90 лет со дня рождения Геннадия Рождественского

Культ.Календарь

4 мая 1931 года родился выдающийся маэстро, народный артист СССР Геннадий Рождественский. Его называли человеком энциклопедических знаний и высочайшей культуры.

Родился в Москве, в семье дирижёра Н. П. Аносова и певицы Н. П. Рождественской.

Музыкальное образование получил в Музыкальной школе имени Гнесиных у Е. Ф. Гнесиной и в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории им. П. И. Чайковского по классу фортепиано. В 1949 году поступил в Московскую консерваторию, в класс фортепиано Л. Н. Оборина и оперно-симфонического дирижирования, где профессором был его отец Н. П. Аносов. В 1954 году окончил консерваторию, в 1957 году — аспирантуру.

Дебют в качестве дирижёра состоялся в 1951 году: в Большом театре под его управлением был исполнен балет П. И. Чайковского «Спящая красавица».

Более полувека руководил советскими, российскими и зарубежными музыкальными коллективами:

Кроме того в разные годы работал с Берлинским филармоническим оркестром, Королевским оркестром Концертгебау (Амстердам), симфоническими оркестрами ЛондонаЧикагоКливлендаТокио (был почетным дирижёром оркестра «Иомиури») и другими коллективами.

В 1983 году Метрополитен-опера решила пригласить Рождественского открыть новый сезон оперой П. И. Чайковского «Евгений Онегин» — однако советские чиновники не сочли нужным даже сообщить дирижёру об этом.

В сезоне 2000—2001 годах — главный дирижёр и генеральный художественный директор Большого театра.

С 1 сентября 2012 года — музыкальный руководитель Московского государственного академического камерного музыкального театра им. Б. Покровского

Под его руководством оркестр Большого театра сыграл около 40 опер и балетов, в том числе премьеры: балеты «Конёк-горбунок» Р. К. Щедрина (1960), «Кармен-сюита» на музыку Ж. Бизе, в оркестровке Р. К. Щедрина (1967), «Спартак» А. И. Хачатуряна (1968), Щелкунчик П. И. Чайковского (1966), оперы «Человеческий голос» Ф. Пуленка, мировая премьера первой редакции оперы С. С. Прокофьева «Игрок» (2001). Дирижировал балетами «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева, «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, «Золушка» С. С. Прокофьева, «Сказ о каменном цветке» С. С. Прокофьева; участвовал в постановках ряда оперных спектаклей, среди них «Катерина Измайлова» Д. Д. Шостаковича (1980) и «Обручение в монастыре» С. С. Прокофьева (1982).

Популяризировал сочинения современных авторов, музыка которых в то время в СССР практически не исполнялась — Ф. ПуленкаП. ХиндемитаК. Орфа. Под его управлением состоялись премьеры в СССР балета И. Ф. Стравинского «Весна священная» и оперы Б. Бриттена «Сон в летнюю ночь». Также дирижёр исполнял произведения С. С. Прокофьева и Д. Д. Шостаковича (композиторов, имевших репутацию «опальных» после Постановления Политбюро ЦК ВКП(б) 1948 года «Об опере „Великая дружба“ В. Мурадели», но в годы дирижёрской карьеры дирижёра уже вернувшихся в официальный концертный репертуар). В частности, первым после постановления Политбюро 1948 года исполнил в СССР в 1974 году оперу Д. Д. Шостаковича «Нос». Долгое время был единственным исполнителем оркестровой музыки А. Шнитке, в частности, в 1974 году в Горьком именно под его управлением состоялась премьера Первой симфонии композитора. На основе музыки С. С. Прокофьева к спектаклям «Евгений Онегин», «Борис Годунов» и фильму «Пиковая дама» создал оркестровую сюиту «Пушкиниана» (1961).

Вёл активную гастрольную деятельность, в частности, ещё в 1956 году руководил оркестром Большого театра на гастролях в Лондоне, а в 1971 году дирижировал Симфоническим оркестром Ленинградской филармонии в трёх «Променад-концертах» в Королевском Альберт-холле.

Выступая со многими ведущими оркестрами мира, исполнил более 300 произведений впервые в России и более 150 — впервые в мире.

Помимо сочинений современных авторов, исполнял и классический оркестровый репертуар, а также возрождал забытые произведения композиторов прошлого, не исполнявшиеся до того в течение многих лет.

Только за последние годы им осуществлены исполнения с ведущими исполнительскими коллективами и солистами мира таких зарубежных сочинений, как:

Впервые в России исполнил несколько кантат Л. ван Бетховена («Прекрасное мгновение», «Коронационная», «На смерть Иосифа II») (2004)

Дискография дирижёра включает более 800 дисков и пластинок, записанных с разными оркестрами. Среди записей — произведения Л. ван БетховенаИ. БрамсаА. Брукнера (все симфонии почти во всех редакциях), Й. ГайднаС. А. ГубайдулинойА. К. Глазунова (все симфонии), А. ДворжакаС. С. Прокофьева (все симфонии, все балеты), Я. Сибелиуса (все симфонии), В. СтенхаммараВ. ФлейшманаП. И. Чайковского (все симфонии), А. Г. ШниткеД. Д. Шостаковича (все симфонии, все сценические произведения).

Автор нескольких сочинений, среди которых наиболее известна оратория «Заповедное слово русскому народу» на слова А. М. Ремизова.

Автор нескольких книг. Увлекался историей и культурой Испании. В период своей работы в Большом театре был одним из первых, кто был приглашён выступить в Творческом клубе Большого театра — с искусствоведческой лекцией «Испанское искусство эпохи Возрождения».

Вёл активную педагогическую и музыкально-просветительскую деятельность. С 1974 года — преподаватель на кафедре оперно-симфонического дирижирования Московской консерватории, с 1976 — профессор, с 2001 — заведующий кафедрой. Среди учеников — В. ПонькинВ. ПолянскийВ. КожинТ. ЗангиевВ. УрюпинА. Кашаев, М.Емельянычев, А.Шабуров, С. Кондрашов, К. Хватынец, Т. Абдрашев.

Почётные звания:

Государственные награды Российской Федерации и СССР:

  • Герой Социалистического Труда (18 октября 1990 года) — за выдающийся вклад в развитие советского музыкального искусства и плодотворную педагогическую деятельность
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (13 февраля 2017 года) — за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры, многолетнюю плодотворную деятельность
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (22 апреля 2011 года) — за выдающийся вклад в развитие отечественного музыкального искусства, многолетнюю педагогическую и творческую деятельность
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (31 января 2007 года) — за большой вклад в развитие отечественной музыкальной культуры, многолетнюю творческую и педагогическую деятельность
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (26 апреля 2001 года) — за большие заслуги в развитии отечественного музыкального искусства
  • Орден Ленина (18 октября 1990 года) — за выдающийся вклад в развитие советского музыкального искусства и плодотворную педагогическую деятельность
  • Орден Трудового Красного Знамени (27 октября 1967 года) — за заслуги в развитии советского искусства, активное участие в коммунистическом воспитании трудящихся и многолетнюю плодотворную работу в учреждениях культуры
  • Орден Трудового Красного Знамени (4 мая 1981 года) — за заслуги в области советского музыкального искусства и в связи с пятидесятилетием со дня рождения

Премии:

  • Ленинская премия в области литературы, искусства и архитектуры 1970 года (в области театрального искусства, 9 апреля 1970 года) — за балетный спектакль «Спартак» в Государственном академическом Большом театре Союза ССР
  • Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 1995 года (в области музыкального и хореографического искусства, 27 мая 1996 года) — за создание и исполнение на юбилейном музыкальном фестивале «Альфред Шнитке фестиваль» (1994 год, г. Москва) Третьей и Четвертой симфоний, Концерта для альта с оркестром, Концерта № 2 для виолончели с оркестром, Кончерто гроссо № 5, трех духовных хоров («Богородице Дево радуйся», «Иисусе Христе», «Отче наш»), кантаты «История доктора Иоганна Фауста»

Иностранные награды:

Прочее:

Скончался 16 июня 2018 года в Москве после продолжительной болезни. Отпевание и кремация прошли 19 июня. Урна с прахом захоронена на Введенском кладбище в могиле его матери (20 уч.).

Гость
Оцените автора
( 1 оценка, среднее 1 из 5 )
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.