День рождения. Кирилл Кондрашин

Культ.Календарь

6 марта 1914 года родился выдающийся советский дирижёр Кирилл КОНДРАШИН.

Музыкальная атмосфера окружала будущего артиста с детства. Родители его были музыкантами, играли в разных оркестрах. Сначала он занимался игрой на фортепиано, но к семнадцати годам твёрдо решил стать дирижёром и поступил в Московскую консерваторию. Пять лет спустя он окончил консерваторский курс по классу Б.Хайкина.

Первые самостоятельные шаги молодого артиста связаны с Музыкальным театром имени В.И.Немировича-Данченко. Сначала он играл в оркестре на ударных инструментах, а в 1934 году состоялся дебют дирижёра.

Вскоре после окончания консерватории К.Кондрашин был приглашён в Ленинградский Малый оперный театр.

Здесь продолжалось становление творческого облика молодого дирижёра. Он успешно справлялся со сложными задачами и вскоре ему были доверены многие спектакли классического и современного репертуара: «Свадьба Фигаро», «Борис Годунов», «Проданная невеста», «Тоска», «Девушка с Запада», «Тихий Дон».

В 1938 году К.Кондрашин принял участие в первом Всесоюзном конкурсе дирижёров, получив диплом второй степени. Это был несомненный успех двадцатичетырехлетнего артиста, если учесть, что лауреатами соревнования стали уже вполне сформировавшиеся музыканты.

В 1943 году К.Кондрашин поступил в Большой театр. Однако уже в то время он начинает всё больше тяготеть к симфоническому дирижированию. Он возглавляет Московский молодежный симфонический оркестр, который в 1949 году завоёвывает «Большой приз» Будапештского фестиваля.

С 1956 года К.Кондрашин полностью посвящает себя концертной деятельности. Тогда он не имел своего постоянного оркестра. В ежегодных гастролях по стране ему приходилось выступать с разными коллективами. Благодаря его упорной работе значительно повысили свой профессиональный уровень такие, например, оркестры, как Горьковский, Новосибирский, Воронежский. Отличные плоды принесла и полуторамесячная работа К.Кондрашина с Пхеньянским оркестром. Уже в ту пору выдающиеся советские инструменталисты охотно выступали в ансамбле с Кондрашиным-дирижёром. В частности, Д.Ойстрах дал с ним цикл «Развитие скрипичного концерта», а Э.Гилельс сыграл все пять концертов Л.Бетховена. Аккомпанировал К.Кондрашин и на финальном туре первого Международного конкурса имени Чайковского. Вскоре его «дуэт» с победителем соревнования пианистов Ваном Клиберном услышали в США и Англии. Так К.Кондрашин стал первым советским дирижёром, выступившим в Соединенных Штатах. С тех пор ему пришлось неоднократно выступать на концертных эстрадах мира.

Новый и наиболее важный этап артистической деятельности К.Кондрашина начался в 1960 году, когда он возглавил симфонический оркестр Московской филармонии. За короткий срок ему удалось вывести этот коллектив на передовые художественные рубежи. Это касается и исполнительских качеств, и репертуарного диапазона. Часто выступая с классическими программами, К.Кондрашин заострил своё внимание на современной музыке. Он «открыл» Четвертую симфонию Д.Шостаковича, написанную ещё в тридцатые годы. После этого композитор доверил ему первые исполнения Тринадцатой симфонии и «Казни Степана Разина». К.Кондрашин представлял слушателям в 1960-х годах произведения Г.Свиридова, М.Вайнберга, Р.Щедрина, Б.Чайковского и других советских авторов.

«Нужно отдать должное смелости и упорству, принципиальности, музыкальному чутью и вкусу Кондрашина,— пишет критик М.Сокольский.— Он выступал как передовой, широко мыслящий и глубоко чувствующий советский художник, как страстный пропагандист советского творчества. И в этом своем творческом, смелом художественном эксперименте он получил поддержку оркестра, носящего имя Московской филармонии… Здесь, в оркестре «филармоников», за последние годы особенно ярко и широко раскрылся большой талант Кондрашина. Этот талант хочется назвать наступательным. Импульсивность, порывистая эмоциональность, пристрастие к обостренным драматическим взрывам и кульминациям, к накалённой экспрессивности, которые присущи были молодому Кондрашину, остались характернейшими чертами искусства Кондрашина и сегодня. Только нынче пришла к нему пора большой, подлинной зрелости».

Ван КЛИБЕРН и оркестр Московской филармонии играют первую часть Концерта для фортепиано с оркестром Петра Ильича ЧАЙКОВСКОГО. За пультом – Кирилл КОНДРАШИН.

Василий Строганов
Василий Строганов
Оцените автора
( Пока оценок нет )
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.