Не исчезающая память или новая жизнь музыки Микаэла Таривердиева к кинофильму «Ольга Сергеевна»

Кино

В 1975 году Американская академия музыки объявила необычный анонимный конкурс для композиторов со всего мира. Микаэл Таривердиев прислал запись сюиты из музыки к кинофильму «Ольга Сергеевна» и стал победителем вместе со знаменитым итальянским композитором Нино Рота. Обнаружив в семейном архиве запись всей музыки к фильму с импровизациями на фортепиано и клавесине самого Микаэла Леоновича, которые не были расшифрованы, Вера Таривердиева услышала в ней поразительную цельность. Отсюда родилась идея отдельной концертной программы, которая была поддержана коллективом единомышленников и в ноябре представлена в Малом зале филармонии Санкт-Петербургской филармонии.

Не исчезающая память или новая жизнь музыки Микаэла Таривердиева к кинофильму "Ольга Сергеевна"

Стоит только зазвучать первым тактам музыки Таривердиева, как тут же высекаются слёзы. И это не зависит от того, кто сидит в зале, какого возраста и социального состава публика. Просто таривердиевские интонации попадают в душу и растапливают «замерзшие» чувства, заставляют испытывать волнение, размышлять и погружаться в вспоминания.

Концертная программа, в которой звучит музыка из кинофильма «Ольга Сергеевна», названа Верой Таривердиевой «Отражение тишины». Композитор Дмитрий Гусев, ученик Микаэла Леоновича, по слуху «снял» и расшифровал все авторские импровизации. Алексей Гориболь, исполнивший практически все, написанное композитором для рояля и в камерно-вокальной музыке, которого можно с уверенностью назвать самым тонким и аутентичным исполнителем музыки Таривердиева, в кратчайшие сроки выучил новый материал. Сыграв «Отражение тишины» (практически сольный концерт!), он признался: «Какое наслаждение было находиться внутри этой музыки!» Огромную заинтересованность в реализации идеи проекта, проявил дирижер Сергей Поляничко, руководитель симфонического оркестра «Невский». Было невероятно приятно ощущать трогательное, неравнодушное присоединение к музыке и дирижера, и молодых исполнителей.  

Не исчезающая память или новая жизнь музыки Микаэла Таривердиева к кинофильму "Ольга Сергеевна"

Вычлененная из фильма, музыка Таривердиева осознается как большой вариационный цикл (подобие Гольбберг-вариаций Баха) на ключевую тему фильма «Не исчезай». Но обретя новую самостоятельную концертную жизнь, она побудила многих слушателей пересмотреть фильм, в котором снималось созвездие выдающихся советских актеров: Т.Доронина, Р.Плятт, О.Ефремов, А.Джигарханян, В.Гафт, Л.Броневой и др.  Спустя годы в нем открылись такие потрясающие судьбы, чувства, размышления героев – не оторваться! Весь многосерийный фильм ты непрерывно вместе с героями фильма думаешь не о суетном, мелочном, а о чем-то очень важном. Состояние, которое теперь уже редко возникает во время просмотра современных фильмов и особенно сериалов.

Поразительно, сколько в этом «Отражении тишины» напряженной жизни духа! Для нас эта музыка — атмосфера детства, юности, того времени, которое именуется брежневским застоем (1975 год). Но в ней совершенно нет духовного застоя!

Не исчезающая память или новая жизнь музыки Микаэла Таривердиева к кинофильму "Ольга Сергеевна"

Таривердиев никогда не был композитором, отражающим время по заказу, по указке. Он — свободная личность, во многом оппозиционная, «угловатая», не встраивающаяся в конъюнктуру момента. Как же ему удалось не попсовой угодливостью массовому вкусу, а эстетской барочностью своих импровизаций покорить практически всю страну, уловить и сверх точно попасть в какое-то особое духовное ощущение того времени? Что уловил он извне, что транслировал вовне, чтобы это все переплелось в музыкальный образ, вновь и вновь тревожащий нашу ностальгирующую память?

         Начиная анализировать звучащее прошлое, оказывается, что то самое застойное время было переполнено барочностью: откровения записей Гульда, двойной диск ХТК Баха в исполнении Рихтера (сокровище в любой коллекции любителей музыки), вокальный ансамбль The Swingle Singers, в исполнении которого классические партитуры, опирающиеся на свингующий контрабас и ударные, обретали опьяняющую современную пульсацию, заставляли  устремляться к каким-то мечтам, восторженно подгонять  «время вперед»;утонченная джазово-барочная рефлексирующая киномузыка психологического кинематографа М.Хуциева, П.Тодоровского, И.Авербаха, С.Соловьева, М.Калика с фантастически подробной игрой актеров на длинных крупных планах, которые не  только не казались скучными, а затягивали в воронку душевных переживаний, рефлексии. Это было время, когдадумающая молодежь обретала крылья духа, читая книги врача, гуманиста, баховеда Альберта Швейцера (о нем восторженно рассказывает молодая героиня Марины Нееловой в фильме, но это помнят и многие из нас, ныне живущих).

Не исчезающая память или новая жизнь музыки Микаэла Таривердиева к кинофильму "Ольга Сергеевна"

Высокие, возвышенные скрипичные «монологи» Таривердиева невольно воскрешают в памяти и всеми любимый в то время (опять же без социальных и образовательных различий!) ансамбль скрипачей Большого театра под руководством Реентовича, и пронзительные, устремленные в небо баховские скрипичные речитативы-юбиляции в Largo Седьмой симфонии Шостаковича.

Таривердиев и рождается из этого контекста и определяет его.

Оживляемый его музыкой, ассоциативный поток, вдруг пронзил неожиданным осознанием – тонкая, умная, глубокая музыка Таривердиева оказывается была у нас массовой музыкой, то есть любимой подавляющим большинством людей того времени!

Режиссер фильма «Ольга Сергеевна» Александр Прошкин говорил, что Таривердиев обладает замечательным качеством рождать музыку, «которая входит в картину на правах одного из главных героев». Соединяясь с тончайшим спектром чувств героев фильма, и разными пластами достоверно снятой советской жизни (скромные жилища научной интеллигенции, совершенно не гламурные «забитые» черноморские пляжи, тяжеловесные «деревянные» чиновничьи кабинеты, улицы городов с бегущими, неприукрашенными советскими людьми, «наивное» оборудование научных лабораторий, телефоны автоматы, и т.д.), музыка Таривердиева размышляет, ждет, печалится, смеется, скорбит, бежит, вспоминает… 

Не исчезающая память или новая жизнь музыки Микаэла Таривердиева к кинофильму "Ольга Сергеевна"

Она поэтизировала прозу повседневности и указывала ту высоту чувств, помыслов, к которой так хотелось стремиться! А самое главное — она тогда и навсегда полна любви к человеку, ощущая которую так хочется повторять: «Не исчезай!»

Редколлегия «CV» выражает благодарность газете «Санкт-Петербургский Музыкальный вестник»

Елена Истратова
Оцените автора
( Пока оценок нет )
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.