К 90-летию со дня рождения Евгения Светланова

Культ.Календарь

6 сентября 2018 исполняется 90 лет со дня рождения Евгения Светланова.

«Легендарный маэстро», как называла его зарубежная критика, признавался: мира вне музыки для него не существует.

Это партитура рапсодии «Картины Испании» Евгения Светланова. Готовясь исполнить свое сочинение с оркестром, он сделал эти пометки карандашом.

Теперь их изучает Василий Петренко – главный приглашенный дирижер Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова. Новый сезон коллектив открывает в день рождения Евгения Федоровича и, конечно, в программе не только Рахманинов, Лист, но и произведения самого Светланова. «Для меня это будет первый опыт дирижирования музыкой Светланова. «Картины Испании» – очень интересная оркестровая пьеса с колоритом Испании»,

– говорит главный приглашенный дирижер Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова Василий Петренко.

Программу открытия нового сезона репетируют в Большом зале консерватории. На этой сцене Светланов впервые встал за пульт оркестра, а в 65-м возглавил Государственный академический симфонический оркестр СССР. За 35 лет работы с коллективом записал практически все произведения русских композиторов.

«Каждый концерт был на максимуме, переигравший и записавший всю антологию русской музыки, он сгорал на каждом концерте, я помню, что он не понимал тех дирижеров, у которых сухая рубашка после концерта»,

– рассказал народный артист России Денис Мацуев.

Владимир Захаров в Большом зале консерватории работает с 1952 года, вспоминает, как здесь репетировал и выступал Евгений Светланов, как в его директорском кабинете не замолкал телефон, слушатели хотели знать, когда выступает Светлановский оркестр.

«Жил на Садовой в свое время. И на репетициях у него был спортивный вид, он на велосипеде приезжал всегда, если на улице посмотришь на его дресс-код, никогда не скажешь, что выдающийся дирижер»,

– вспоминает советник ректора Московской консерватории имени Чайковского по концертной работе Владимир Захаров.

На концертах всегда элегантный, во фраке и бабочке. Хотя все зависело от характера музыки – произведения Гершвина мог продирижировать и в красной рубашке или даже выйти на сцену в таком пиджаке.

«Светланов был нелегким человеком, музыканты перед ним трепетали»,

– говорит советник ректора Московской консерватории имени Чайковского по концертной работе Владимир Захаров.

Будучи требовательным, а порой и авторитарным руководителем, он переживал за каждое сочинение. Владимир Спиваков, не раз выступавший со Светлановым, вспоминает:

«В Швеции мы играли концерт, и в 3 часа ночи вдруг раздался звонок в мой номер, позвонил Евгений Федорович и говорит: «Володь, ты не спишь?». Я говорю: «Конечно, не сплю». Он мне сказал: «Ты знаешь, мне кажется, что в меня вселился дух Рахманинова».

Тогда, конечно, я не оценил этого, но теперь, когда я дирижирую сочинения Сергея Васильевича, который для меня тоже стал иконой, я понимаю, что это такое. Тогда настала свобода интерпретации, когда ты не только знаешь материал и любишь, а когда ты становишься частью сочинения. Таким был Светланов».

Дирижер, пианист, композитор. Музыкальное наследие Светланова – симфонии, поэмы, арии – пока еще редко исполняемы. Музыканты говорят, что их еще предстоит оценить.

Гость
Оцените автора
( Пока оценок нет )
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.