19 и 20 декабря на сцене Новосибирского музыкального театра премьера пятой редакции оперетты Ф.Легара «Весёлая вдова».

Культ. Публикации

Сегодня в музыкальном театре состоялась последняя, перед сдачей спектакля, репетиция новой, пятой по счету версии нестареющего (и это чистая правда, как слеза ребенка) спектакля «Веселая вдова».

Мне удалось побывать на репетиции и убедиться, что в очередной раз театр подготовил для своих зрителей новый, современный спектакль, сохранив при этом очарование классической оперетты. Как это удается Леониду Кипнису, остается только поражаться. Я задал ему вопрос, как удается привнести свежесть и новизну старой опереточной классике, совместить вечные шедевры с совершенно современным репертуаром мюзиклов? Кипнис, не задумываясь, назвал формулу: «Талантливейшие суперпрофессионалы из Петербурга, составляющие постановочную группу. Обновленное либретто, значительные купюры в партитуре, позволившие убрать целые куски музыки, совершенно не несущей никакой нагрузки и позволившие сделать спектакль более динамичным. Дорогие стильные костюмы — достаточно сказать, что героиня спектакля Ганна Главари за два акта предстает в трех совершенно шикарных костюмах (не всегда платья). И великолепные молодые исполнители, специально отобранные руководителем для этой постановки».

Словом, Леониду Михайловичу в очередной раз удалось создать спектакль, который безусловно вызовет повышенный интерес у публики и станет коммерчески удачным.

А вдова, а что вдова? Она еще ни одного мужа, извините, постановщика, переживет и еще не одно поколение зрителей будет радовать.

Два часа пролетели, как миг. А это многого стоит, когда ты не смотришь на часы, находясь в театре.

19 и 20 декабря на сцене Новосибирского музыкального театра премьера пятой редакции оперетты Ф.Легара «Весёлая вдова».

Постановщики спектакля:

Режиссер-постановщик –  Владимир Подгородинский 
Дирижёр-постановщик –   Александр Новиков 
Художник-постановщик –  Елена Вершинина 
Хореограф-постановщик – Антон Дорофеев 
Художник по свету –  Денис Солнцев 
Хормейстер-постановщик – Александр Соболев 

Либретто Виктора Леона и Лео Штейна по мотивам комедии французского драматурга Анри Мельяка «Атташе посольства».     

Либретто спектакля было написано московским драматургом Сергеем Плотовым специально для Новосибирского музыкального театра. Действие спектакля стало более динамичным (два акта вместо традиционных трёх), стиль речи персонажей стал современнее и ближе сегодняшнему дню.

Режиссер-постановщик Владимир Подгородинский ранее уже сотрудничал с нашим театром (мюзикл «Прелести измены», 2007 г., оперетта «Марица» 2016 г.). По его словам в новой постановке «должны ужиться два разных театра: театр гротеска, бурлеска и театр лирико-психологический. Вторая линия – это Ганна и Данило, а линия бурлеска  – мир Зетты. На фоне развивающегося огненного шара мира Зетты возникает такая фантастическая и очень искренняя любовь».

В 2020 году музыкальный мир отметил 150-летие со дня рождения Франца Легара (1870 – 1948). Премьера оперетты «Весёлая вдова» на сцене венского театра «Ан дер Вин» состоялось в 1905 году. Успех спектакля быстро вышел далеко за пределы Европы, ей рукоплескали в США, Японии, Латинской Америке. В России спектакль был впервые показан в Санкт-Петербурге в 1906 году.

19 и 20 декабря на сцене Новосибирского музыкального театра премьера пятой редакции оперетты Ф.Легара «Весёлая вдова».

В Новосибирском музыкальном театре это пятая постановка шедевра Легара. Первая новосибирская премьера «Веселой вдовы» состоялась сразу после открытия театра, в ноябре 1960 года (режиссер Михаил Дотлибов). Через двадцать лет этот спектакль поставил Анатолий Мовчан. В 2003 году к истории Ганны Главари и её миллионов обратилась Элеонора Титкова. В 2012 году спектакль поставил режиссер Александр Лебедев.

Небольшое княжество страдает от долгов и безденежья. Его посол в Париже узнаёт, что одна из богатейших фамилий княжества потеряла главу семьи. Молодая вдова Ганна Главари стала единственной наследницей огромного состояния. Если она выйдет замуж за иностранца, её миллионы навсегда уплывут за границу. В планах посла барона Зетты – женить на Ганне графа Данило, известного сердцееда, секретаря посольства.

На специально организованном в честь приезда молодой вдовы балу и состоялась эта встреча: она — обладательница двадцатимиллионного состояния, он — почти неимущий, слегка циничный, прожигающий жизнь в парижских кабачках, но сохранивший гордость и честность. Быть заподозренным в любви по расчету для него невыносимо. И он, пренебрегая долгом перед отечеством, о котором ему беспрестанно твердят в посольстве, прячет свою любовь, не позволяет Ганне даже догадаться о ней и признаётся в своих чувствах только после того, как узнаёт об условиях завещания: если молодая вдова выйдет замуж, то потеряет все свои миллионы.

19 и 20 декабря на сцене Новосибирского музыкального театра премьера пятой редакции оперетты Ф.Легара «Весёлая вдова».

«ВЕСЕЛАЯ ВДОВА», ОНА ВСЕГДА ВОЗВРАЩАЕТСЯ

текст Татьяны Ильиной

         Завершающийся високосный две тысячи двадцатый год отметился не только ковидом и красивыми цифрами дат из сочетаний нолей и двоек,  не только экологическими катастрофами,  поправками в Конституцию и скандальными президентскими выборами. Среди громких событий и дат музыкально-театральный мир гордо отметил 150-летие со дня рождения Франца Легара, основоположника «неовенского» этапа оперетты. Не осталась незамеченной эта дата и в Новосибирске.

Пожалуй, ни одна из классических оперетт в репертуаре Новосибирского музыкального театра не возвращалась на его сцену с таким маниакальным упорством и так мощно не обосновывалась на ней, иногда на десятилетия, как легаровская «Веселая вдова».  Этот материал любят постановщики, неизменно причисляющие «Веселую вдову» к топовой пятерке классики жанра, артисты, которым по вкусу галерея разнообразных образов и прекрасный вокальный материал, и, конечно, зрители, идущие в театр приобщиться к так необходимой сегодня всем нам пресловутой легкости жанра.

         …Небольшое княжество – вымышленное государство — страдает от долгов и безденежья. Его посол в Париже узнаёт, что одна из богатейших фамилий княжества потеряла главу семьи. Молодая вдова Ганна Главари стала единственной наследницей огромного состояния. Если она выйдет замуж за иностранца, её миллионы навсегда уплывут за границу. В планах посла барона Зетты – женить на Ганне графа Данило, известного сердцееда, секретаря посольства. Вот, собственно, и вся интрига сюжета этой знаменитой оперетты. А остальное – это хитросплетения взаимоотношений между главными героями,  которыми правят чистые чувства, и миром, где главенствуют золото, корысть и расчёт, хотя бы и замешанные на интересах родины.

Режиссер-постановщик спектакля Владимир Подгородинский: «В спектакле должны ужиться два разных театра: театр гротеска, бурлеска и театр лирико-психологический. Вторая линия – это Ганна и Данило, а линия бурлеска —  это мир Зетты. На фоне развивающегося огненного шара мира Зетты возникает такая фантастическая и очень искренняя любовь».

         Как контраст двух миров художником-постановщиком Еленой Вершининой решено и визуальное воплощение спектакля. Само посольство и облачение всех его обитатели – мечта о нескончаемом золотом запасе их глубоко обожаемой родины. Золото вздыбливает изнутри стены, плавится в стекле люстр, стекает на паркетный пол. Такое королевство кривых золотых зеркал, в котором поначалу отражается в своем гипертрофированном, тоже прокачанном золотом наряде молодая богатая вдова. Но в пандан к опереточной утопичности хэппи-энда существует и оборотная сторона медали – необъятные просторы неба, которые обнаруживаются за разбитыми золотыми зеркалами. А, значит, на сцене вновь торжествует бескорыстная и чистая любовь, первозданная природа, как она есть. Все то, чего нам, увы, так не хватает в жизненных реалиях.

         За минувшие с даты первой постановки в Новосибирске шестьдесят лет события в спектакле не претерпели существенных изменений. Однако, как того требует стремительно ускоряющийся темпо-ритм жизни, сюжетная драматургия новой постановки стала более динамичной, оставив лишние теперь словесные реверансы прошлому веку. В новом либретто, созданном московским драматургом Сергеем Плотовым, действие уместилось в два акта, вместо традиционных трех, а стиль речи персонажей стал неуловимо и ненавязчиво чуть современней, чуть острее и ближе нам сегодняшним.

Но поспешим успокоить поклонников творчества юбиляра, изменения почти не коснулись музыкальной партитуры спектакля. Знатоков и ценителей жанра ждет и комический мужской септет, и просторная, укачивающая «Вилья», и необыкновенно проникновенный лиризм «Павильона». «Словно случилось что-то в природе, вспыхнула в венском небе ослепительная комета, — иначе невозможно объяснить, как, почему возник сверкающий шедевр Франца Легара» — пишет о «Веселой вдове» автор монографии «Оперетты Франца Легара и он сам» Александр Колесников. А сегодня — в канун Нового года — комета по имени Легар вспыхнула и в небе над Новосибирском, вспыхнула, затмив хотя бы на несколько часов, все негативное и печальное, чем отметился год уходящий.

Александр Савин
Александр Савин
Оцените автора
( 5 оценок, среднее 3.4 из 5 )
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

  1. Аватар
    Макс

    Очень часто слышно «Сократим партитуру». Имеет ли право режиссер так поступать? Я не знаю европейских постановок (может кроме немецких версий Оффенбаха) где быт так поступали. Это все равно как советские фильмы оперетты — поющих артистов нет — вырежем номер, зрители все равно ничего не знают. В прошлой постановке вдовы например были переставлены местами дуэты Ганны и Данило из 3го акта и вставные «Качели», и отсутствовал прекрасный ансамбль из 2го акта с беседкой..
    Вообще конечно хорошо что ее ставят, но когда же театр откроет менее известные вещи «Периколлу», «Дочь мадам Анго», «Бокаччио»?

    Ответить