Любви все возрасты покорны. Евгений Онегин на малой сцене Новосибирского государственного академического театра оперы и балета

Неясная поляна
Сегодня никаких особых поводов взяться за перо не было. Но событие случилось! Очередное исполнение оперы в концертном варианте на малой сцене НОВАТа.
Любви все возрасты покорны. Евгений Онегин на малой сцене Новосибирского государственного академического театра оперы и балета
Онегин-Максим Головачев, Ольга-Екатерина Марзоева

Последние несколько сезонов оперную труппу Новосибирского академического театра оперы и балета покинули опытные солисты, и многими это было расценено, как катастрофа. На практике оказалось все не так уж страшно.

Наверное, каждый исполнитель стремится к совершенству в своём деле, таково свойство творческой натуры. Зачастую, музыкант рад предложению войти в труппу более известного театра, особенно европейского. Всё это последыши советского прошлого, когда выезд за границу считался высшим профессиональным счастьем. Так и у нас — переезд ряда вокалистов освободил площадку для молодых исполнителей. И упоминания о премьерах у Софьи Бочаевой, Дарьи Шуваловой, Анны Датай, о появлении перспективных Юлии Юмаевой, Руслана Балягова, Максима Головачева, Алексея Шаповалова, Гурия Гурьева — любители оперы говорят всё чаще.

Любви все возрасты покорны. Евгений Онегин на малой сцене Новосибирского государственного академического театра оперы и балета
Ленский-Константин Захаров

Конечно, изменения составов трупп дело обычное и важное. Благодаря этому обновляется творческая «кровь» театра. Солисты прекрасно поют и выглядят, их глаза горят от возможности поделиться своим творчеством и энергией со зрителями. Я вспоминаю «Евгения Онегина» в свою школьную пору и своих одноклассников, которые посмеивались над слегка располневшими Татьяной, Онегиным и великовозрастной Ольгой. Сегодня этого практически нет, все певцы в прекрасной физической форме, и, поверьте, многим зрителям нашего поколения это видеть очень непривычно.

Любви все возрасты покорны. Евгений Онегин на малой сцене Новосибирского государственного академического театра оперы и балета
Онегин-Максим Головачев, Ленский-Константин Захаров

Конечно, большой отток опытных мастеров заставил много и вдумчиво трудиться, мобилизовать все силы, а коучам доводить выпускников консерватории до профессионального и эмоционального состояния, способного вызвать восхищение публики. Это в том числе большая работа дирижёра Дмитрия Юровского, главного режиссёра театра Вячеслава Стародубцева и вокальных педагогов.

Они проводят тщательно продуманную работу с залами большой сцены и малой.

Любви все возрасты покорны. Евгений Онегин на малой сцене Новосибирского государственного академического театра оперы и балета

Я спросил Дмитрия, почему «Онегин» идет на малой сцене, ведь там от женских голосов качаются люстры. Подумав несколько секунд, он ответил, что не против создать версию «Онегина» для большой сцены, но при этом оставить и на малой.

И я с ним согласился. Кому-то нужно зрелище, а кому-то голоса, ансамбли, быть как бы участником спектакля, дорисовывая картинку в своём воображении.

Любви все возрасты покорны. Евгений Онегин на малой сцене Новосибирского государственного академического театра оперы и балета
Онегин-Максим Головачев, Гремин-Николай Лоскуткин, Татьяна-София Бочаева

И еще Дмитрий сказал одну важную вещь — на мой вопрос, не уедет ли молодежь, он ответил, что смысла в этом для них нет. Юровский сам помогает участвовать им в различных зарубежных проектах. Но при этом они остаются всё же нашими солистами. Так работают все оперные дома. Зачем все бросать и кидаться в неизвестность? Работайте, работы хватит на всех.

Так вот, я закончу мысль, озвученную в начале материала. Событие случилось. Опера «Евгений Онегин» Петра Чайковского, пожалуй, самая исполняемая в мире. В России — точно.

Любви все возрасты покорны. Евгений Онегин на малой сцене Новосибирского государственного академического театра оперы и балета
Татьяна-София Бачаева, Онегин-Максим Головачев

Онегин которого, давали в будний день, 3 февраля, шёл в исполнении совсем молодых исполнителей, для двоих из которых это была премьера. Максим Головачев (Онегин) и Константин Захаров (Ленский) покорили зрителя и своими голосами, и своей актерской игрой. Софья Бачаева, безусловно, была подлинной звездой спектакля (все-таки это был спектакль, а не просто концерт).

Все действие спектакля было предельно понятно и соответствовало Пушкину. Татьяна и Ольга молоды и красивы. Онегин и Ленский, как будто сошли со страниц романа.

Поразил финал спектакля. Ария Гремина. На сцене мы видели опытнейшего, прошедшего трудную школу жизни и обретший, наконец, счастье в лице своей супруги — Татьяны, князя. Тут все, о чем я писал ранее, сложилось в потрясающий результат. Молодые исполнители в возрасте героев Пушкина и опытный Гремин (Николай Лоскуткин), музыка и драма, заложенная Пушкиным в конец романа, подняли зал, и зрители еще долго своими аплодисментами не отпускали артистов.

Любви все возрасты покорны. Евгений Онегин на малой сцене Новосибирского государственного академического театра оперы и балета

P.S. Было бы неправильно не отметить, как всегда блестящую работу Юрия Комова. Его месье Трике не стареет и не теряет обаяния.

P.S.1 Эльдар Нагиев совершенствуется как дирижёр и, похоже, Дмитрию Юровскому скоро придется подбирать нового концертмейстера.

P.S.2 Стал замечать постоянных зрителей театра, которые не пропускают оперные спектакли. Уже раскланиваемся друг с друг другом.

Материал подготовлен при участии Оксаны Гайгеровой

фото Евгения Иванова

Александр Савин
Александр Савин
Оцените автора
( 3 оценки, среднее 3.67 из 5 )
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.