Встать, когда звучит всепобеждающая Музыка

Культ. Публикации

Идея создания «Брасс — ансамбля СПбГАСО» появилась в условиях объявленной пандемии коронавируса, когда деятельность симфонических оркестров во всей стране была приостановлена. Художественный руководитель «Брасс -ансамбля СПбГАСО» – заслуженный артист России Дмитрий Воронцов (лауреат Международного и Всероссийского конкурсов, заведующий кафедрой медно-духовых инструментов Санкт-Петербургской консерватории, доцент, работает в Мариинском театре, ведущий солист группы валторн). В состав ансамбля вошли: лауреат музыкального конкурса «Серебряные звуки» Н. Кувайцев, А. Курепов, А. Богданов,П. Даник, И. Камляков (группа тромбонов); Заслуженный артист России С.Волощук, лауреат музыкального конкурса «Серебряные звуки» Д. Суровягина, Д.Полянский, (валторны); лауреат Международного конкурса «XXI Сentury Art» М.Дружинин, А. Авдуевский (трубы) и Р. Самойленко (туба).

Красиво и благородно-торжественно прозвучали в начале концерта в исполнении квартета тромбонов ( А.Курепов, А.Богданов, Н.Кувайцев,П.Даник, И.Комляков) три мотета Антона Брукнера («Pange lingua»,«Locus iste», «Vexilla Regis»). Брукнер «“есть” фигура над временная»(Э.Курт), композитор, во многом опередивший свое время, по сей день удивляющий смелостью сочетания элементов средневековой музыки (что особенно отчетливо слышно в мотетах) с дерзкими для своего времени нарушениями правил строгого контрапункта, непредсказуемыми диссонансами, неожиданными гармоническими переходами, свободными ритмическими имитациями. Но и в образном плане Брукнер преодолел свое время, с каждым годом все больше и больше становясь созвучным далекому от него XXI веку. Исполнителям в начале несколько не хватало ансамбля, дирижерского жеста для одновременного вступления в вертикали брукнеровских созвучий.Но это вполне можно объяснить и волнением в начале премьерного концерта.Но через некоторое время они «синхронизировались» с музыкой, друг с другом и сила воздействия брасс-созвучия завладела нами вполне.«Брасс ансамбль СПбГАСО», возникший в недрах знаменитого оркестра Санкт-Петербургской филармонии, конечно же, не первый подобный коллектив в северной столице. Но несомненно и то, что он продолжает славные отечественные традиции ансамблевого исполнительства на медных духовых инструментах, которое начало переживать свой расцвет в России в XIX веке. Целый ряд музыкантов и дирижеров, живших и работавших в то время в Петербурге (Л. Маурер, В. Рамзе, А. Симон, А.Глазунов, О. Беме, В. Эвальд), сумели не только достичь общеевропейского уровня, но и в определенной степени превзойти его.

Встать, когда звучит всепобеждающая Музыка
Дмитрий Воронцов

Знаете ли вы что?! В XIX веке в дворянской среде считалось модным обучаться игре не только на скрипке и фортепиано, но и на медных духовых инструментах с вентильным механизмом. В том числе и в царской семье!Император Александр III брал уроки игры на корнете, создал любительский придворный духовой оркестр, а затем и «Общество любителей духовой музыки». К концу XIX – началу ХХ в. относится появление первых отечественных брасс- ансамблей,созданных профессиональными музыкантами. В Петербурге, в Мариинском театре был образован квартет тромбонов, которым руководил музыкант оркестра Мариинского театра, тромбонист В. Кузнецов. Популярным в 60-е годы был Ленинградский квинтет медных духовых инструментов, в котором играли профессора Ленинградской консерватории В. Венгловский (тромбон) и В. Галузин (туба),партии труб — M. Романов, В. Чирсков, В. Степанов, В. Кафельников и В.Кан. Именно этот коллектив среди множества записанных на радио и телевидении произведений, записал и Квинтет № 1 В. Эвальда. Страницы истории камерного исполнительства на медных духовых инструментах невольно вспомнились, когда музыканты (М.Дружинин (труба), А.Авдуевский (труба), С.Волощук (валторна), А.Курепов (тромбон), Р.Самойленко(туба) исполняли это знаменитое произведение петербургского композитора, об уникальной личности которого невозможно не сказать несколько слов, тем более, что в этом году исполняется 160 лет со дня рождения и 85 со дня смерти этого удивительно многогранного человека. Виктор Владимирович Эвальд – в первую очередь русский и советский учёный, специалист в области строительных материалов, основоположник научного строительного материаловедения, архитектор (председатель Петроградского общества архитекторов), педагог (в течение трех десятилетий являлся профессором Института гражданских инженеров, преподавал в Академии художеств, а так же историю будущему императору Александру III и великому князю Владимиру Александровичу). И на ряду с этим — композитор, виолончелист, член Беляевского кружка. Он автор одних из первых сочинений для брасс-квинтета, которые хорошо известны за рубежом и входят в репертуар многих современных духовых ансамблей. Его творчество называют не только вершиной в области камерной музыки для ансамбля медных духовых инструментов конца XIX – начала ХХ вв., но и национальным культурным достоянием. Появление в программе-презентации нового коллектива произведения Виктора Эвальда было более, чем оправданно. Стоило зазвучать этой музыке и нахлынула волна трогательной ностальгии, настолько она пропитана духом русского романтизма XIX века. Чувствительные романсовые окончания,отголоски известных русских народных и городских песен, которыми отмечены и симфонические партитуры русских классиков того времени, взволнованная полифоничность в духе Чайковского и Танеева. Красивые динамические вырастания привели к яркому и торжественному в духе Бородина и Мусоргского богатырскому звучанию в финале. Квинтет словно впитал в себя концентрат русской музыки XIX века. Но, наверное, самое главное, что Эвальду удалось, — это показать удивительную выразительную самодостаточность звучания ансамбля медных инструментов. Публика очень благодарно и с каким-то особым теплом приветствовала исполнение этого произведения. Кстати, до Эвальда в середине XIX века произведения крупной формы для квинтета медных духовых инструментов писал француз Ж. Беллон. В 20-м веке исполнительство на медных духовых начало широко распространяться и в США, и в Европе, и в Азии. В числе авторов, пишущих камерную музыке для брасс-ансамблей, такие известные композиторы, как В.Лютославский, Л. Бернстайн, Э. Боцца, П. Хиндемит и др. Своеобразным напоминанием о французе Беллоне стала Соната для валторны, трубы и тромбона его соотечественника Франсиса Пуленка,написанная в 1922 году, когда композитору было всего 23 года. Пуленком написано много восхитительных произведений для духовых инструментов, но эта Соната завершала серию ранних маленьких сонат для духовых, в которую вошли Соната для двух кларнетов и Соната для кларнета и фагота.Сонату молодого Франсиса Пуленка исполнили самые молодые участники Брасс-ансамбля — А.Авдуевский (труба), Д.Суровягина (валторна),Н.Кувайцев (тромбон). Их отдельно и очень тепло представил руководитель коллектива, Дмитрий Воронцов.От наивной, полу-детской моцартовской темы первой части, через andante, с едва уловимыми блюзовыми колыбельно-покачивающимися интонациями (в духе «Из Нового свете» Дворжака) до откровенного музыкантского юмора в финале (где от неожиданных, но осознанно придуманных композитором-шутником, фальшивых созвучий сначала берет оторопь, а потом смех), — вот палитра «несерьезной» сонаты Пуленка. И,конечно, в исполнении этого произведения хотелось бы не только больше интонационной чистоты (имею ввиду начало первой части), но и (что является очень сложной задачей!) больше артистизма в подаче музыки,которая явно не рассчитана на исполнение со слишком серьезными лицами.

Встать, когда звучит всепобеждающая Музыка

Существующие сегодня известные брасс-ансамбли великолепно владеют артистической подачей музыкального юмора. Этому стоит поучиться. Но я думаю, что обретение этой органики еще придет к молодым исполнителям.(И все-таки я думаю, что о неожиданном интонационном «сюрпризе» в финале этого произведения ведущая концерта могла бы намекнуть не подготовленной публике, вместо того, чтобы повторять слово в слово то,что было написано о произведении в программке). Завершало программу еще одно очень раннее сочинение другого известного композитора. Первый концерт для валторны с оркестром Рихарда Штрауса (переложение Ф. Эккерта для четырех валторн и симфонического оркестра) был написан автором в 18 лет к годовщине свадьбы родителей. Сложнейшее произведение из репертуара для медных духовых, то духоподъемное, по-вагнеровски торжественное, то наполненное флейтовыми птичьими трелями, роговыми сигналами «охотничьей музыки» «венского леса», было исполнено и солистами Д. Суровягиной, Д.Полянским, А.Селезневым), и оркестром очень вдохновенно. А виртуозная кода, сложнейшая для синхронного исполнения валторнистами, вызвала бурю восторга в зале.Но подлинной и какой-то очень символической кульминацией стало исполнение всем составом «Брасс — ансамбля СПбГАСО» «Гимна Великому городу» из балета «Медный всадник» Рейнгольда Морицевича Глиэра,который является официальным гимном Санкт-Петербурга. (Кстати, скорее всего слушатели (а может быть и многие молодые исполнители!) и не знают, что отец Глиэра, перебравшись в 1860-е годы из немецкого города Клингенталяпо изготовлению валторн в мастерскую Викентия Корчака и удачно женившись на дочери хозяина, стал совладельцем фирмы, которую гордо именовал «фабрикой духовых инструментов». А ведь эта деталь могла бы украсить текст ведущей концерта, который был посвящен исполнению музыки именно на медных духовых инструментах).У каждого коллектива своя история. «Брасс — ансамбль СПбГАСО»наверняка запомнит свой первый концерт 27 сентября 2020 года. В наше не простое время каждый концерт наполняется дополнительными смыслами.И в концерте-представлении нового петербургского коллектива было много важных акцентов.Например, то, что он проходил на сцене Дворца Белосельских –Белозерских, на первом этаже которого есть мемориальная табличка,напоминающая о том, что в 1915 году (105 лет назад) в этих стенах был открыт англо-русский госпиталь, который «на протяжении 3-х лет, на основе взаимного сотрудничества, функционировал, облегчая страдания русских солдат и гражданского населения». Почему это символично? Да потому что свой первый концерт музыканты нового коллектива посвятили петербургским медикам. Более 90 имен врачей Петербурга и Ленинградской области, отдавших свои жизни в борьбе с эпидемией коронавируса, можно сегодня увидеть на импровизированном мемориале на Малой Садовой улице.И на этой же улице установлен памятный знак «Блокадному репродуктору», по которому во время блокады Ленинграда транслировались не только сообщения Совинформбюро, но звучали радиовыпуски газет, музыка и поэзия, передавались ленинградская хроника событий, новости культуры и искусства, зачитывались письма с фронта. Грустно проводить подобные параллели, но во время карантина наш опустевший город и ежечасные радио-информации о количестве заболевших и умерших от вируса, невольно заставляли вспомнить ту войну и блокаду…Эту генетическую память не заглушить.Сейчас ни на одном из концертов не могу не думать о контексте, о том,как пострадала наша сфера культуры от этого ковида, от карантина …В зале была почти на 90% возрастная публика. Я смотрела на это поколение слушателей и не могла не думать о том, какая для них огромная ценность эти концерты! Это ведь молодежь сегодня может при желании любую музыку послушать в интернете. И вполне этим довольствоваться. Для этих людей не мыслимо иное, кроме как живое общение с музыкой. И ведь (вот напасть!) именно их в первую очередь «устраняют» из социальной, культурной жизни… для их же блага… Просто драматичная ситуация! В этот вечер звучали совершенно особенные, горячие, благодарные аплодисменты! Оркестр выходил под непрекращающееся скандирование. А в конце, когда музыканты заиграли «Гимн великому городу» Глиэра, — зал встал! Встал Ленинградский зал, Ленинградская публика, в честь Ленинградских музыкантов, которые знают цену жизни, искусству, музыке,человеческому подвигу. Я смотрела на слушателей, музыкантов, стоящих на сцене, которых не отпускали аплодисментами, и отчетливо понимала, как они нужны друг другу! А еще думалось о том, что очень хочется, чтобы новое, молодое поколение не потеряло способность испытывать подобные глубокие и высокие чувства, реагировать сердцем на значительные вещи. Как передать им этот душевный импульс — встать, когда звучит всепобеждающая Музыка?Державный град, возвышайся над Невою, Как дивный храм, ты сердцам открыт! Сияй в веках красотой живою, Дыханье твое Медный всадник хранит. Елена Истратова6.10.2020

Елена Истратова
Елена Истратова
Оцените автора
( Пока оценок нет )
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.