Правда ли, что Лебединое озеро вначале провалилось?

Культ. Публикации

Конечно, об этом балете слышали и знают абсолютно все — даже те, кто ни разу и балет-то в глаза не видел. Это ли не показатель успеха? Но успешным «Лебединое озеро» было не всегда. Первая постановка прошла в 1877 году и успехом не увенчалась. Однако очень часто (практически везде в интернете) рядом с рассказом о первой постановке авторы материалов пишут громкое слово «провал». Есть ощущение, что все просто переписывают одно и то же друг у друга, не разобравшись толком в вопросе. Было ли «Лебединое озеро» 1877 года провальным? Давайте разбираться.

В чем суть? Во многих источниках утверждается, что первоначальная версия балета с треском провалилась и из-за этого буквально через пару лет сошла со сцены (к периоду ее существования мы еще вернемся). Успешная же версия была поставлена Мариусом Петипа и Львом Ивановым в 1895 году.

Прежде всего, интересен вопрос: а по каким критериям определяется провальность? Что именно позволяет говорить, что балет стал провальным? Музыка, хореография, критика в прессе, количество выпущенных на сцену помидоров и ушедших со спектакля зрителей, продолжительность сценической жизни, количество постановок? Все эти моменты мы затронем в статье.

Нужно выделить сразу несколько важных для судьбы первого спектакля моментов.

Во-первых, ставил спектакль малоталантливый хореограф Венцель Рейзингер. В Москве к тому моменту он проработал уже несколько лет. Его первый балет — «Волшебный башмачок» (1871) — был воспринят относительно неплохо, однако дальнейшие постановки были все менее внятными. «Лебединое» стало еще одним в их ряду. А всего через год, после еще пары неудачных постановок, когда критика обрушилась не только на балетмейстера, но и на дирекцию императорских театров, его уволили.

В. Рейзингер.
В. Рейзингер.

Во-вторых, главную партию танцевала не особо выдающаяся Полина Карпакова. Должна была быть более сильная Анна Собещанская, но так получилось, что очередной бенефис Карпаковой пришелся именно на премьеру ЛО. Собещанская танцевала после нее, но также получала изрядную долю критики. Причина кроется в том, что не будучи выдающимися балеринами, они еще и постарели к тому моменту, и успели порядком поднадоесть московской публике. В прессе их призвали «завязать» и дать дорогу молодым.

Ну и самое главное — никто не понял музыки Чайковского. Ни Рейзингер, ни дирижер Рябов, ни публика, за некоторыми исключениями.

Итак, премьера состоялась 20 февраля 1877 года. Каковы же были отзывы?Больше всего досталось Рейзингеру.

«Балет поставлен бесталанным балетмейстером» — так отозвался историк балета Москвы Д. Мухин.

«Русские ведомости» писали: «Рейзингер проявил… замечательное умение вместо танцев устраивать какие-то гимнастические упражнения. Кордебалет топчется на одном месте, махая руками, как ветряные мельницы крыльями, а солистки скачут гимнастическими шагами вокруг сцены».

Та же газета через год, после очередной неудачи балетмейстера, написала: «Он такой же мастер ставить балеты, как самовар ездить верхом».

«Санкт-Петербургские ведомости» писали: «Танцы Рейзингера до последней степени слабы. Слабы так, что кажется ничего хуже-то и придумать нельзя».

С этим все понятно. Танцы Рейзингера получили по полной. Единственный, кто отмечал достоинства его хореографии, был сменивший его на посту главного балетмейстера Большого театра Иосиф Гансен.

О Карпаковой, первой лебеди в истории, писали вот что.«Госпожа Карпакова старалась по возможности произвести фантастическое олицетворение лебедя, но, как слабая в мимическом отношении, особого впечатления не производила» (тот же Мухин).

Полина Карпакова
Полина Карпакова

Про Собещанскую (которая танцевала во втором спектакле) писали, что «ее время прошло и московской сцене нужны балерины помоложе» («Русские ведомости»).

Анна Собещанская
Анна Собещанская

Здесь стоит отметить вот что. «Гимнастические махания ногами» уже были привычным делом на тот момент на московской сцене. В ЛО они присутствовали не в большей мере, чем в любом другом балете тех лет. Однако почему они так врезались в глаза критикам и балетоманам? Ответ: из-за явного несоответствия музыке Чайковского, выбивавшейся из обыденно-ремесленной балетной музыки тех времен.

Музыка также критиковалась, но хватало и положительных отзывов. Так, «Театральная газета», с одной стороны, критику музыку, с другой отмечала с положительной стороны вальс, венгерский танец, польку. В позитивном ключе в прессе высказывались Н. Кашкин, Н. Рубинштейн, Г. Ларош (последний — критик, композитор, друг Чайковского). В газете «Голос» писалось о крупном событии — новом балете, с которым связано имя талантливого композитора Чайковского. ЛО преподносилось не как дивертисмент, развлекуха, а именно как «хореографическая драма» по линии музыки.

Г. Ларош
Г. Ларош

Некоторые, положительно оценивая партитуру, журили Чайковского за то, что такой талантливый и серьезный композитор зачем-то снизошел до балета (чисто развлекательного, по их мнению, зрелища).

Положительные отзывы получили также декорации и машинерия. Это неудивительно, ведь по воспоминаниям Карла Вальца, театрального машиниста и декоратора премьеры, Чайковский сам принимал активное участие в его декорационном оформлении и много беседовал об этом с ним.

  • Итак, минусы премьеры: хореография, солистки, отчасти музыка.
  • Плюсы: опять же музыка и декорации.

Причем, в отношении музыки нужно выделить момент, не сразу оцененный критиками — это ее симфонизм и непрерывное развертывание сюжета. Мало кто об этом писал (разве что тот же Ларош). Для симфонической балетной музыки нужен был хореограф-симфонист. Таковой найдется более чем через 10 лет в лице Петипа, но в 1877 году таких хореографов в Москве не было.

Нужно нанести еще несколько штрихов к первому ЛО. В его первоначальном виде балет просуществовал 7 лет (не пару). Каковы были причины его схода со сцены? Прежде всего, резкое сокращение штатов и расходов в московских театрах, произошедшее в 1882-1883 годах. Из экономии средств требовавшие обновления балеты не ставились, и эта же участь постигла «Лебединое озеро». За первые пять лет ЛО было показано 32 раза, однако в 1883 году — один раз. В 1884 году его убрали. Соответственно, основная причина не заключалась в том, что он был так уж плох, «провален».

Далее. Во время первых спектаклей критикой отмечалось, что люди ходят не смотреть этот балет, а слушать. Но с течением времени музыка эта становилась самостоятельной, меломаны стали ходить на отдельные концерты, где она исполнялась отдельно от хореографии. То есть, необходимость ходить на сам балет у этой части балетоманов отпала. И в этом еще один комплимент Чайковскому, с одной стороны, а с другой — причина увядания самого спектакля в целом.

Известно, кстати, что в 1888 году в Праге Чайковский дирижировал 2 актом ЛО, и получил овации. После его отъезда из столицы Чехии акт был повторен еще 6 раз.

Наконец, еще в 1877 году Ларош писал о необходимости поставить ЛО в Петербурге. Он знал, что такая музыка не должна пропадать.

И еще любопытный факт. «Баядерка» в своем первозданном виде шла ровно столько же — 7 лет, с 1877 по 1884 годы. Провальным этот балет никто не называл. Причем, возобновлена она была на 5 лет позже «Лебединого» — в 1900 году.

Можно подытожить следующим. На мой взгляд, из всех проанализированных фактов, можно заключить, что «Лебединое озеро» 1877 года — не удачный, но и не провальный спектакль. Достоинства у него были. Просто мы привыкли к тому, что этот спектакль — икона всей танцевально-театральной отрасли, для нас он успешен по определению, и поэтому не соответствующую понятию «успеха» премьеру 1877 года принято называть провалом. Как тут не вспомнить знаменитые слова Гоголя: «Выражается сильно российский народ! и если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, утащит он его с собою и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света».

Для того, чтобы был настоящий успех, нужно сочетание и стечение многих факторов. В 1877 годов многое не срослось, однако через несколько лет, в 1889 году гениальный русский композитор встретится с гениальным обрусевшим французом-балетмейстером. Два «симфонизатора» — один балетной музыки, другой — хореографии, сойдутся, и в этом тандеме родится один из главных шедевров русского балета — «Спящая красавица». Но это уже другая история.

Рейтинг статьи
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.