Мария Пустовит. Сам ты Гендель. Продолжение

Книги
Вагнер

Мария Пустовит. Сам ты Гендель. Продолжение

Если Вам нравится слушать Вагнера – Вы можете по праву собой гордиться. Для Вагнера нужно очень много мозгов. У меня вот, например, столько нет. Вернее не так – есть, но я редко включаю их в таком объёме. Не люблю я такую иллюминацию. Когда я слушаю Вагнера, я больше ничего не могу делать – ни ходить, ни жевать. И даже дышу через раз. И не потому, что так уж красиво – просто организм в экономном режиме. Это происходит потому что – ах, как удобно здесь было бы съехать на то, что у Вагнера перенасыщенная гармония и четверной состав оркестра… Но нет. Не поэтому. А потому, что музыка Вагнера – это не совсем музыка. Подождите, не бейте меня, я объясню. Музыка – это такой вид искусства (не будем сейчас выяснять, что такое искусство, ладно?), которое звуками передаёт настроение и состояние. И что важно, настроение – передаёт, а конкретную информацию – нет. То есть, даже если произведение называется ‘’Свадьба князя Лодыжкина’’, Вы не услышите в музыке, ни на ком князь женится, ни сколько гостей он позвал, ни какой у невесты букет. А вот настроение князя музыка может передать очень тонко – вы тут же поймёте, женится князь по любви или нет. А большинство произведений и вовсе не имеют никаких названий. Вы никогда не задумывались, почему композиторы называют свои произведения так абстрактно? Этюд, баллада, концерт, прелюдия, интермеццо? Они не хотят уточнять. Они хотят, чтобы вы сами интерпретировали, расшифровали и додумали. Как мы определили, женится ли князь по любви? Запросто – мы же не глухие. Так исторически сложилось, что европейское ухо привыкло воспринимать интервал малой секунды – как жалобный вздох, нисходящие тритоны – как скрытую угрозу, тремоло у струнников – как сомнение и трепет, а кварту у духовика – как призыв действовать. Эта манипуляция сознанием совершенно законна на государственном уровне. Вот что такое музыка. А Вагнер решил пойти дальше. Ему хотелось передавать не только настроение, но и конкретную информацию. И он придумал как

Представьте себе, что какой-нибудь композитор, перед тем как писать оперу, приходит к Вам и говорит:

– Вот у меня будет главный герой, он хороший. Но только судьба у него очень уж злая. Когда в опере будет о нем речь, то скрипочки будут взволнованно играть в ми-бемоль мажоре. А если с ним беда, то тогда контр-фагот. Ты говоришь – окей, а зачем это всё? Композитор отвечает – ну, чтоб понятнее, что происходит. И тут приходит Вагнер. И говорит:

– Так, вот у меня десять героев. Каждому – по своей теме. А ещё у нас тут будет любовь, борьба, пещера, меч, наковальня, чаша Грааля и гномы. Им всем тоже по теме. Чтоб не так скучно было – я иногда темы буду писать отрывками, или в зеркальном отражении или в другом ладу. А если герои все вместе собрались, я все темы переплету, чтоб вы этот момент не пропустили. Вы говорите – ужас какой, куда столько тем, ничего не понятно будет! А Вагнер говорит – мозги надо отращивать. И слушать внимательно. И тогда всё будет понятно. Вот эти музыкальные темы, которые символизируют героя, вещь или чувство – называются лейтмотивы. Собственно, систему лейтмотивов придумал не Вагнер. Но он возвёл ее в абсолют. Его музыка максимально транслирует все повороты сюжета. И если ты знаешь все его лейтмотивы – то можешь не глядя на сцену рассказать, что там сейчас происходит. Получается практически как чтение книги на иностранном языке. Иностранном, который ты выучил и понимаешь. Поэтому я и говорю, что это не совсем музыка – это скорее повествование. Но поскольку Вагнер был хороший композитор, его музыку можно слушать и без знания этого языка. Как великие стихи в оригинале. Местами это будет довольно громоздко. Местами будет сильно не хватать разрешения в тонику – развитие продолжается и продолжается. Перенасыщенная гармония, о которой шла речь в самом начале, тоже будет – всё-таки вторая половина девятнадцатого века, романтизм на излёте. Уже родились Шёнберг и Берг, вот-вот родится Прокофьев. Классическая гармония трещит по швам. Ладовая система висит на волоске. Мажор с минором обнялись и плачут. Но Вагнер, во-первых, титан, а во-вторых, ретроград – он удерживает всё это из последних сил. Делает вид, что всё идёт по плану. И конечно, всеми этими нюансами Вагнер создаёт трудности своим слушателям. Но если слушатель, несмотря на трудности, всё-таки проникает и влюбляется в этот мир, то всё – это фанатик с горящими глазами. Он чувствует себя посвящённым. И будет защищать Вагнера до последней капли крови.

Продолжение следует….

Мария Пустовит
Мария Пустовит
Оцените автора
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.