ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ. 17 апреля 1903 года родился выдающийся виолончелист ХХ века Григорий ПЯТИГОРСКИЙ.

Культ.Календарь

Семья Пятигорских нередко посещала музыкальные спектакли и концерты в местном Екатеринославском театре, и там малыш впервые увидел и услышал виолончелиста. Его исполнение произвело столь глубокое впечатление на ребёнка, что тот буквально заболел этим инструментом.

Он раздобыл два куска дерева; больший установил между ног в качестве виолончели, меньший же должен был изображать смычок. Даже свою скрипку он порывался устанавливать вертикально, чтобы она представляла собой нечто вроде виолончели. Видя всё это, отец купил для семилетнего мальчика малую виолончель.

Отправившись с отцом в Москву, Григорий поступил в консерваторию. Но материальное положение семьи не позволяло поддерживать Григория, хотя, видя его успехи, дирекция консерватории освободила его от платы за обучение. Но всё равно двенадцатилетнему мальчику пришлось подрабатывать в московских кафе, играя в маленьких ансамблях. При этом он даже умудрялся посылать деньги родителям в Екатеринослав.

Как-то однажды известный пианист и композитор профессор Кенеман пригласил Григория принять участие в концерте Ф.И.Шаляпина. Юный виолончелист должен был исполнять сольные номера в промежутках между выступлениями Ф.Шаляпина. Неопытный Гриша, желая увлечь слушателей, сыграл так ярко и выразительно, что публика потребовала бисирования виолончельного соло, вызвав гнев знаменитого певца, чей выход на сцену задержался.

Через несколько лет Григорий стал членом организованного Львом Цейтлиным струнного квартета, выступления которого пользовались заметным успехом. Нарком просвещения Луначарский предложил присвоить квартету имя Ленина.

«А почему не Бетховена?» — недоумённо спросил Григорий. Выступления квартета были настолько успешны, что он был приглашён в Кремль: надлежало исполнить для Ленина квартет Грига. После окончания концерта Ленин поблагодарил участников и попросил Григория задержаться.

Ленин поинтересовался, хороша ли виолончель, и получил ответ — «так себе», и ещё Григорий заметил, что хорошие инструменты находятся в руках богатых любителей и должны перейти в руки тех музыкантов, чьё богатство состоит только в их таланте.

«Правда ли, — спросил Ленин, — что Вы протестовали на митинге по поводу наименования квартета?.. Я тоже полагаю, что имя Бетховена лучше подойдёт квартету, нежели имя Ленина. Бетховен — это нечто вечное…»

Ансамбль, тем не менее, был назван «Первым государственным струнным квартетом».

Серьёзно учиться музыке в послереволюционный период Советской России было сложно — многие консерваторские профессора и преподаватели покинули страну. Однако на просьбу разрешить выехать за рубеж нарком Луначарский ответил отказом: нарком просвещения полагал, что Григорий как солист оркестра и как член квартета незаменим. И тогда летом 1921 года Григорий присоединился к группе солистов Большого театра, отправившихся в концертный тур по Украине. Они выступили в Киеве, а затем дали ряд концертов в небольших городках. В Волочиске, близ польской границы, они вступили с переговоры с контрабандистами, которые указали им путь для перехода границы. Ночью музыканты подобрались к небольшому мосту через реку, и проводники скомандовали им: «Бегите». Когда с обеих сторон моста прозвучали предупредительные выстрелы, Григорий, держа виолончель над головой, прыгнул с моста в реку. За ним последовали и другие музыканты. Река была достаточно мелкой, и вскоре беглецы достигли польской территории. Много лет спустя, когда Г.Пятигорский прибыл с концертами в США, он поведал репортёрам о своей жизни в России и рассказал о том, каким образом он покинул Россию. Перемешав сведения о его детстве на Днепре и о прыжке в реку на польской границе, репортёр лихо описал заплыв Григория на виолончели через Днепр.

Дальше события с перебежчиками разворачивались не менее драматично. Польские жандармы-пограничники предположили, что пересекшие границу музыканты — агенты ГПУ, и потребовали, чтобы они сыграли что-нибудь. Мокрые эмигранты исполнили «Прекрасный розмарин» Ф.Крейслера. Тогда их направили в комендатуру, но по дороге беглецы сумели ускользнуть от стражей и сесть в поезд, идущий во Львов. Оттуда Григорий попал в Варшаву, затем в Лейпциг, Берлин и начал обучаться в консерваториях – в Лейпцигской, а затем в Берлинской. Для того, чтобы прокормиться и оплатить учёбу, он вошёл в состав инструментального трио, игравшего в русском кафе в Берлине. Это кафе нередко посещали деятели искусства. Услышав игру виолончелиста Г.Пятигорского, В.Фуртвенглер предложил Григорию пост концертмейстера виолончелей в оркестре Берлинской филармонии. Григорий согласился, и на этом закончилась его учёба.

В Берлине Г.Пятигорский познакомился с пианистом Артуром Шнабелем и скрипачом Карлом Флешем, сформировал с ними трио, которое пользовалось большой популярностью.

В 1930-х — 1950-х годах Г.Пятигорский сотрудничал с Яшей Хейфецем, Натаном Мильштейном, Сергеем Рахманиновым, Артуром Рубинштейном, Владимиром Горовицем и другими выдающимися музыкантами.

В исполнении Григория ПЯТИГОРСКОГО звучит Элегия Габриэля ФОРЕ.

Василий Строганов
Оцените автора
( Пока оценок нет )
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.