ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ. 14 сентября 1942 года родилась выдающаяся пианистка Элисо ВИРСАЛАДЗЕ.

Культ.Календарь

От всего сердца ПОЗДРАВЛЯЕМ Элисо Константиновну с этим чудесным днём! Долгих лет, новых творческих достижений!

Детство и юность Элисо прошли в семье бабушки, известной артистки и педагога. У неё она взяла первые уроки игры на рояле, её класс посещала в тбилисской Центральной музыкальной школе, у неё же окончила консерваторию. «В начале бабушка занималась со мной эпизодически, от случая к случаю, — вспоминала Э. Вирсаладзе. — У неё была масса учеников и выкроить время даже для внучки было делом непростым. Да и перспективы работы со мной, надо думать, были поначалу не слишком ясны и определены. Потом отношение ко мне изменилось. По-видимому, бабушка сама увлеклась нашими уроками…»

Время от времени в Тбилиси наезжал Генрих Густавович Нейгауз. Он был дружен с Анастасией Давидовной, бабушкой Элисо, консультировал лучших её питомцев. Слушал Генрих Густавович, причём не один раз, и юную Элисо, помогая ей советами и критическими замечаниями, при этом всегда поощряя. Позднее, в начале шестидесятых годов, ей доведётся бывать в классе Г.Нейгауза в Московской консерватории. Но произойдёт это уже незадолго до кончины замечательного музыканта.

Будучи десятиклассницей, Э.Вирсаладзе дала первый в своей жизни сольный концерт. Звучали сонаты В.Моцарта, интермеццо И.Брамса, новеллетта Р.Шумана, полька С.Рахманинова. В 1957 году 15-летняя пианистка стала победительницей на республиканском фестивале молодежи; в 1959 году завоевала диплом лауреата на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Вене. Спустя несколько лет у неё премия на конкурсе имени П.И.Чайковского и победа в Цвиккау, на международном конкурсе имени Р.Шумана. Автор «Карнавала» войдёт в дальнейшем в число глубоко почитаемых и успешно исполняемых ею композиторов.

В 1966-1968 годах Э.Вирсаладзе училась в аспирантуре Московской консерватории у Я.И.Зака. У неё остались самые светлые воспоминания об этом времени: «Обаяние Якова Израилевича ощущал на себе каждый, кто у него занимался. У меня, кроме того, было особое отношение к нашему профессору — иногда мне казалось, что я вправе говорить о какой-то внутренней близости к нему как к художнику. Это так важно — творческая «совместимость» учителя и ученика…». Вскоре Э.Вирсаладзе сама начала преподавать.

Минуло ещё несколько лет. Встречи с публикой сделались самым главным в жизни Э.Вирсаладзе. Всё более внимательно стали присматриваться к ней специалисты, музыкальная критика. В одной из зарубежных рецензий на её концерт написали: «Тому, кто впервые видит за роялем тонкую, изящную фигурку этой женщины, трудно предположить, что в её игре проявится столько воли… она гипнотизирует зал с первых же взятых ею нот».

В её исполнительском искусстве незыблемо царит закон гармонии. Почти в каждой трактовке достигается тонкое равновесие ума и чувства. Решительно отстраняется всё стихийное, неуправляемое и культивируется ясное, строго пропорциональное, тщательно продуманное, вплоть до мельчайших деталей и частностей. Э.Вирсаладзе обращается к десяткам авторов, представителям разных эпох и направлений.

«Сделано за последние годы как будто не так уж мало,— говорила Элисо Константиновна.— В то же время меня не оставляет ощущение какой-то внутренней раздвоенности. С одной стороны, я уделяю сегодня роялю, пожалуй, даже больше времени и сил, нежели прежде. А с другой, постоянно чувствую, что это недостаточно…». Это и понятно — чем больше человек отдаёт своему делу, чем больше вкладывает в него труда и души, тем сильнее, острее становится у него желание делать ещё и ещё; второе возрастает прямо пропорционально первому. Так  у каждого настоящего художника. И Элисо Константиновна – прекрасный тому пример!

Василий Строганов
Оцените автора
( Пока оценок нет )
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.