ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ. 14 мая 1885 года родился выдающийся немецкий дирижёр ХХ века Отто КЛЕМПЕРЕР.

Культ.Календарь

В середине 1920-х годов О.Клемперер выступал в СССР. Один ленинградский критик написал следующие фразы:

«Когда поняли, вернее, инстинктом учуяли, что такое Клемперер, на него стали ходить так, что огромный зал филармонии не может уже больше вместить всех желающих послушать, а главное — посмотреть знаменитого дирижёра. Не видеть Клемперера — это значит лишить себя большой дозы впечатления. С момента выхода на эстраду Клемперер властно завладевает вниманием аудитории. Она с напряженным вниманием следит за его жестом. Человек, стоящий за пустым пультом (партитура — в голове), постепенно растёт и заполняет собой весь зал. Всё сливается в одном акте творчества, в котором, кажется, принимают участие все присутствующие. Клемперер впитывает в себя волевые заряды отдельных индивидуумов, чтобы разрядить накопленную психологическую энергию в мощном, увлекающем и захватывающем творческом порыве, не знающем преград… Вот в этом неудержимом вовлечении в своё искусство всех слушателей, теряющих грань между собой и дирижёром и возвышающихся до творческого осознания величайших музыкальных композиций, заключается секрет того колоссального успеха, которым вполне заслуженно пользуется у нас Клемперер».

Эти меткие слова можно продолжить высказыванием другого рецензента, писавшего в те же годы:

«Оптимизм, необычайная радостность пронизывает искусство Клемперера. Его исполнение, законченное и мастерское, всегда было живой творческой музыкой, лишённой какой-либо схоластики и догмы. При необычайной смелости Клемперер поражал буквально педантическим и строгим отношением к точному воспроизведению музыкального текста, указаний и ремарок автора. Как часто его интерпретация, далёкая от привычной, вызывала протест и несогласия. И Клемперер всегда побеждал».

О.Клемперер стал непревзойдённым толкователем бетховенского творчества. Каждый, кто слышал, с какой страстностью и вдохновением он воссоздавал монументальные здания бетховенских симфоний — понимает, почему слушателям неизменно казалось, будто талант О.Клемперера создан как раз для воплощения гуманистических концепций Л.Бетховена. Один из английских критиков озаглавил свою рецензию на очередной концерт дирижёра так: «Людвиг ван Клемперер».

Естественно, интерпретации музыки Л.Бетховен не единственные вершины творчества О.Клемперера. Покоряли его интерпретации симфоний Г.Малера. В его огромном репертуаре всплывали величие И.С.Баха и Г.Ф.Генделя, романтическая взволнованность Ф.Шуберта и Р.Шумана, философские глубины И.Брамса и П.И.Чайковского, красочность К.Дебюсси и И.Стравинского. А если вспомнить, что О.Клемперер с огромным увлечением дирижировал и в оперном театре, дав великолепные образцы исполнения опер В.Моцарта, Л.Бетховена, Р.Вагнера, Ж.Бизе, то станут ясными масштаб и безграничные творческие достижения маэстро.

Окончив гимназию, юноша собирался стать пианистом, одновременно изучая теорию композиции. «Всё это время,— вспоминал О.Клемперер,— я и не подозревал, что у меня могут оказаться дирижёрские способности. На путь дирижёра я попал благодаря случаю, когда в 1906 году познакомился с Максом Рейнхардтом, предложившим мне продирижировать спектаклями только что поставленного им «Орфея в аду» Оффенбаха. Приняв это предложение, я сразу же завоевал столь крупный успех, что обратил на себя внимание Густава Малера. Это и явилось поворотным пунктом в моей жизни. Малер посоветовал мне всецело посвятить себя дирижированию, и в 1907 году рекомендовал меня на пост главного дирижёра немецкого оперного театра в Праге».

Возглавляя затем оперные театры в Гамбурге, Страсбурге, Кёльне, Берлине, гастролируя по многим странам, О.Клемперер уже в 1920-х годах был признан одним из лучших дирижёров мира. Его имя стало знаменем, вокруг которого собирались и лучшие музыканты того времени, и приверженцы великих традиций классического искусства.

Приход к власти фашистов вынудил О.Клемперера покинуть Германию и долгие годы скитаться. В Швейцарии, Австрии, США, Канаде, Южной Америке — повсюду его концерты и спектакли проходили с триумфом. Вскоре после окончания войны он вернулся в Европу. Вначале работал в Будапештской государственной опере, затем долгое время жил в Швейцарии, а последние годы его резиденцией стал Лондон. Здесь он выступал с концертами, записывался на пластинки, отсюда он совершил свои довольно многочисленные концертные поездки.

В последние годы жизни О.Клемперер дирижировал сидя.

«Можно дирижировать одними руками. Часто больше всего можно сказать только при помощи взгляда. А что касается кресла — так, боже мой, ведь в опере все дирижеры сидят во время дирижирования! Просто это не так привычно в концертном зале — вот и всё»,— спокойно говорил Отто Клемперер.

Звучит фрагмент финала Девятой симфонии Людвига ван БЕТХОВЕНА.

Василий Строганов
Оцените автора
( Пока оценок нет )
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.