ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ. 14 апреля 1943 года родился выдающийся советский и российский пианист Николай ПЕТРОВ.

Культ.Календарь

О Николае Арнольдовиче не раз писалось и говорилось, что он самой судьбой предназначен для большой эстрады. Такова его артистическая природа, таков был стиль его игры — «монументальная виртуозность» — пожалуй, наиболее подходящее к нему определение.

Н.Петров славился как превосходный интерпретатор сонат и концертов С.Прокофьева, большинства фортепианных опусов Д.Шостаковича, он был первым исполнителем второго концерта для фортепиано с оркестром Т.Хренникова, концерта-рапсодии А.Хачатуряна, второго концерта А.Эшпая и ряда других современных произведений. О нём мало было сказать — концертирующий артист; он был пропагандистом, популяризатором нового в советской музыке.

Особенно любил Н.Петров музыку Р.Щедрина. Двухголосную инвенцию, прелюдии и фуги, сонату, фортепианные концерты он играл с давних пор:

«Когда я исполняю произведения Щедрина, — рассказывал Н.Петров, — у меня такое ощущение, будто эта музыка написана моими собственными руками — настолько мне как пианисту всё здесь кажется удобным, складным, целесообразным. Тут всё «по мне» — и в техническом отношении, и в художественно-образном. Иногда приходится слышать, что Щедрин, мол, сложен, не всегда понятен. Не знаю… Когда близко знакомишься с его творчеством — а судить ведь можно лишь о том, что хорошо знаешь, не правда ли? — видишь, сколько тут по-настоящему значительного, сколько внутренней логики, интеллекта, темперамента, страсти…».

Как-то о Н.Петрове сказали: «блестящий инженерный ум…». Его мышление и вправду отмечено полной определенностью — никаких неясностей, недомолвок и т. п. Интерпретируя музыку, он всегда великолепно знал, чего он хочет, и, не ожидая «милостей от природы», добивался этого задолго до выхода на эстраду.

Николаю Петрову самой судьбой было уготовано стать артистом. Его дед был видным певцом, одним из светил Большого театра, бабушка училась в Московской консерватории, мать брала в молодости уроки фортепианной игры у А.Гольденвейзера; отец, виолончелист, в своё время завоевал звание лауреата на первом Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей. В доме Петровых испокон веку жили искусством. Среди гостей можно было встретить К.Станиславского, А.Нежданову, Л.Собинова, Д.Шостаковича, Л.Оборина…

«Ещё в бытность мою учеником ЦМШ, — вспоминал Н.Петров, — я пристрастился бывать на концертах. Любил ходить на классные вечера ведущих профессоров консерватории — А.Б.Гольденвейзера, В.В.Софроницкого, Л.Н.Оборина, Я.В.Флиера. Помню, особое впечатление производили на меня выступления учеников Я.И.Зака. И когда приспело время решать — у кого учиться дальше по окончании школы — я не колебался ни минуты: у него, и ни у кого другого…»

С Я.Заком у Н.Петрова сразу же установилось доброе согласие; в лице Якова Израилевича он встретил не только мудрого наставника, но и внимательного, до педантичности заботливого опекуна. Когда Н.Петров готовился к первому в своей жизни конкурсу имени Вана Клиберна Я.Зак решил даже на время отпуска не расставаться со своим питомцем.

«На летние месяцы мы оба поселились в Прибалтике, неподалёку друг от друга,— рассказывал Н.Петров,— ежедневно встречались, строили планы на будущее и, конечно, работали, работали… Яков Израилевич волновался в преддверии конкурса не меньше, чем я. Он буквально не отпускал меня от себя…». На конкурсе им.В. Клиберна Н.Петров стал лауреатом.

В середине 1980-х годов всё более заметными стали успехи Н.Петрова в концертных залах Западной Европы и США. Пресса помещала восторженные отклики на его игру, билеты на выступления советского пианиста распродавались задолго до начала гастролей.

«Даже если в зале будет находиться, предположим, всего 30—40 человек, — высказывался Николай Петров, — я всё равно буду играть с полной самоотдачей. Количество присутствующих на концерте для меня принципиального значения не имеет. Публика, которая пришла послушать именно этого исполнителя, а не другого, именно эту, заинтересовавшую её программу,— такая публика для меня дороже всего. И ценю я её гораздо больше, чем посетителей так называемых престижных концертов, для которых важно лишь побывать там, где бывают все…Нужно уважать то дело, которое делаешь. Уважение к Музыке, к Професссии — это, по-моему, самое главное».

Сергей РАХМАНИНОВ – Евгений СВЕТЛАНОВ. «Вокализ».

Василий Строганов
Василий Строганов
Оцените автора
( Пока оценок нет )
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.