Гранд-дама сибирского балета – к юбилею Нины Ивановны Фуралёвой

Культ.Личности

Сегодня, 16 марта – юбилей легенды сибирской балетной сцены, заслуженной артистки РСФСР Нины Ивановны Фуралёвой. Ведущая балерина Новосибирского театра оперы и балета в 1955–1983 гг., ныне – педагог-репетитор балетной труппы НОВАТа празднует свой 85-й день рождения, а в июне 2020 года Нина Ивановна отметила большой творческий юбилей – 65 лет в труппе театра.

Нина Фуралёва была зачислена в труппу театра в 1955 году, сразу после окончания Московского хореографического училища. Сама Нина Ивановна называет точную дату, с которой отсчитывается её трудовой стаж в Новосибирском театре – 11 июня 1955 года. «Новосибирский театр как раз впервые гастролировал в Москве, меня представили директору театра, познакомили с труппой, я ходила на спектакли и репетиции. У меня тогда была бесплатная путёвка в Цхалтубо в Грузию – за успехи в учёбе. Путёвку пришлось сдать, и я вместе с новосибирской труппой поехала в Сочи, где уже выходила в спектаклях, – вспоминает Нина Ивановна. – Я пять лет танцевала в кордебалете, а первую сольную партию исполнила в 1956 году – молодую цыганочку в балете «Маскарад». В 1957 году были большие гастроли в Китае, там мы обменивались опытом: разучивали различные китайские танцы. После этот опыт очень помог при работе над балетом «Драгоценный фонарь лотоса», где я танцевала уже ведущую партию».

Нина Фуралёва стала одной из самых ярких звёзд новосибирской сцены, исполнив в спектаклях характерные и классические партии: Сан Шенму («Драгоценный фонарь лотоса»), Девушка («Ленинградская поэма»), Тереза («Пламя Парижа»), Тереза («Привал кавалерии»), фея Карабос («Спящая красавица»), Колдунья («Сильфида»), Солистка («Болеро»), Молодая цыганка («Каменный цветок»), Пастора («Испанские миниатюры») и другие. В 1960–1962, 1970–2007 гг. Нина Фуралёва – педагог Новосибирского хореографического училища, с 1983 – педагог-репетитор балетной труппы Новосибирского театра оперы и балета. Она воспитала не одно поколение танцовщиков и до сего дня передаёт свой бесценный опыт артистам балетной труппы НОВАТа. «Моя главная задача – воспитать профессионала, преданного своему делу и любящего свою работу», – отмечает Нина Ивановна. В 75-м сезоне Нина Ивановна восстанавливала на сцене НОВАТа хореографию балета «Три поросёнка», который не одно десятилетие радует маленьких новосибирских зрителей.

В день юбилея – тёплые слова и пожелания в адрес Нины Ивановны от её коллег и учеников.

Заслуженный артист России, педагог-репетитор балетной труппы НОВАТа Владимир Григорьев: «Нина Ивановна Фуралёва – замечательная балерина и педагог, всегда подтянутая и подчеркнуто элегантная «Гранд-дама», старшая коллега у которой всегда можно поучиться. С ней всегда есть что обсудить, с ней можно даже поспорить. Наша Нина Ивановна – старейшая служительница новосибирского оперного театра, являющая собой некую эталонную меру отношения к профессии, которой посвятила всю свою жизнь. Профессионал с большой буквы, всегда радеющая за свое дело и воспитавшая большое количество балерин и танцовщиков, бережно и умело передавая им багаж своих знаний и бесценного опыта. Дорогая Нина Ивановна, я очень рад, что смог обрести в Вашем лице и наставника, и коллегу, и хорошего товарища! Хочу Вам пожелать, крепкого здоровья и долгих-долгих лет служения своему любимому делу!».

Премьер балетной труппы НОВАТа Михаил Лифенцев: «С Ниной Ивановной я знаком давно – ещё в училище в спектакле «Щелкунчик» под её чутким руководством репетировал Испанский танец, и уже тогда Нина Ивановна была для меня легендой и настоящим мастером характерного танца. Уже в театре с Ниной Ивановной мне довелось готовить одну из моих любимых партий – Графа Резанова в спектакле «Юнона и Авось», другие роли, и, конечно, испанские танцы. Мне не удалось видеть Нину Ивановну на сцене, но я видел запись балета «Испанские миниатюры» с её участием – и можно только восхититься её мастерством и талантом. Нина Ивановна учила не только меня, но и мою сестру, Анастасию, у которой сейчас уже свои ученики. Это говорит о том, какой долгий и богатый творческий путь пройден Ниной Ивановной и какой значительный след она оставила в истории сибирского балетного искусства. Поэтому мой низкий поклон и огромная благодарность Вам, Нина Ивановна, и искренние пожелания здоровья, долгих лет и продолжать передавать свой бесценный опыт новым поколениям артистов».

Гранд-дама сибирского балета – к юбилею Нины Ивановны Фуралёвой

Артистка балета Ольга Потешкина: «С Ниной Ивановной я работаю более десяти лет – с первых лет в театре. Это человек, который умеет вдохновлять, поддерживать и указывать ученику нужное направление. Она может верить в тебя, когда никто больше не верит, найти самые нужные слова, поддержать и проявить строгость, когда это необходимо, а заслужить её похвалу – дорогого стоит. Она очень требовательна к ученикам, и это правильно – мы должны соответствовать уровню нашего театра. Нина Ивановна настолько тонко чувствует танец, что её замечания просто бесценны. Именно благодаря ей мне удаётся танцевать столько сольных номеров. Она умеет раскрыть артиста, найти какие-то его черты, которые он сам в себе не видел, помогает создать выразительный образ и добавить в него долю своей индивидуальности, чтобы артист «зацепил» зрителя. Мне очень приятно, что есть возможность поздравить Нину Ивановну с таким прекрасным юбилеем и хочу пожелать ей крепкого здоровья, и чтобы она продолжала нас вдохновлять, поддерживать и направлять! Нина Ивановна, мы Вас очень любим, и ценим каждое Ваше слово и всегда стараемся следовать Вашим советам!».

Присоединяемся ко всем поздравлениям и от всего сердца желаем Нине Ивановне счастья, здоровья и благополучия!

Интервью с Ниной Ивановной Фуралевой

Нина Ивановна в своём интервью поделилась яркими воспоминаниями о своей жизни и работе на сибирской сцене.

Гранд-дама сибирского балета – к юбилею Нины Ивановны Фуралёвой

– Я хорошо помню войну, хотя была тогда совсем маленькой. Мне было пять лет, когда началась война, и в школу я пошла тоже в военное время. Мы жили в Подмосковье, хотя папа порывался несколько раз на фронт, его не брали – он был инвалидом, мама работала – шила чехлы из брезента для военной техники. Позже из этого же брезента мама сшила мне тапочки, чтобы я ходила в хореографический кружок при Дворце культуры. Я помню, как мы бежали в укрытия по тревоге, помню голод – мне казалось, что я никогда не наемся хлеба…

– Как Вы стали балериной?

– Мы с девочками играли на лужайке – прыгали, бегали, делали какие-то мостики, стоечки, и проходившая мимо женщина, посмотрев на нас, посоветовала нам пойти во Дворец культуры, в хореографический кружок. Мы не знали слова «хореографический», пришли и записались в хоровой кружок. После занятий бегали по клубу, подглядывали, что происходит за разными дверями, и в одном из залов увидели занимающихся танцами, сразу поняли, куда нам на самом деле нужно было пойти. Так всё и началось. Группы были разные по возрасту, была и группа рабочей молодёжи, где занимались взрослые девушки. Они мне однажды и подсказали, что в московском хореографическом училище при Большом театре идёт приём, посоветовали попробовать. Мы вдвоём с подружкой на электричке поехали в Москву, от Комсомольской площади на метро доехали до Охотного ряда. У нас был адрес, но вместо Пушечной улицы мы пошли по Пушкинской. Поскольку училища не нашли, вернулись к метро и спросили дорогу у милиционера. Он нам и подсказал, куда идти. Мы нашли училище, поднялись на четвёртый этаж, секретарша – строгая дама в очках – нас отругала, что пришли без родителей, но тем не менее дала заполнить анкеты. На экзамены я уже ездила со старшей сестрой, прошла все три тура, поступила, а вот подружка не прошла. Родные пытались меня отговорить, убеждали, что будет сложно, придётся рано вставать, каждый день ездить в Москву – общежития тогда в училище не было, но меня это не остановило.

– Чем запомнились годы учёбы?

– Очень хорошо помню спектакли, которые мы смотрели в Большом театре, особенно запомнились «Каменный цветок» и «Ромео и Джульетта», в котором я видела Галину Уланову. Мы часто рисовали на занятиях то, что видели на сцене. Мы были заняты во многих спектаклях Большого, в том числе и в оперных, помню, как в «Золушке» я однажды потерялась – уж очень много народа было на сцене. Педагоги у нас были очень интересные, например, исторический танец преподавала нам статная, красивая дама с благородной осанкой, которая служила ещё в Императорском театре, а вообще мы учились у тех, кого знала вся страна. Один из педагогов по общеобразовательным предметам настаивал: «Ниночка, обязательно учись дальше», и я продолжила учёбу – поступила в ГИТИС, но уже гораздо позже, почти на пенсии.

– Как Вы оказались в Новосибирском театре?

– У нас был выпускной концерт в зале Чайковского. У меня было два номера – «Непокорённая», посвящённый Зое Космодемьянской, а второй танец был с испанско-цыганским колоритом. На этом концерте был Михаил Львович Сатуновский – главный балетмейстер Новосибирского театра оперы и балета. Он после встретил меня в училище, много рассказывал о том, что открылся новый красивый театр, с большой сценой, где работает много артистов из Москвы, Ленинграда, о молодом талантливом коллективе.

Тогда Новосибирский театр как раз впервые гастролировал в Москве, меня представили директору театра, познакомили с труппой, я ходила на спектакли и репетиции. У меня тогда была бесплатная путёвка в Цхалтубо в Грузию – за успехи в учёбе. Путёвку пришлось сдать, и я вместе с новосибирской труппой поехала в Сочи, где уже выходила в спектаклях, с того момента и отсчитывается мой трудовой стаж в Новосибирском театре – с 11 июня 1955 года. Мне даже заплатили за эти гастроли, и я купила на эти деньги маме стиральную машинку, а осенью семья и девочки меня проводили в Новосибирск. Чего только я не везла с собой тогда – и одеяло, и кажется даже сковородки и половники. Когда я приехала, левое крыло театра ещё строилось. Меня поначалу поселили в подвал, где сейчас находятся цеха, а тогда было что-то вроде общежития. Потом я жила в гостинице, а в марте 1956 мы уже заселялись в общежитие в левом крыле театра. Там были большие комнаты, где нас размещали по четыре человека, там я жила около пяти лет. Балетный зал был тогда на самом верху – под крышей. Меня очень хорошо приняли в труппе, было очень интересно, много работы – меня сразу заняли во многих спектаклях, нужно было много учить, я, конечно, скучала о своих близких, но по большому счёту на это времени почти не было. Я пять лет танцевала в кордебалете, а первую сольную партию исполнила в 1956 году – молодую Цыганочку в балете «Маскарад». В 1957 году были большие гастроли в Китае, там мы обменивались опытом: разучивали различные китайские танцы, а китайские коллеги учили наши. У меня был танец с длинными шарфами, после мне это очень помогло при работе над балетом «Драгоценный фонарь лотоса», где я танцевала ведущую партию и тоже был танец с шарфами. Это был очень интересный балет, поставленный совместно с китайскими специалистами – на коврах, без «пальцев», и хореография была основана на традиционных китайских танцах.

– Была ещё одна очень интересная постановка, в которой Вы были заняты – «Испанские миниатюры», расскажите немного об этом балете.

– Когда я приехала в Новосибирск, почти сразу меня пригласили преподавать в хореографическое училище, которое только открылось в городе. Мы, педагоги, регулярно ездили на семинары, и участником одной из таких программ был испанский хореограф Херардо Виана Гомес де Фонсеа. Он уже ставил «Испанские миниатюры» в театрах страны и так танцевал, так ярко рассказывал, что мы были под большим впечатлением. Спустя некоторое время он приехал в наш театр и поставил с нами свой балет, в котором были представлены танцы из различных провинций Испании. Был большой кастинг, к моему счастью, меня выбрали, и я танцевала в премьере. Это была большая, интересная и сложная работа – танцевать в этих платьях с длинными шлейфами, с кастаньетами, но спектакль стал одним из моих самых любимых. «Испанские миниатюры» мы показывали на гастролях в Москве в 1975 году, и наш спектакль, правда не полностью, снимали на центральном телевидении, но запись я впервые увидела не так давно.

– Ещё были любимые партии?

– Я очень любила Фею Карабос в «Спящей красавице» в постановке Константина Сергеева. Балетмейстер вопреки традиции отдал эту роль женщине (обычно Карабос играют мужчины). Фея появлялась в образе Летучей мыши, был очень красивый костюм и танцевала «на пальцах». Этот спектакль в 1967 году мы показывали на гастролях во Франции. Сцена была построена на улице, не было люка, в котором по сюжету должна исчезнуть Фея Карабос, и мне приходилось прыгать со сцены с высоты около двух метров. Я очень много танцевала, разного плана были партии, и как-то меня даже назвали «синтетической балериной» – в одном спектакле я могла исполнять сначала характерный танец, а потом бежать в душ, смывать морилку, надевать пальцы и танцевать, к примеру, большого лебедя.

– Какое главное качество характера помогает танцовщику добиться успехов в профессии?

– В любой области главное, что помогает добиться успеха – это трудолюбие. Даже человек с хорошими данными без труда может так и остаться «талантом, который подавал большие надежды». Ну, и голова на плечах должна быть. Есть стереотип, что балетные только ногами и руками работают, но я вам должна сказать, что без головы в нашей профессии ничего не получится.

Гранд-дама сибирского балета – к юбилею Нины Ивановны Фуралёвой

– Что Вы могли бы назвать главным в работе балетного педагога?

– В училище я проработала около сорока лет. И в работе педагога я очень многое считаю первоочередным. Конечно, при приёме мы смотрим природные данные – здоровье, музыкальность, чувство ритма. А дальше важно заинтересовать своим предметом, удержать внимание ученика, и конечно, помимо нашей балетной грамоты, азов профессионального мастерства, мы стараемся развивать кругозор. Моя главная задача – воспитать профессионала, преданного своему делу и любящего свою работу.

– Что для Вас Новосибирский театр оперы и балета?

– Театр – это и любовь, и работа – я не представляю без него свою жизнь и себя. Театр всегда был моим домом. Я и живу рядом, как мечтала ещё в первые годы работы, и бывает, звонят, сообщают, что репетиция перенесена, я отвечаю, что бегу, и через 10 минут уже в репетиционном зале.

Гость
Оцените автора
( 3 оценки, среднее 3.67 из 5 )
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

  1. Елена Козлова(Сопикова)

    Поздравляю с Юбилеем ! Сил,энергии и побольше позитива!
    Огромное спасибо за сольные репетиции в училище… Помню и вечно благодарна.

    Ответить