В Новосибирском художественном музее обновили зал Николая Грицюка

Живопись

В 1989 году на объединенном революционном пленуме творческих союзов, участники самым жестким образом критиковали компартию и советскую власть за то, что она не занимается организацией культурного процесса в городе. В качестве примера привели игнорирование творческого наследия классика Новосибирской художественной школы — Николая Демьяновича Грицюка. Шумно было принято решение о создание дома-музея художника, монументальной выставки его творчества, к слову, в том же бывшем здании Новосибирского обкома КПСС, где в то время уже работал художественный музей.

Многие из организаторов быстро нашли себе место в новых структурах власти, благополучно забыв о всех данных клятвах и обещаниях.

Как-то я зашел в зал творчества художника и поразился его убогости.

Предлагал разместить работы художника в музыкальной гостиной дома Ленина.

И вот сегодня журналисты и искусствоведы были приглашены посмотреть на обновленный зал художника.

Я там не был и довольствовался небольшими материалами в прессе.

Вот, что я узнал.

На презентации был представлен обновлённый вариант особого раздела постоянной экспозиции НГХМ — зала, посвящённого наследию Николая Демьяновича Грицюка (1922–1976). Коллекция произведений одного из самых известных новосибирских художников Н. Д. Грицюка составляет особую гордость Новосибирского художественного музея. Она формируется в течение многих лет — при жизни автора и после его ухода. Небольшие выставки, которые сменяют друг друга в этом зале, знакомят посетителей с работами художника из собрания музея. В новую экспозицию вошли индустриальные композиции из кузбасского цикла, крымские натюрморты, листы из серий «Новосибирск», «Таллин», «Фантазии и интерпретации». Эти произведения создают яркое представление о творческой индивидуальности мастера, о глубине его дарования, неповторимости и удивительной эмоциональной насыщенности его художественного языка. Экспозиция сопровождается обширными материалами, рассказывающими посетителям о личности Николая Демьяновича, о многоликих образах Новосибирска 1950–1960-х годов, созданных им. Неповторимый образ Мастерской художника предстаёт здесь в воспоминаниях его современников, его друзей и собеседников. Так, цитаты на стенах становятся столпами понимания Вселенной Грицюка. «Центром маленькой “солнечной системы” стал Художник в его Мастерской, куда за светом и теплом шли многие», — цитируют организаторы выставки журналиста Замиру Ибрагимову.

Уже сегодня все желающие могут посмотреть, что в итоге получилось.

Для посетителей обновлённый зал Николая Грицюка будет доступен с 30 декабря. В период новогодних каникул посетить его можно будет со стороны Свердлова, 10.

Понимаю, что это небольшой шаг к восстановлению исторической справедливости по отношению к художнику, который является фирменным брэндом города. Но сам размер зала не позволяет говорить о возможности серьезного прорыва в этом вопросе. Может быть пять, шесть таких залов смогли бы показать все то что создал великий мастер, новатор и гражданин.

Помните, как все ломились посмотреть на работы Николая Рериха. Время прошло и залы Рериха пустуют, а рядом большой дом где собираются его последователи. Так может сказать себе честно, что там работам Рериха будет много лучше, а на освободившееся место разместить работы Николая Демьяновича, или рассмотреть какой либо иной вариант. Но то как мы относимся к наследию художника номер один в нашем городе, нас не красит.

А так спасибо и за то, что сделали.

Александр Савин
Александр Савин
Оцените автора
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.