«Бесприданница» Ефрема Подгайца в Новосибирском музыкальном театре

Культ.Новости

Большой успех, результат превзошел все ожидания!»

Почему премьера «Бесприданницы» по мотивам пьесы А. Островского в Новосибирском музыкальном театре стала таким ярким событием сезона 2020 – 2021 гг.? «Континент Сибирь» обсудил это с виновниками торжества – авторами спектакля и главным режиссером театра.

Почему премьера «Бесприданницы» по мотивам пьесы А. Островского в Новосибирском музыкальном театре стала таким ярким событием сезона 2020 – 2021 гг.? «Континент Сибирь» обсудил это с виновниками торжества – авторами спектакля и главным режиссером театра.

Блестящий конец сезона: что он нам готовит?

Закрытие театрального сезона  для любого театра –  дело непростое с точки зрения выполнения финансовых и прочих отчетных показателей. Как правило,  это конец весны – начало лета. Зрители за долгую сибирскую зиму насытились театрально-концертными зрелищами и, напротив, наскучались по солнцу, теплу и лесу. Меньше желающих в теплые солнечные дни приходить в театральный зал. Отсюда желание руководителей театров и концертных организаций показать в конце сезона самое лучшее и интересное.

«Бесприданница" Ефрема Подгайца в Новосибирском музыкальном театре
Концерт в День России подле Троице-Владимирского собора на Юго-Западе города.

Новосибирский театр оперы и балета оставил на конец сезона премьеру неувядающей классики Джакомо Пуччини – «Тоску» в постановке большого мастера Иркина Габитова. Новосибирская филармония показала зрителю монументальное светомузыкальное действо, центральную роль в котором отвели кантате Сергея Прокофьева «Александр Невский». Сочинение Прокофьева исполнил академический симфонический оркестр Новосибирской филармонии и огромный сводный хор, объединивший Новосибирскую хоровую капеллу, академический хор НГТУ им. Ю. Брагинского, академический хор «Ах-НЭТИ», сформированного из  выпускников НГТУ – НЭТИ, эстрадный хор НГУАДИ «Jam Sound». Популярный певец Алексей Крыжановский декламировал текст, солировала прекрасная певица меццо-сопрано Полина Шамаева. Музыкальное действо обрамлял яркий зрелищный видеоряд и световые эффекты, Таким образом, по свидетельству художественного руководителя – главного дирижера оркестра Томаса Зандерлинга, сбылась его мечта исполнить в одной программе «Славянский марш» Чайковского, Вторую симфонию Бородина – «Богатырскую», и кантату Прокофьева «Александр Невский» – произведения, наполненные гордостью за русскую землю, за народ, проживающий на огромных пространствах России.  Согласимся, подобное действо может показать далеко не каждая филармония страны.

Новосибирский музыкальный театр Бесприданница
Фото Дарьи Жбановой

Более того,  эту программу филармония повторила на открытом воздухе в День России подле Троице-Владимирского собора на Юго-Западе города. А еще у филармонии впереди несколько выдающихся программ. 28 июня IV Международный музыкальный фестиваль прославленного баса Ильдара  Абдразакова, объединивший под своими знамёнами известных и высокопрофессиональных вокалистов: Василия Ладюка (баритон), Дмитрия Корчака (тенор), Арсения Яковлев (тенор) и Анастасию Лерман (сопрано) – настоящий подарок для новосибирцев, ценящих академический вокал. 29 июня  вечер поэзии известного мушкетера поэтических спектаклей, патриарха сцены Вениамина Смехова. В завершение, пожалуй,  самого длительного и насыщенного событиями и проблемами сезона – премьера. Впервые академический симфонический оркестр, за пультом которого будет молодой и растущий дирижер, награжденный за свою деятельность премией президента России, Валентин Урюпин, исполнит Концерт для скрипки с оркестром Карла Нильсена – автора, мало известного нашей публике. Несомненно, этот июньский концерт порадует любителей расширить свой музыкальный горизонт интересной премьерой.

По верному пути, избранному художественным руководителем и директором Леонидом Кипнисом, пошел и популярнейший ныне,  увенчанный множеством «Золотых масок» Новосибирский музыкальный театр.

Как известно, театр в своей деятельности опирается на несколько базовых составляющих: перенесённая на язык мюзикла популярная литературная классика и фильмы из «золотого фонда» мирового кино.

Премьера, показанная 9 июня, в конце сезона, совмещает в себе обе эти составляющие: популярный во многом за счет музыки Андрея Петрова, кинофильм «Жестокий романс» Эльдара Рязанова (кто же не слышал два мега-хита из этого фильма – «Мохнатый шмель» и «А напоследок я скажу») и пьеса классика русской драматургии Александра Островского «Бесприданница» – провалившаяся на премьере, но вскоре вошедшая в число наиболее часто ставящихся на русской сцене драм.

Как же мы не любили пьесы Островского, когда читали и изучали их по школьной программе… А вот, глядишь,  пришло время, и выстрелила пьеса: сначала в кинофильме (а сколько экранизаций «Бесприданница» выдержала со времен немого кино?), а теперь и в щемящей до боли и смеха сквозь слезы мелодраме одного из крепких авторских дуэтов, переосмыслившего пьесу – композитора Ефрема Подгайцапоэта и либреттиста Льва Яковлева. Поставил спектакль режиссёр Василий Заржецкий. Ефрем Подгайц известен поклонникам двух филармонических коллективов: академического оркестра русских народных инструментов и камерного  филармонического оркестра, руководитель которого Алим Шахмаметьев регулярно исполняет его сочинения.

Авторы: как это у них получилось?

Вот что рассказали нам о «Бесприданнице» в небольшом интервью после спектакля авторы, приехавшие на премьеру – Лев Яковлев и Ефрем Подгайц.

Лев Яковлев и Ефрем Подгайц
Лев Яковлев и Ефрем Подгайц. Фото: vk.com/muzkomnsk

Александр Савин: Спектакль состоялся. Зрительские овации настолько бурные, что, по сути, стали яркой и  эмоциональной оценкой вашей работы. Как вам – родителям – новорожденное дитя?

Ефрем Подгайц: Удивило! Я забыл, что я родитель и смотрел, переживал, но не как автор. У меня было ощущение, что я эту музыку не писал.

Лев Яковлев: А у меня – что не писал либретто, сильно переживал.

Е. П. Это, конечно, заслуга постановочной группы и, прежде всего, коллектива театра. Потрясающе!

Л.Я.: Думаю, это в первую очередь заслуга художественного руководителя театра Леонида Михайловича Кипниса. Мы много слышали о театре, его успехах, но реальность превзошла все ожидания. Вывести театр на такой высокий уровень!

Е. П.: Леонид Михайлович поздравлял меня с премьерой, а я поздравил его не только с премьерой, но, прежде всего, с театром. Он очень рисковал, берясь за такую работу. Далеко не каждый периферийный и даже столичный театр способен взяться за такую постановку и выполнить ее на столь высоком уровне.

А. С.: Леонид Михайлович полностью переформатировал театр. Он рискует постоянно.

Л.Я.: Это уровень академического театра и по-настоящему рискованная история. Своего рода эксперимент. Когда ты заведуешь театром, ты должен думать не только о творчестве, ты должен думать о кассе, о том, что в театре должен быть аншлаг. Намного проще брать какие-то известные постановки.

А. С.: Тасовать одну и ту же колоду.

Л.Я.: Да! Ведь кассу делает обычный зритель, который нередко далек от каких-либо экспериментов. Когда мы писали «Бесприданницу», мы не думали, что какой-либо большой, а повторяю, для нас – академический театр решится это ставить. Ведь мы полностью перевернули сюжет.

А. С.: Совершенно, до неузнаваемости: с одной стороны осовременили, с другой – привели ее к вечным темам.

Музкомедия премьера «Бесприданницы»
Фото Дарьи Жбановой

Е. П.: Ведь что произошло. И мы, и постановщики не пошли по каноническому пути прочтения текста Островского. В таком случае пьеса иногда может быть принята за счёт игры выдающихся актеров, которые привносят в ее прочтение много своего. Здесь же жанр музыкального театра позволил вокалистам стать выдающимися актерами. Ведь они не просто поют те ноты, что написаны, они поют с совершенно правильной интонацией – как мы писали. Это победа!

А.С.: Ефрем Иосифович, я давно с интересом наблюдаю за вашим творчеством. Благодаря камерному оркестру мы познакомились с самыми разнообразными вашими произведениями – от достаточно авангардных, продвинутых работ, до сегодняшней «Бесприданницы». Ведь если говорить начистоту, вы меня извините – я человек советский, мне ваша музыка напомнила очень качественную и популярную театральную и киномузыку СССР. На память приходят работы Зацепина – вспомним «31 июня» – а также Рыбников, Вайнберг, Канчели.

Е. П.: Вы знаете, пора эту отрицательную коннотацию слова «советский» забывать. Ведь тогда было сделано много хорошего. Вы ее забыли – и правильно!

А.С.: Ведь даже, как говорят многие исследователи творчества того же Шостаковича, известная «Песнь о лесах» была написана под политический заказ, но настолько хорошо сделана, что я, например, люблю ее слушать. Скажите, как вы рискнули взяться за эту тему?

Е. П.: Я давно дружу со Львом Яковлевым. Мы много с ним написали и миниатюр хоровых, которые сейчас поют многие хоры. Первой была опера «Баранкин, будь человеком», в которой солировал Коля Басков в возрасте двенадцати лет. Тогда ее поставили кусочками и только спустя тридцать лет ее поставили в полном виде.

А.С.: Доросло общество.

Е. П.: И общество, и театр. Поставили удивительный спектакль. Когда Лев предложил мне вот эту историю в Магадане, четыре года назад, сделать спектакль по Островскому, мне было интересно. Я понимал, что уровень театра слабый. Но я подумал и согласился. Когда я пишу музыку, независимо от формы, квартет ли это, концерт, театральная музыка, для меня важно, чтобы это было одно целое, я пишу, как симфонию и если нет в ней цементирующего стержня, то ничего не получится.

А.С.: Вот посмотрите, пока я слушал и смотрел спектакль, я насчитал не менее пяти номеров, которые могли стать крепкими эстрадными номерами, подправь их немного с учетом эстрадной специфики. Это очень щедро.

Л.Я.: Да, не менее шести таких номеров. Это хиты.  Для мюзикла это очень много. Обычно остается один – два, редко три.

А.С.: Тут видно по реакции зала. Обычно зал, прежде всего, реагирует на топовые арии, песни, романсы, сразу понятные вещи, это потом приходит второй, третий план. Но тут-то почти постоянные овации. Вы это сознательно делали?

Л.Я.:Я вам скажу самую главную вещь: мы любим разный театр. Мы любим красоту, сценографию, европейский театр. Но в русском театре главное – это переживание. Чтобы люди плакали и смеялись. Не только плакали, но и обязательно смеялись. Обратите внимание, сегодня зрители смеялись. Не только потому, что актеры так играли, но и потому, что мы так написали. Они сегодня плакали, потому, что мы, когда писали, хотели, чтобы они плакали. Если бы не было этого смеха и слез, мы бы ничего не стали писать. Зачем нам тратить свое время, чтобы люди с холодными носами выходили из зала. Поэтому мы переворачиваем сюжет. Мы это делаем постоянно. Иначе неинтересно. Вот есть сюжет, есть классика. Если его не развернуть, не взорвать, нам писать неинтересно. Нам интересно, когда мы поверх той истории, которая известна всем, накладываем свой сюжет, в котором есть Подгайц и Яковлев.

Е. П.: Для нас сегодня большая радость, что мы приехали и увидели, то, что увидели!


Новосибирская культурная жизнь в условиях эпидемии. Часть первая

Слово Кипнису

Главным вдохновителем прошедшей премьеры является художественный руководитель театра и его директор Леонид Михайлович Кипнис, являющийся сегодня не просто профессионалом, прошедшим путь от мастера художественного слова до руководителя музыкального театра. На мой взгляд, Кипнис обладает еще и природным чутьем на новое и удачное с коммерческой точки зрения. Руководителей такого типа немного и, собственно, они являются двигателями развития театра и концертных организаций в стране. Я не припомню провальных спектаклей в музыкальном театре за последние годы. Есть более удачные, есть менее, но провальных не было.

Мы должны быть благодарны Кипнису и за фестиваль музыкальных театров «Другие берега», душой, мозгом и продюсером которого он является. Фестивалей было шесть, и надеемся, еще не один сезон мы через спектакли фестиваля будем видеть все лучшие премьеры музыкальных театров страны.

«Континент Сибирь» предлагает вниманию читателей короткое интервью, взятое автором материала у Леонида Кипниса после премьеры «Бесприданницы».

Леонид Кипнис
Фото Антона Веселова

– Леонид Михайлович, вы, как художественный руководитель и директор театра, довольны результатом премьеры?

– Да, я доволен результатом. Только что беседовал с режиссёром Василием Заржецким – постановщиком спектакля и высказал много теплых слов. Это большой успех, результат превзошел все ожидания. Никто не думал, что «Бесприданница» – такая хрестоматийная пьеса, может так неожиданно себя показать и возбудить такие эмоции среди наших зрителей, и я очень рад, что по сути, это первая постановка в России. То, что четыре года назад «Бесприданницу» поставили в Магадане, нельзя считать удачей. Спектакль прошел один раз и был снят. Думаю, это произошло потому, что там и постановка была слабой, да и театр – не из лучших. О нашем театре авторы много слышали и теперь убедились в том, что все, что говорилось, соответствует действительности.


Наталья Ярославцева: «Нам нужно за 3-4 года все успеть, чтобы поступательное движение в культуре Новосибирской области стало неизбежным»

Поэтому прошла мировая премьера. Об этом сказал и автор музыки Ефрем Подгайц, и автор либретто Лев Яковлев – они остались очень довольными. Нам предлагалось много разных произведений, но мы остановились на этой пьесе Островского, а с остальными – всему свое время. В будущем году будет юбилей Островского, и мы будем впереди планеты всей. Поэтому я очень рад,  что все состоялось и что сегодня, на втором спектакле, мы покажем еще один состав исполнителей, и он не хуже первого – он просто другой. Так что я доволен.

– Леонид Михайлович, вы не перестаете удивлять зрителей. Вы не побоялись обращаться к теме, которая имеет мощный бэкграунд в лице фильма Эльдара Рязанова и музыки Андрея Петрова к этому кинофильму?

– Здесь надо было противопоставить нечто свое и мы, когда обсуждали необычный поворот темы, заявленный уже в либретто, и обсуждали экспликацию будущего спектакля, мы говорили, что это должна быть пьеса, максимально приближенная к немому кино. И на этом многое строилось. Вы обратили внимание, что кроме тюля, развешенного на разных штанкетах, в разных планах, в разных плоскостях, и кроме раритетного комода, который въезжает и выезжает, на сцене больше ничего не было. Это не случайно, потому что мы хотели совместить два пласта: пласт исторический – съемки проводились в историческом музее, домике Кирова, где благодаря директору музея Андрею Шаповалову, специально для нас – за что мы ему очень благодарны – разрешали передвигать мебель, создавая пространство. А с другой стороны – современность, в которой актуальны те же темы, в которой наши актрисы снимались на пленере, на природе на фоне набережной, на фоне моста.

– Это было подчеркнуто и на это нельзя было не обратить внимание.

– Это было сделано специально, чтобы показать, что тема эта вечна и сегодня пьеса также актуальна, как и во времена, когда писалась пьеса. Мы не хотели, как это было у Рязанова, оставаться в том времени, в той социальной обстановке. А показать, что тема эгоизма, тема непонимания жива и как никогда актуальна.

– Я не очень люблю привнесение киносъемок в действие спектакля, но у вас это было сделано настолько изящно и не топорно, что я понял, что это не фрагменты старого переозвученного кино, когда увидел на сцене актера, снимавшегося в роли следователя, а потом фрагменты набережной и моста. Это очень сильный ход. И композитору удалось, не меняя общего музыкального стиля спектакля, показать достаточно сложное музыкальное звучание. Очень сильный постановочный ход. Как бы спектакль в спектакле.

– О, это целая история. Мы даже устраивали квест, что это за локация, в которой проводились съёмки. Наша литературная часть это организовала, и наша группа поддержки в социальной сети ВКонтакте активно этим занималась. Было много желающих участвовать. Зрители писали, где по их мнению, это снималось. Выявлены победители, и они были приглашены на премьеру бесплатно. Это такая интересная форма работы со зрителем в период подготовке к премьере.

Анна Терешкова на трибуне выступает в зале

Вице-мэр Новосибирска считает, что переименовывать площадь Свердлова не по-мужски

– Леонид Михайлович, как Вам работалось с Подгайцем?

– Подгайц – замечательный композитор, а самое главное – очень интеллигентный человек. Мы давно перекликались с ним. Он большой друг Бориса Певзнера (создатель Новосибирского камерного хора, впоследствии Новосибирской хоровой капеллы – прим. А. Савина), отца нашего дирижера Марка Певзнера. Они в Москве очень дружат, их очень многое объединяет. А наши артисты очень хорошо знают музыку Ефрема Иосифовича. Даже Алина Шайхиева, которая вчера исполняла главную роль, учась на дирижерско-хоровом отделении, многократно исполняла его произведения, о чем она с радостью ему объявила. У него много произведений для хора, и наша консерватория нередко использует его работы. Он прекрасный современный композитор, его очень многие знают. Поэтому я доволен работой с ним.

– Вы будете продолжать работать с ним?

– Почему нет? Если они специально для нас что-нибудь напишут. Всегда хорошо работать с интересными людьми и большими профессионалами.

– Завершается непростой сезон, год работы в новых условиях различных ограничений. Как он сложился для театра? Все ли что намечали, сделано? Как планируете проводить лето, начинать новый театральный сезон?

– В этот непростой год удалось практически все. Многое получилось. Самое главное – мы получили три «Золотые маски». Больше никому не дают. Никаким театрам – ни московским, ни питерским. Хотя, я считаю, что мы могли бы претендовать на большее количество наград. И когда генеральный директор Большого театра Владимир Георгиевич Урин, специально придя на спектакль, попросил меня проводить его к труппе, и говорил актерам и персоналу много приятных и теплых слов, конечно, актерам было очень приятно услышать это от человека, возглавляющего самый главный музыкальный театр страны – это было здорово. Все премьеры состоялись и были хорошо приняты зрителем. Мы поставили один детский музыкальный спектакль, также получивший высокие оценки как от детей, так и от их родителей.

«Парижские сезоны»

В Новосибирске пройдут «Парижские сезоны»

Что касается следующего сезона – это следствие нынешнего. Мы уже получили несколько предложений по участию в фестивалях, в том числе приглашение в Москву на фестиваль «Видеть музыку», где будем показывать спектакль «Фома». Дело в том, что, несмотря на то, что зал РАМТа большой, для этого спектакля он оказался маленький. Более того, мне звонил генеральный директор фестиваля «Сердца театра» и просил провести на спектакль, а я не смог это сделать. Я объяснил ему, что администрация «Золотой маски» не дает больше мест. Он прилетел за свой счет в Новосибирск, чтобы отсмотреть спектакль и отобрать его для фестиваля, о котором я уже говорил. Фестиваль будет проходить в октябре, а в сентябре мы начнем большой гастрольный тур по городам России, в том числе и в Москве. А там уже будем готовы обнародовать, какие премьеры мы покажем в предстоящем театральном сезоне.

Мнения коллег

Завершит этот материал несколько оценок премьеры:

Александр Бочарников,
генеральный директор Новосибирской государственной филармонии:

– Ефрем Подгайц – это живущий с нами рядом композитор-классик, творчество которого хорошо знают в театральной среде. Он активно пишет для театра, взрослого и детского, его музыка –  живой естественный язык, за которым, тем не менее, скрывается серьезная симфоническая драматургия. Мне хочется отметить потрясающую работу либреттиста Льва Яковлева – это драматург, который может в классическом, затертом интерпретациями до дыр, сюжете найти необычный ракурс. Это всегда интересно для зрителя.

Юрий Зимняков,
заместитель министра культуры Новосибирской области:

– Все спектакли, которые ставятся на сцене Новосибирского музыкального театра, замечательны и вызывают повышенный зрительский интерес. Я с огромным удовольствием прихожу в этот театр, который сегодня с большим успехом представляет Новосибирск в театральном пространстве страны. За что он имеет, пожалуй, рекордное количество самой почетной и желанной многими награды «Золотая маска». Не стала исключением и последняя премьера сезона – «Бесприданница». Прекрасная музыка и либретто, очень интересная режиссура, великолепно исполненные роли всеми актерами. Я вот даже не готов кого-то особо выделять. Все отработали на высоком эмоциональном уровне. Предвижу долгую сценическую жизнь спектакля и буду ждать новых премьер, как многие Новосибирские зрители. Всем большое спасибо за доставленное удовольствие, удачи и новых успехов!

Александр Савин
Оцените автора
( Пока оценок нет )
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.