квартет, камерный филармонический оркестр, и, конечно, академический симфонический. К сожалению, с маэстро Кацем мне не удалось играть, мы лишь договорились о таком концерте, но судьба распорядилась иначе. Во время моего выступления с Filarmonica-квартетом пришло скорбное известие о смерти маэстро, поэтому в это трудное для оркестра время я был рядом с музыкантами, своими коллегами и друзьями.

виолончелист Борис Андрианов
виолончелист Борис Андрианов

Кац отлично сделал свое дело, коллектив замечательно сохранил свой высокий уровень в период небольшой турбулентности, возникающей при уходе создателя коллектива из жизни. Сейчас оркестром руководит дирижёр с мировым именем — Томас Зандерлинг, и я слушал Третью симфонию Бетховена — было полное ощущение, что я в европейском престижном зале слушаю первоклассный оркестр, а публика сплошь одни эксперты! Все вместе — оркестр, дирижёр, зрители — создали такую эмоциональную обстановку, что я остался очень доволен тем, что у меня получилось послушать второе отделение концерта.

Борис, мне кажется вы играете любую музыку: и современную, и классическую. А у вас есть любимый композитор?

С виолончелью в экспедицию в компании друзей-музыкантов

Современную музыку играть надо обязательно, ее пишут талантливые люди. А любимые композиторы — те, которых играю в настоящее время. Для виолончели с оркестром до 20 века написано было не так много, но затем она становится полноправным сольным инструментом, и все большие композиторы за последние сто лет обратили свой взор на этот красивейший инструмент! Сегодня пишется масса музыки, которая открывает все новые возможности виолончельней игры. Отдельно хочу сказать — обожаю играть камерную музыку, не только с фортепиано, а трио, квартеты, квинтеты. Это огромный пласт гениальной литературы. В то время, когда сольно виолончель звучала меньше — все самое лучшее было написано для ансамблей!

В последнее время приняты решения о строительстве культурных кластеров в Севастополе, Кемерове, Калининграде и Владивостоке. Предусмотрены учебные заведения, такие как хореографические училища и консерватории, строятся оперные театры. Но все ныне действующие руководители учебных заведений в один голос спрашивают: откуда взять педагогов? Как быть?

Я видел примеры, когда строили музыкальные школы-дворцы с дорогущими роялями, которые потом даже некому настраивать. Педагогов действительно катастрофически не хватает, и даже тем, кто есть, — им постоянно требуется подпитка в виде мастер-классов и концертов
Хорошо если государство поддержало бы приезды молодых специалистов в регионы, чтобы те могли бы принести пользу и детям, и педагогам музыкальных школ и училищ. Да и вообще, чем больше детей родители будут отдавать «на музыку», тем лучше. Не все станут музыкантами, но многие станут образованнее. Это важно.

С виолончелью в экспедицию в компании друзей-музыкантов

Спасибо, Борис. Надеюсь, вы запланируете Новосибирскую область, Алтайский край в ближайших «экспедициях». А ваши концерты всегда желанны для любителей музыки в нашем городе.

Александр Савин
Александр Савин
Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.