Умерла Мери Симховна Лебензон

Культ. Публикации

пианистка; Заслуженный деятель искусств РФ (1992); профессор (1992); профессор кафедры специального фортепиано (с 1992).

Мэри Симховна в 1954 г. окончила Московскую государственную консерваторию по классу профессора А.Б. Гольденвейзера. Творческую деятельность педагога и исполнителя начала в детской музыкальной школе г. Северодвинска (1954–1956), продолжила в Архангельске в качестве педагога музыкального училища и солиста Архангельской филармонии (1956–1961). С сентября 1961 г. деятельность Мери Симховны связана с Новосибирской консерваторией. В 1969–1983 гг. она возглавляла кафедру, способствовала ее успешному развитию. Мери Симховна принадлежит к числу педагогов-пианистов, благодаря труду которых сегодня можно говорить о существовании новосибирской фортепианной школы.

В числе учеников свыше 140 специалистов, в многочисленных конкурсах разного уровня ее выпускники завоевали более 130 званий лауреатов и дипломантов. В числе наиболее престижных международных конкурсов: им. П. И. Чайковского, в Марсале, в Павии (Италия), в Эттингере, Геттингене (Германия), в Нью-Орлеане и Цинциннати (США), в Афинах (Греция), в Гайаре (Франция), «Виртуозы XXI века», «Новые имена» в Москве, им. Шопена в Марьянска Лазня (Чехия), им. Владигерова в Болгарии, им. Рахманинова в Германии и России, «Педагогика и исполнительство» в Бразилии, «Europa Fest» в Румынии, «Роверо де Оро» в Сан-Бартоломео, им. Гилельса на Украине, им. В. Лотар-Шевченко в России, «Русские сезоны» в Екатеринбурге, им. Виллуана в Нижнем Новгороде, им. Гаврилина в Вологде, Кассельмаджоре (Италия), в Вербье (Швейцария), Международные Дельфийские игры России и стран СНГ. Многие ученики – лауреаты разных степеней конкурса «Маэстро», лауреаты Фонда В. Спивакова, фонда «Русское музыкальное общество».

Концерты класса Мери Симховны и сольные концерты ее учеников проходят в концертных залах городов Сибири: Абакан, Барнаул, Бердск, Томск, Рубцовск, Омск; в Новосибирске – в БЗ НГК, в концертных залах НСМШ, колледжа им. А. Ф. Мурова, в Доме ученых СО РАН; с симфоническими оркестрами филармоний Новосибирска, Томска, Омска, Барнаула, Абакана. В Новосибирске ежегодно проходит абонемент сольных концертов «Играют ученики М. С. Лебензон». Ее ученики выступают также в престижных российских и европейских концертных залах. Л. Терсков играл в Рахманиновском зале МГК, в зале им. А. Корто в Париже, в музее им. А. Гольденвейзера в Москве, в Екатеринбурге, Кишиневе; Т. Казанцев – в Париже, Марселе, Тулоне, Экс-де-Провансе, Ницце.

Ученики продолжают традиции учителя в работе с новыми поколениями музыкантов, причем география влияния «школы Лебензон» включает музыкальные учебные заведения многих стран. В России это практически все сибирские города, а также Москва, Пермь, Рязань, Нижний Тагил, Магнитогорск и др. Это учебные заведения европейских стран: Армения, Германия, Швеция, Франция; в США: Форт-Уорт, Техасский университет, Кемпл-университет в Филадельфии. Известные имена учеников Мери Симховны в фортепианной педагогике: профессор НГК Л. В. Смешко, профессор Красноярской академии музыки и театра С. Г. Чайкин, доктор искусствоведения, профессор Н. И. Мельникова, профессор Ереванской консерватории К. А. Азятян. Некоторые ученики известны прежде всего как исполнители: А. Мордасов – в США, М. Митина – в Швеции, Т. Черничка – в европейских странах, Е. Гутчин, Д. Карпов, Н. Талдыкина, А. Полонский, Н. Цикаришвили, И. Бардосова, Э. Огарёва и другие – в России. Звание заслуженного работника культуры РФ имеют Э. Россинская, Э. Огарёва. Заслуженный артист РФ Е. Г. Третьяков многие годы художественный руководитель Алтайской филармонии.

Мэри Симховна была авторитетным методист в области фортепианной педагогики, систематично передавала опыт педагогам музыкальных учебных заведений не только Сибири, но и всей России. В 1970–1980-е гг. практически каждый учебный год был насыщен участием в разного рода событиях методического характера. Организовывала и возглавляла эту работу в рамках Сибири, будучи заведующей кафедрой специального фортепиано и официальным консультантом фортепианной секции Методического объединения при Администрации Новосибирска. Она выступала на семинарах, конференциях, проводила подчас ежемесячные консультации с преподавателями музыкальных школ, выезжала с мастер-классами в Кемерово, Якутск, Томск, Барнаул, Омск, Иркутск, Прокопьевск, была председателем государственных экзаменационных комиссий во многих учебных заведениях, участвовала в работе учебных заведений за пределами Сибири – в смотре-конкурсе студентов-пианистов в Саратове, возглавляла работу государственной экзаменационной комиссии в Казани. В 1990-е г. методическая деятельность  вышла за пределы России. Она давала мастер-классы в Мангейме (Германия, 1993), в Гинизелло (Италия, 1995), в Цюрихе (Швейцария, 1997). В НГК   проводила ежегодные мастер-классы вплоть до настоящего времени, на них съезжались педагоги-пианисты не только Новосибирска и Новосибирской области, но и других городов Сибири.

Работала в жюри многих конкурсов в России и других странах. В разные годы это были отборочные прослушивания к международным конкурсам в г. Лидсе и в г. Мадриде, Международный юношеский конкурс им. Рахманинова, Всероссийский им. В. Сафонова. Она являлась участником жюри всех открытых и международных конкурсов пианистов, проводимых в Новосибирске, в том числе Памяти В. Лотар-Шевченко, им. П. И. Чайковского (2015).

В своих методических работах рассматривала теоретические вопросы фортепианной методики («О совершенствовании пианизма», «О стилевой грамотности», «Вопросы стиля и интерпретации»), вопросы стиля отдельных композиторов («Особенности стиля фортепианных сочинений Рахманинова позднего периода», «Эволюция стиля Рахманинова»), методические задачи при работе над произведениями крупной формы («Работа над классической сонатой», «Работа над крупной формой на примере сонат Бетховена», «Исполнительский анализ Сонаты Бетховена оп. 28»). Ее занимают вопросы детской педагогики («О воспитании навыков самостоятельности», «О школьном обучении», «Проблемы комплексного воспитания»). В 2010-е гг. методические работы выпускает в форме учебного видеопособия. Таковы «Времена года» и «Детский альбом» Чайковского (2010), Соната e-moll Гайдна (2013). В 2007 г. совместно со многими педагогами-пианистами России она участвовала в обсуждении проблем фортепианной техники за круглым столом в Москве. Ее выступления вошли в сборник «Путь к совершенству» по итогам круглого стола (ред. С. М. Стуколкина).

Начало концертной деятельности в качестве солистки Архангельской филармонии проходило в условиях, когда органично соединились огромная собственная тяга к исполнительскому творчеству и его общественная востребованность. Ее сольные концерты были включены в планы Архангельской филармонии, с симфоническими оркестрами она сыграла здесь фортепианные концерты Чайковского, Листа, Рахманинова, Моцарта и др. В Новосибирск приехала, имея немалый опыт сольных, симфонических, ансамблевых концертных выступлений и обладая большим репертуаром.

Репертуар Мери Симховны отличался с одной стороны объемность и разнообразие, с другой – явное предпочтение музыки романтиков. «Крейслериана», «Симфонические этюды» Шумана; сонаты, концерты, баллады и все другие жанры Шопена; этюды-картины, Соната № 2, Вариации на тему Корелли, концерты Рахманинова составляют центральное звено ее репертуара. Особая склонность к музыке романтиков и выбор конкретных произведений обусловлены природой – музыканта-лирика, романтика, поэта фортепиано.

Ее концертная деятельность находила высокое признание не только в концертных залах от благодарных слушателей, но подтверждалась наградами общественных организаций. Ей присвоено звание лауреата Фонда «Русское исполнительское искусство» (2002); лауреата премии «Золотой ключ» Союза музыкальных деятелей и Новосибирской филармонии (1998), премия «Золотой Аполлон» Министерства культуры РФ и Фонда развития отечественного музыкального искусства им. Чайковского (2000).

За насыщенную и результативную творческую деятельность педагога и исполнителя награждена орденом Почета (2006), орденом «За вклад в просвещение» (2008). В 2011 г. присвоено звание Кавалер Золотого Почетного знака «Достояние Сибири».

Н. И. Головнева

Гость
Гость
Оцените автора
( Пока оценок нет )
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

  1. Аватар
    Евгения Краснова

    Мери Симховна была в первую очередь потрясающим Человеком! Очень человечным, сопричастным ко всему, сочувствующим и радующимся! Невероятным Человеком! Ее будет очень сильно не хватать всем нам.

    Ответить