ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ. 31 марта 1732 года родился великий австрийский классик Йозеф ГАЙДН.

Культ.Календарь

Его творческий путь продолжался около пятидесяти лет и охватил все этапы развития венской классической школы от её зарождения до расцвета творчества Л.Бетховена. Интенсивность творческого процесса, богатство фантазии, свежесть восприятия, гармоничное и цельное ощущение жизни сохранялись в искусстве Й.Гайдна всю жизнь, до самых последних дней.

С шести лет он пел в церковном хоре, обучался игре на скрипке и клавесине, служил певчим в капелле кафедрального собора Вены. Однако в капелле ценили только голос мальчика — редкой чистоты дискант — и поручали ему исполнение сольных партий, а вот пробудившиеся в детские годы композиторские наклонности Йозефа остались незамеченными.

Первые годы самостоятельной жизни в Вене складывались тяжело. Он бедствовал, голодал, скитался без постоянного пристанища. Лишь изредка удавалось найти частные уроки или поиграть на скрипке в бродячем ансамбле. Однако Й.Гайдн сохранил и открытость характера, и чувство юмора, никогда ему не изменявшее, и серьезность профессиональных устремлений. Он изучал клавирное творчество Ф.Э.Баха, самостоятельно занимался контрапунктом, знакомился с трудами крупнейших немецких теоретиков, брал уроки композиции у Н.Порпоры, известного итальянского оперного композитора и педагога.

В 1759 году Й.Гайдн впервые получил место капельмейстера, в придворной капелле графа И.Морцина. Тогда были написаны его первые инструментальные произведения — симфонии, квартеты, клавирные сонаты. Затем он заключил контракт с П.Эстергази, богатейшим венгерским магнатом, покровителем искусств. В обязанности входило не только сочинение музыки, но и, как мы сейчас сказали бы, быть директором-художественным руководителем капеллы. А все произведения композитора  являлись собственностью П.Эстергази. К тому же, Й.Гайдн не имел права писать музыку по заказу других лиц, не мог свободно покидать владения князя.

Однако, многие преимущества и, прежде всего, возможность распоряжаться прекрасным оркестром, исполнявшим все произведения композитора, а также материальная и бытовая обеспеченность склонили Й.Гайдна принять такое предложение П.Эстергази. Почти 30 лет оставался он на придворной службе. В унизительном положении княжеского слуги он сохранил достоинство, внутреннюю независимость и стремление к непрерывному творческому совершенствованию. Живя вдали «от света», почти не соприкасаясь с широким музыкальным миром, он стал за время службы величайшим мастером европейского масштаба. Произведения Й.Гайдна с успехом исполнялись в крупнейших музыкальных столицах Европы.

После смерти П.Эстергази его наследник распустил капеллу, и у Й.Гайдна, ставшего свободным художником, появилась возможность осуществить свою давнюю мечту — выехать за пределы Австрии. Он совершил две гастрольные поездки в Лондон, стал выступать в публичных концертах, впервые с радостью ощущая реакцию демократической публики. В его распоряжении были большие оркестры, по составу близкие современным симфоническим, особенно в Лондоне, где английская публика с энтузиазмом воспринимала его музыку. А в Оксфорде ему даже был присуждён титул доктора музыки. Под впечатлением услышанных в Лондоне ораторий Г.Генделя Й.Гайдн создал две светских оратории — «Сотворение мира» и «Времена года». Эти монументальные эпико-философские произведения, утверждающие классические идеалы красоты и гармонии жизни, единства человека и природы, достойно увенчали творческий путь композитора.

Звучит хор «Die Himmel erzahlen» из оратории «Сотворение мира».

Исполняют Московский областной хор имени А.Кожевникова и оркестр «Collegium Musicum».

 Дирижёр — Олег РОМАНЕНКО.

Василий Строганов
Оцените автора
( Пока оценок нет )
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.