Михаилу Грановскому-50

Культ.Календарь

15 июля 2021 года отмечает 50-летний юбилей художественный руководитель и главный дирижер Томского академического симфонического оркестра Михаил Грановский.

«Любой юбилей – это всегда тот момент, когда ты внутренне думаешь о подведении итогов,

– признается виновник торжества.

– Однако в моем случае все только начинается. Мои 50 – немалый период в жизни и в музыке. Но то, что я хотел бы ещё сделать, те силы, воля, желание и азарт, что в себе ощущаю, – всего этого хватит еще, поверьте, не на один десяток лет.

Существует ещё столько прекрасной музыки, которую я пока не исполнил, столько гениальных партитур, к которым не прикоснулся… Думаю, эта жажда открытий и познания не иссякнет у меня еще долго.»

Его личная биография очень рано вошла в русло творческой биографии. Встречи с выдающимися музыкантами современности определили жизненный и музыкантский путь Михаила Грановского.

Он родился в Москве, в семье потомственных профессиональных музыкантов. Музыкант в пятом поколении начал свое образование в 1979 г. в Московском хоровом училище – МХУ (ныне Академия хорового искусства имени А. Свешникова). С 9 лет выступал на сцене в составе Хора мальчиков МХУ.

В 1994 г. окончил дирижерско-хоровое отделение Московской консерватории им. П. Чайковского (класс проф. Б. Тевлина), а в 1998 году там же – отделение оперно-симфонического дирижирования (класс проф. Г. Рождественского).

В 1991 г. участвовал как пианист в мастер-классе по фортепиано проф. В.Маргулиса в г. Фрайбурге (Германия).

В 1990-е годы неоднократно участвовал как дирижер в мастер-классах проф. Х.Риллинга (Германия) – в Московской консерватории и дважды в Бах-академии г.Штутгарта (Германия), руководя оркестром и хором.

В 2001 г. поступил по конкурсу в Большой театр России дирижером-стажером. Был ассистентом главного дирижера при постановках драматической легенды Г. Берлиоза «Осуждение Фауста» (концертное исполнение) и оперы М. Мусоргского «Хованщина».

В 2002 г. стал ассистентом дирижера, затем – дирижер Большого театра до 2013 г.

Участвовал в постановке и дирижировал оперой И. Стравинского «Похождения повесы». Дирижировал операми «Снегурочка», «Моцарт и Сальери», «Золотой петушок», «Царская невеста» и «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова, «Иоланта» П. Чайковского, опереттой И. Штрауса «Летучая мышь», а также провел балетные спектакли – «Анюта», «Дочь фараона», «Шопениана», «Чиполлино», «Фантазия на тему Казановы» и спектакли Московской Государственной Академии Хореографии – «Волшебная флейта», «Пахита» и «Щелкунчик». В 2010 г. выступил с оркестром  Большого театра в  Большом  Зале  Московской консерватории, где исполнил  «Домашнюю симфонию» Р.Штрауса и другие сочинения.

Выступал с БСО им. П. И. Чайковского, ГАСО им. Е. А. Светланова, АСО Санкт-Петербургской филармонии, Московским симфоническим оркестром «Русская филармония», Волгоградским АСО, Дальневосточным АСО, АСО им. В. Сафонова и др., с камерными оркестрами – «Времена года», «Амадеус», «Hellas-Orchestra of Patras» (Греция), оркестром Государственного Эрмитажа и Камерным оркестром Большого театра.

В 2005 г. в качестве дирижера-постановщика осуществил постановку оперы «Снегурочка» в Башкирском государственном театре оперы и балета (г.Уфа).

В сезоне 2006-2007 гг. сотрудничал с ансамблем «Студия новой музыки», с которым исполнил ряд сочинений ХХ века, в том числе монодраму А. Шенберга «Ожидание» – первое исполнение в России камерной версии (композитор Ф. Караев) оперы.

В 2008-2018 гг. –  Главный приглашенный дирижер Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета.

Его оперный репертуар в этом театре: «Евгений Онегин», «Травиата», «Богема», «Снегурочка», «Царская невеста», «Хованщина», «Князь Игорь», «Руслан и Людмила», «Борис Годунов», «Сатьяграха» Ф. Гласса, «Пассажирка» М. Вайнберга, «Русалка» А. Дворжака. Дирижировал там балетами «Щелкунчик», «Ромео и Джульетта», «Снежная королева» А.Васильева.  Выступил там в качестве дирижера-постановщика опер «Мадам Баттерфляй» Дж.Пуччини (гастролировал с этим спектаклем в г. Лиссабоне и других городах Португалии), «Пиковая дама» П. Чайковского, «Hänsel und Gretel» Э. Хумпердинка.

В 2011 г. стал дирижером-постановщиком балета «Катя и принц Сиама» на музыку П.Овсянникова (хореограф В. Медведев), а в 2014 г. дирижировал премьерой балета «Щелкунчик» П.Чайковского (ред. В. Вайнонена). В 2016 г. поставил балет «Золушка» С. Прокофьева (хореограф Н. Малыгина).

Неоднократно участвовал с этим театром в Международных фестивалях танца и музыки в г. Бангкоке (Таиланд), где наряду с оперными и балетными спектаклями исполнил в концертах симфоническую сюиту «Шехеразада» Н. Римского-Корсакова,  «Богатырскую» симфонию  А. Бородина и Девятую симфонию Л. ван Бетховена.

В 2015 г. дирижировал юбилейными оперными гала-концертами «175-летие П. И. Чайковского» (где был и автором проекта) и «70-летие Победы».

С сезона 2009-2010 гг. сотрудничает с Российским Национальным Оркестром (художественный руководитель М. Плетнев), с которым исполнил симфонии – №7 Л. ван Бетховена, №8 А. Дворжака, №5 и №15 Д. Шостаковича, №6 А. Глазунова, №3 сюиту П. Чайковского, «Реквием» Э.-Л. Уэббера, кантату «Иоанн Дамаскин» С. Танеева и другие сочинения. Участвовал в III Большом фестивале РНО в Москве.

Его именитые партнеры по сцене – М. Плетнев, В. Репин, Д. Мацуев, А. Рудин, Б. Березовский, В. Постникова, А. Баева, С. Догадин, Е. Мечетина, И. Абдразаков, В. Ладюк, Д. Корчак, О. Бородина, В. Джиоева, Е. Стихина, К. Делангль, А. Гугнин, Г. Казазян, А. Притчин, А. Рамм, Б. Андрианов, Л. Генюшас, И. Стачинская, Д. Шаповалов, С. Поспелов, А. Набиулин и др. Выступал с Э. Радзинским и О. Табаковым.

Михаилу Грановскому-50
Михаил Грановский и академический симфонический оркестр Новосибирской филармонии с участниками фестиваля И. Абдразакова

С 2009 г. постоянно сотрудничает с Новосибирским АСО.

В 2012 г. стал дирижером-постановщиком балета «Дама с камелиями» на музыку Дж. Верди (хореограф В. Медведев) в Национальном театре Боснии и Герцеговины (г. Сараево). Дирижировал там балетом «Лебединое озеро» П. Чайковского.

В 2012 г. провел премьеру балета «Эсмеральда» Ц. Пуни (хореографы Ю. Бурлака и В. Медведев) в Национальном оперном театре г.Мехико (Мексика).

В 2013 г. дирижировал оперой «Травиата» в Михайловском театре (г. С.-Петербург).

С 2013 г. является приглашенным дирижером балетной труппы Universal Ballet (г. Сеул, Корея). В 2014 г. гастролировал с ними в г. Боготе (Колумбия) с балетом «Shim Chung».  Под его руководством в Сеуле прошли премьеры балетов «Онегин» (2013 г, музыка П. Чайковского, хореография Дж. Крэнко), «Жизель» А. Адана (2014 г, версия Мариинского театра в редакции О. Виноградова), а в 2015 г. мировая премьера балета «Жизель» (хореограф Graeme Murphy, композитор Christopher Gordon) и «Баядерка» Л. Минкуса. В 2019 г. дирижировал там балетами «The Love of Chunhyang» (на муз. П. Чайковского) и «Shim Chung».

В 2017 г. дирижировал заключительными гала-концертами 35-го «Шаляпинского фестиваля» в Татарском АГТОИБ им. М. Джалиля (г. Казань).

В 2018 г. входил в жюри композиторского конкурса в рамках фестиваля МГАФ «Другое пространство».

С сезона 2018-2019 гг. – Художественный руководитель и Главный дирижер Томского Академического Симфонического Оркестра. Гастролировал с ним в Москве, Казани, Новгороде. На фестивале «Классическое лето им. Эдисона Денисова» в 2019 г. в Томске провел самый масштабный в мире гала-концерт симфонической музыки, посвященный 90-летию композитора, исполнил оперу Э. Денисова «Иван-солдат», а также мировые премьеры композиторов Дмитрия Смирнова, Андрея Тихомирова, Алексея Чернакова и др.  К 100-летию Александра Локшина (2020 г.) возрождает интерес к его симфоническому наследию.

Автор-исполнитель филармонических абонементов «Жанры», «Музыка мира», «Круглая дата», «Литература в музыке».

В 2021 г. выступил на XVI Международном фестивале им. А. Сахарова в Нижнем Новгороде.

В июле 2021 г. под управлением М. Грановского Томский АСО играл на торжественной церемонии открытия Чемпионата мира по подводным видам спорта (Томск).

Пресс-служба Томской филармонии

Гость
Оцените автора
( Пока оценок нет )
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.