Агриппина Ваганова — основоположник теории русского классического балета

Культ. Публикации

Агриппина Яковлевна Ваганова — автор собственной методики преподавания классического танца. Эта методика в дальнейшем станет именоваться по имени своего создателя — «система Вагановой». Педагогический опыт Агриппины Яковлевны был заложен в основу мировой балетной педагогики. Среди ее учениц — выдающиеся балерины XX века: Марина Семёнова, Галина Уланова, Майя Плисецкая и многие другие.

1957 год стал знаменательным. Спустя шесть лет после смерти Агриппины Яковлевны Ленинградскому хореографическому училищу, с 1991 года — Академия русского балета, было присвоено имя А.Я. Вагановой.

Агриппина Яковлевна Ваганова родилась 14 (26) июня 1879 года в Санкт-Петербурге. В семье были три дочери, она была младшей. Её отец — Акоп (Яков) Тимофеевич Ваганов служил унтер-офицером в Астрахани, где еще со времен царя Ивана Грозного существовала армянская община. Акоп Тимофеевич происходил из персидских армян. После отставки он перебирается в Санкт-Петербург. Там он поступает на службу в Мариинский театр капельдинером.

Семья Вагановых жила небогато, в стесненных условиях. Приходилось ютиться в подвале на Офицерской улице (ныне — улице Декабристов). Когда Агриппине исполнилось 10 лет, она поступила в Петербургское театральное училище по классу балета. Успешных учениц принимали в училище на полный пансион, а это могло немного облегчить тяготы ее семьи.

Агриппина Ваганова — основоположник теории русского классического балета

«Бедность в танцевальном училище была „неуместна“, и ее невероятно стыдились. При всей детской любви к сладкому, мы — дети бедных родителей — копили излишки сахара и передавали их домой, часто скрывая это друг от друга. Как меня мучила моя бедность, как я постоянно скрывала отсутствие у меня даже мелочи на необходимые расходы…» — вспоминала свои годы ученичества Агриппина Яковлевна.

Во втором классе Агриппина Ваганова получила свою первую роль в Мариинском театре — маленький амур в балете «Спящая красавица».

После окончания училища Агриппина Ваганова была принята в балетную труппу Мариинского театра. Через несколько лет она получает статус солистки. Вагановой блестяще удавались отдельные сольные вариации, например, в балете Делиба «Коппелия». За это критика прозвала ее «царицей вариаций». Незадолго до окончания своей карьеры, в 1910-х годах, она начала исполнять главные партии.

Порой критика в адрес Вагановой была не очень лестной. Так Мариус Петипа, французский и российский солист балета, балетмейстер и педагог, в своем дневнике оставил такую запись: «Г-жа Ваганова ужасна. На балет не иду…»

Сцену Агриппина Ваганова покинула в 1916 году. Началась ее педагогическая деятельность. Поначалу она преподавала в различных частных школах и студиях. Затем, после революции, была приглашена на работу в Петроградское театральное училище. Ею была разработана собственная педагогическая система, основанная на ясности и осмысленности техники, строгости постановки корпуса, позиций рук и ног. «Система Вагановой» сыграла определяющую роль в развитии балетного искусства XX века.

В 30-е годы ставились задачи по систематизации знаний в самых разных областях. Агриппина Ваганова занялась обобщением тех данных, что на протяжении десятилетий использовали балетные педагоги и накопленного ею собственного опыта. Тем самым она заложила основу академической методики преподавания.

Агриппина Ваганова — основоположник теории русского классического балета

В 1934 году была издана книга Агриппины Вагановой «Основы классического танца». В ней подробно она излагает свои педагогические взгляды. Книга выдержала шесть переизданий и была переведена на многие языки мира. В том же 1934 году Агриппина Ваганова была удостоена звания Народная артистка РСФСР, а в 1946 году она стала лауреатом Сталинской премии I степени.

Агриппина Яковлевна умерла в Ленинграде 5 ноября 1951 года. Похоронена она на Литераторских мостках Волковского кладбища.

В документальном фильме «Агриппина Ваганова: Великая и ужасная», показанном в 2009 году к 130-летию со дня ее рождения по телеканалу «Культура», о ней вспоминает Майя Плисецкая:

«Второй Вагановой нет. Не было. Вот я не знаю — будет ли.

Ваганова после революции сохранила русский балет. Она великое дело совершила, что она в семнадцатом году не уехала. Уехали артисты, уехали педагоги, уехали хореографы, композиторы. Все покинули Россию. Все испугались. Балет-то ведь вообще Ленин хотел закрыть. Совсем прикрыть его. Не нужно это. Голые спины, пачки. Зачем это надо? Ноги поднимают».

Рипсиме Галстян 

От CultVitamina

Мы готовили большой материал об ассистенте Вагановой, основателе Новосибирского хореографического училища — Алисе Васильевне Никифоровой. Кстати, первой, кто систему Вагановой перенес на пленку.

Вот ссылка на этот материал и другой о ученице уже Никифоровой

Методика Агриппины Вагановой из рук в руки.

А это блестящий фильм о Агриппине Вагановой

Гость
Гость
Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.