ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ. 28 января 1887 года родился выдающийся пианист ХХ века Артур РУБИНШТЕЙН.

Культ.Календарь

Артур Рубинштейн — личность легендарная. Его пианистический путь начался в 1900 году в Берлине, а завершился в 1976 году в Лондоне. Гастроли Артура Рубинштейна в СССР в 1964 году произвели ошеломляющее впечатление. Поначалу молодёжь была настроена скептически: чего, мол, можно ожидать от исполнителя в возрасте 77 лет? Однако опасения были необоснованными. Перед советскими слушателями выступал увлекательнейший пианист, полностью сохранивший свою форму, свежесть и чуткость восприятия, изумительный виртуозный аппарат, юношеский огонь, энтузиастическую влюбленность в музыку.

«Для настоящего артиста играть перед людьми — счастье…Артисту нужны слушатели. Я люблю, когда на концерте сидят даже на эстраде, и обычно прошу пропускать на эти места консерваторскую молодежь: она меня вдохновляет».

Звук под пальцами Артура Рубинштейна был полный, глубокий, ясный, рельефный. Его фразировка происходила от какого-то ощущения дыхания, его фортепиано как будто пело — ударный инструмент трансформировался в поющий. Сочность звука была одним из его фирменных знаков. Однажды знаменитого виолончелиста Григория Пятигорского спросили:

«У кого самый богатый виолончельный звук?»

Он ответил: «У Рубинштейна».

В своём исполнительстве пианист отдавал предпочтение музыке Ф.Шопена. Оно и понятно – А.Рубинштейн родился и начинал свой творческий путь в Польше. Но, пожалуй, ключом к пониманию особенностей интерпретации Ф.Шопена служат собственные слова пианиста:

«Чтобы понять Шопена, нужно знать, что композитор был учеником Баха и Моцарта, учеником точности и гармонии. Это благородный гений. Rubato Шопена — от итальянского пения: композитор постоянно посещал итальянскую оперу, изучая искусство певцов. Учтите дыхание певца, выразительность арий и речитативов, пение для души — и появится должная степень свободы, не навязанной, а вытекающей из смысла мелодии…».

Наряду с произведениями Ф.Шопена А.Рубинштейн на протяжении всей своей жизни исполнял сочинения Р.Шумана. От Роберта и Клары Шуман нити преемственности протягиваются к Артуру Рубинштейну через великого скрипача Йозефа Иоахима, который в юности был близок великому композитору, а на склоне лет благословил молодого пианиста на вступление в мир музыки.

Особое место в репертуаре А.Рубинштейна занимает второй концерт К.Сен-Санса. Это произведение было включено в программу берлинского дебюта пианиста в 1900 году и в программу одного из последних выступлений в Лондоне в 1975 году.

С именем А.Рубинштейна связано много открытий в искусстве ХХ века. В первую очередь, это испанская музыка. Интересное описание того, как он стал «испанистом», одним из лучших исполнителей испанской музыки, даёт сам А.Рубинштейн в своих мемуарах:

«Исаак Альбенис — человек, которому я обязан своей большой популярностью в Испании и во всех испаноязычных странах. В Пальме, на Майорке, вдова Альбениса пригласила меня на обед… Она жила в предместье города со своими двумя дочерьми… Во время обеда я развлекал их рассказом о том, как я встречался с Альбенисом, не зная, кто он. — Играете ли вы его музыку?— поинтересовалась сеньора Альбенис. — Разумеется! — ответил я.— Я хорошо знаю и очень люблю его сюиту «Иберия», но я боюсь играть её в Испании. В Польше самые знаменитые иностранные пианисты вызывают смех, когда берутся играть мазурки Шопена; они остаются совершенно чужды ритмическому духу этой типично польской музыки. И я не хочу рисковать быть осмеянным в Испании; успехом в этой стране я очень дорожу».

Здесь Артур РУБИНШТЕЙН играет Второй фортепианный концерт Камиля СЕН-САНСА.

За пультом Лондонского симфонического оркестра – Андре ПРЕВИН.

Василий Строганов
Василий Строганов
Оцените автора
( Пока оценок нет )
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.