Михаил Елизаров— русский писатель и музыкальный автор-исполнитель.

Книги

Родился и вырос на Украине. Окончил музыкальную школу по классу оперного вокала. В 1996 году окончил филологический факультет Харьковского университета. Во время учёбы в университете отслужил в армии. 

В 90-ых на Украине началась эпоха мракобесия и писатель переехал в Германию, где продолжил учиться в киношколе на телережиссера. Покинув после учебы Ганновер, переехал в Берлин. В 2001 вышла книга, которую перевели на немецкий. Тогда же появились гранты, на которые писатель жил. Сейчас живет в Москве.

В 2010 году создал музыкальный проект. Свой жанр Елизаров назвал «бард-панк-шансоном»: «Что это такое, я и сам толком не понимаю. Во главе — текст, и его сопровождает простой, легко запоминающийся мотив. Я пытаюсь вытащить потустороннюю изнанку веселья»

В 2001 году вышел сборник «Ногти», привлёкший внимание к писателю. В одноименной повести главными  героями являются два воспитанника интерната для слабоумных детей. По словам автора, рассказы из сборника он писал с девятнадцати до двадцати семи лет. 

Неоднозначные оценки получил роман Елизарова «Pasternak», где поэт Борис Пастернак представлен в образе демона, «отравляющего» сознание интеллигенции своими произведениями. Часть критиков назвала книгу «трэшем», «тошнотворным романом». 

С другой стороны, критик Владимир Бондаренко высоко оценил роман: «Вот уж где явил себя в полном блеске необузданный русский реванш, как ответ на все унижения и оскорбления русской нации, русского характера, русской веры.. Сквозь весь набор авангардных литературных приёмов, сквозь филологичность текста и густую эрудицию молодого писателя, не уступающую ни Умберто Эко, ни Милораду Павичу, идёт яростная защита незыблемых вековых духовных ценностей русского народа»

В 2008 вышел роман «Библиотекарь». Роман посвящен магии, которая скрывается в старых книгах забытого соцреалиста советской эпохи по фамилии Громов. 

«Библиотекарь»- удостоенный премии «Русский Букер» и породивший скандалы и дискуссии в обществе; роман о священных текстах — но без «книжной пыли» Борхеса и Эко: книги здесь используются по прямому архетипическому назначению — оправленные в металл, они сокрушают слабенькие черепные коробки, ломают судьбы, зовут на костёр и вторгаются в ткань мироздания.

В 2019 году издан большой роман «Земля»посвящённый «философии русской смерти». Книга получила полярные отзывы со стороны критиков –победитель livelibe в номинации «Русская проза», «Приз читательских симпатий» в 2020 г– лауреат премии «Национальный бестселлер»

«Мы вышли покурить на 17 лет»—лауреат премии «НОС» в номинации «Приз читательских симпатий» 

Роман «Мультики»—финалист премии «национальный бестселлер»

2020 — лауреат Григорьевской поэтической премии.

Михаила Елизарова сравнивают с писателем Владимиром Сорокиным, который тоже пишет в духе социалистическое арта, только Сорокин сознательно пародирует, тогда как Елизаров воспринимает его на полном серьезе. Ну и важное отличие Елизарова то, что он не такой тошнотворный, как Сорокин. 

Критический уровень сегодняшней прозы требует более избирательного подхода.

«У нас есть писатели, но нет литературы» «Или у нас есть литература, но нет писателей». И то и другое неверно. У нас есть писатели и есть литература. И у нас есть бренд русской литературы, но очень мало ярких прозаиков, на чьи имена действительно реагируешь и запоминаешь. 

Прочитав несколько книг разных писателей, которые выросли в советское время, я поняла, что в их произведениях, где они пишут о жизни в советском союзе в реальном времени или в воспоминаниях, присутствует много магии, сюрреализма и гротеска. 

И вот что пишет об этом Михаил Елизаров–знаток советской магии: «– Чем был интересен Союз? Он пытался создавать иллюзию счастья. К тому же он мог мастерски проецировать ее для детей. И еще, возможно, стариков. А ребенок из благополучной городской семьи получал ту необходимую порцию счастья, чтобы, проснувшись утром, думать: «Какое счастье. Я живу в Советском Союзе, а не в какой-нибудь страшной капиталистической стране». СССР был настоящей машиной по созданию иллюзий. Причем система работала эффективно. Я это помню, как и то, что я был уверен, что действительно стану военным. У меня не было никакого страха погибнуть, потому что я знал, что если это произойдет, то я погибну достойно, как герой. Я не боялся умереть.Притом, что я абсолютно не верил в Бога. Я верил в советское бессмертие. 

Гротеск, мистика, метафизика, антиутопия и убийства во имя великой цели.

В своей попытке представить скандальный роман писатель Елизаров всегда идёт навстречу читателю. Вот и в скандально известном романе «Библиотекарь» автор поочередно описывает разнообразные ереси. Во всех его романах агрессия во имя чего-либо, есть норма изображаемого мира. Вторжение яростной агрессивности здесь обыденна и привычна. Поименованные герои, обладающие определенными характерами и наделенные  каждый подробной жизненной биографией, в романе проживают весь своих жизненный цикл. Вот и персонажи романа «Библиотекарь» зная о своих способностях, помимо членства тайного сообщества, живут простой мирской жизнью; работают и любят. Никто не заподозрит в них фанатиков, которые с первобытной яростью и жаждой убивать жестоко могут разорвать буквально на части противника. 

.. Здесь кровавые отшметки, отрубленные пальцы, месиво из плоти и костей, которое когда-то было человеком, выстилают поэтические образы..

Спустя годы после смерти всеми забытого советского писателя, старые книги Громова обнаружили в себе магические свойства.

Важен не только текст, но и типографская краска и бумага. Переписать Книгу бессмысленно. Подделать Книгу невозможно, потому что она несёт в себе заряд своего Времени. Магия распространяется только на оригиналы. А их очень немного.

Михаил Елизаров— русский писатель и музыкальный автор-исполнитель.

Библиотекарь — это предводитель тайных обществ, это хранитель бесценных и редких книг малоизвестного советского писателя Громова. Особый тайный человек, владеющий сокровенным Семикнижием. Ему известно–покуда читаются Книги, одна за другой, без перерыва, страшный Враг бессилен. Страна под защитой. Надежно укрыта незримым куполом. У Книг не было Смысла, у них был Замысел.

Незамысловатый сюжет скучнейших произведений восхваления жизни производства при советском союзе и романтического героизма главных персонажей книг, –при правильном прочтении, —способен наделить читателя сверхъестественными способностями, Книга даёт читателю небывалый силу, неведомые впечатления и эмоции. 

Имея даже одну книгу, общества последователей обретают власть. 

Книга для читальни это не только радость и постоянная опасность–за редкими экземплярами ведется настоящая охота. За раритетами охотятся несколько сект библиофилов, за право читать Книгу приходится сражаться с топором в руке. Обычные и  неприметные люди становятся борцами в священной войне. Магический смысл книг разрешается в кровавых перестроечных разборках на пустырях, на заброшенных песчаных карьерах и богом забытых разрушенных деревень. 

В романе существует конфликт хорошего с плохим, в результате его разрешения побеждает иллюзорное искусственное «принятие». Вскормленный книгами разум героя подвергся изменениям и создал стойкую убежденность в разгадке о Замысле великих книг. 

«… Тот, кто читает Книги, не ведает усталости и сна, не нуждается в пище. Смерть не властна над ним. Этот чтец- бессменный хранитель Родины. Он несёт свою вахту на просторах мироздания. Вечен его труд. Не сокрушила оберегаемая страна..»

Суть «Библиотекаря» состоит в том, что Книга в романе предлагает ярчайший фантом, воображаемое воспоминание: о детстве, отрочестве и юности.

Ксения Альбах
Ксения Альбах
Оцените автора
( Пока оценок нет )
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.