ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ. 13 января 1866 года родился замечательный русский композитор Василий КАЛИННИКОВ.

Культ.Календарь

Время, в котором жил и творил В.Калинников, это время высочайшего подъёма русской культуры, когда создавал свои последние шедевры П.И.Чайковский, одна за другой появлялись оперы Н.А.Римского-Корсакова, произведения А.К.Глазунова, С.И.Танеева, возникали ранние сочинения С.В.Рахманинова, А.Н.Скрябина. Русская литература блистала такими именами, как Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, И.А.Бунин, А.Н.Куприн.

И в этом могучем потоке зазвучал скромный, но удивительно поэтичный и чистый голос музыки В.Калинникова, сразу полюбившийся и музыкантам, и слушателям, покоривший искренностью, сердечностью, русской мелодической красотой. «Кольцовым русской музыки» назвал Василия Калинникова Борис Асафьев.

Печальная судьба выпала на долю композитора, умершего в самом расцвете творческих сил. «Шестой год борюсь с чахоткой, — писал музыкант, — но она меня побеждает и медленно, но верно берёт верх. А всему виною проклятые деньги! И болеть-то мне приключилось от тех невозможных условий, в которых приходилось жить и учиться».

В 1884 году В.Калинников поступил в Московскую консерваторию, но из-за отсутствия средств на оплату учёбы перешёл в музыкально-драматическое училище Филармонического общества, где можно было учиться бесплатно. Обучаясь на фаготе, главное внимание он уделял урокам гармонии. Посещал также лекции по истории в Московском университете, выступал в обязательных для учеников училища оперных спектаклях, филармонических концертах. Приходилось думать и о заработке. Стремясь как-то облегчить материальное положение семьи, В.Калинников отказался от денежной помощи из дому, а чтобы не умереть с голоду, зарабатывал перепиской нот, грошовыми уроками, игрой в оркестрах. Конечно, уставал, и лишь письма отца поддерживали его морально. «Погрузись в мир музыкальной науки», — читаем в одном из них, — работай… Знай, что тебе предстоят трудности и неудачи, но ты не ослабевай, борись с ними… и никогда не отступай».

Воспитанный на песенно-хоровых традициях, до 12 лет не слышавший ни одного инструмента, В.Калинников с годами всё больше испытывал влечение к симфонической музыке. Он считал, что «музыка… есть, собственно, язык настроений, то есть тех состояний нашей души, которые почти невыразимы словом и не поддаются определённому описанию». Одно за другим появляются оркестровые произведения: Сюита, 2 симфонии, симфоническая картина «Кедр и пальма», оркестровые номера к трагедии А.К.Толстого «Царь Борис». Он принимается и за сочинение оперы «В 1812 году», заказанную С.Мамонтовым, и завершает к ней пролог.

Но именно в это время начинает прогрессировать открывшийся несколько лет назад туберкулёз. В.Калинников стойко сопротивляется пожирающему его недугу, но рост духовных сил был прямо пропорционален угасанию физических сил…

«Вслушайтесь в музыку Калинникова. Где в ней признак того, что эти полные поэзии звуки вылились в полном сознании умирающего человека? Ведь нет следа ни стонов, ни болезни. Это здоровая музыка с начала до конца, музыка искренняя, живая…»… «Солнечная душа» — так писали о композиторе его современники. Гармоничная, уравновешенная музыка В.Калинникова словно излучает мягкий тёплый свет.

Звучит Серенада для струнных Василия КАЛИННИКОВА.

Василий Строганов
Василий Строганов
Оцените автора
( Пока оценок нет )
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.