Иван Васильев: «Просто быть счастливым»

Культ.Интервью
Интервью со звездой российского балета, лауреатом международных балетных премий, заслуженным артистом России Иваном Васильевым

В общении с этим артистом невольно заряжаешься его уверенностью и оптимизмом – Иван Васильев щедр на эмоции, открыто и непринужденно ведет беседу и буквально излучает радость. С публикой Иван столь же открыто делится своей энергией, и, будьте уверены: если Иван вышел на сцену, независимо от обстоятельств, зрителей ожидает предельный накал эмоций, высочайший уровень мастерства и абсолютная актерская самоотдача. В последние годы знаменитый артист пробует себя в качестве хореографа-постановщика и создал собственную балетную компанию.

Желанный гость на самых знаменитых сценах мира, Иван часто радует своими выступлениями новосибирских балетоманов, неизменно собирая полный зрительный зал. Вот и 77-й театральный сезон НОВАТ открыл двумя спектаклями «Спартак» с участием Ивана. Мы побеседовали с артистом накануне первого спектакля сезона.  

«Да, я жадный на жизнь, жадный на работу, на всё – мне всегда хочется попробовать что-то новое, сделать что-то еще»

 

С какими чувствами вы вступаете в новый сезон?

– Сегодня у меня еще и открытие личного творческого сезона – первый спектакль после отпуска. Это всегда очень волнительно и ответственно, особенно если начинать с такого блокбастера, как «Спартак» Юрия Григоровича. Все немного нервничают, но все готовы и рвутся в бой.

Получилось в этом году отдохнуть?

– Да, в этом году практически месяц отдыхал, обычно получается не более двух недель. Побыл с семьей, поэтому настрой сейчас позитивный.

Как прошел предыдущий сезон, такой необычный, и во многом очень сложный?

– Я не могу сказать, что он как-то глобально лично на меня повлиял. Да, тяжелая ситуация из-за пандемии, да – театры были закрыты, но в нашей стране артисты ощущали поддержку государства, зарплаты нам платили, поэтому все было позитивно. А для нас это была еще, и редкая возможность побыть дома с семьей, найти какие-то новые занятия и увлечения, поставить новые цели на будущее. В общем, все, что ни делается – к лучшему.

Как поддерживали форму?

–Я стараюсь заниматься все время. Организм, который привык к определенной нагрузке, без нее начинает сдавать – появляются какие-то болячки, проблемы. Когда нагрузка стабильная и постоянная, организм чувствует себя прекрасно. Поэтому главное – быть в движении, быть активным. Движение – это жизнь.

В новом сезоне новосибирские зрители вас увидят?

– В Новосибирске буду появляться часто – скоро здесь состоится премьера балета Ролана Пети «Собор Парижской Богоматери», одного из любимейших моих спектаклей. Я работал с Пети лично, люблю его хореографию и считаю, что это очень интересный спектакль. Я уверен, что зрителям он понравится и даже сможет соперничать по популярности со «Спартаком».

С какими чувствами вы каждый раз прилетаете в Новосибирск, выходите на сцену НОВАТа?

–Скажу честно: несмотря на то, что я танцую в Михайловском и в Большом театрах, и во многих других, к новосибирской сцене у меня особое отношение. Я довольно часто танцую здесь, начиная где-то с 2006 года. Каждый раз, когда появляется возможность выступить в НОВАТе, я с прекрасным настроением и энтузиазмом сюда прилетаю. В Новосибирске замечательные зрители, поэтому радовать их для меня всегда – удовольствие.

Как складываются отношения с нашей балетной труппой, у вас, как мы знаем, со многими нашими артистами дружеские отношения?

–Да, мы все давно знакомы, вместе прошли огонь, воду и много чего еще, поэтому мы – единый коллектив, и я уверен, что этот коллектив сделает еще очень много интересного. Труппа – это единый живой организм, который все время меняется, развивается, порой – стремительно движется вперед, порой – топчется на месте, но главное – в труппе есть жизнь. Есть артисты, которые горят, которые хотят работать. Я очень высоко оцениваю новосибирских артистов и считаю, что у них очень большой потенциал.

А есть любимый спектакль на нашей сцене?

– У меня вообще нет любимого спектакля, а точнее – у меня все спектакли любимые. Если заниматься тем, что тебе не нравится, результат всегда будет виден, и он будет неважным. Если не нравится спектакль, то лучше вообще не выходить в нём на сцену. Поэтому я придерживаюсь правила танцевать только то, что мне нравится.

Ваш актерский диапазон впечатляющ. В трагедии и в комедии вам одинаково блестяще удается сразить зал своей актерской энергией, заставить зрителя от всего сердца сопереживать. А что вам самому ближе – балетная комедия или трагедийные роли?

Опять же, не могу выделить что-то одно. Это разные грани человеческой души и одна не может существовать без другой. Света без тьмы не может быть, как и комедии без трагедии и в этом равновесии заключается гармония жизни, баланс мироздания. Так должно быть, и это прекрасно!

Иван Васильев: «Просто быть счастливым»
фото Чарльз Томпсон

Две важнейших мужских партии – Базиль и Спартак – вы впервые исполнили в очень раннем возрасте. Как изменились ваши персонажи за годы, прошедшие со времени дебютов?

– Не могу сказать, что эти изменения кардинальны, но, безусловно, они есть. Исполнено этих спектаклей очень много, я профессионально расту, взрослею, набираюсь опыта и мастерства, поэтому меняются и мои персонажи. Вообще, я считаю, что все – не только артисты – должны развиваться, идти вперед, и для меня балет – это только начало. На танце я точно не остановлюсь: буду искать новые направления, развиваться в искусстве, но единственное, что могу утверждать точно – это обязательно будет связано с театром, поскольку без него не могу представить свою жизнь

В детстве вы сами выбрали балет. Сейчас, с высоты жизненного опыта, вы можете представить какой-то другой путь для себя?

–Нет, абсолютно нет. Объясню почему. Мне колоссально повезло с самого детства заниматься делом, которое мне доставляет истинное удовольствие. Расскажу одну историю, на мой взгляд, очень смешную. Как-то в Инстаграм я выложил пост с репетиции, и в комментариях кто-то написал: «Посмотрите – он даже улыбку репетирует во вращении». Так вот – я не репетирую улыбку, я просто кайфую от репетиции, от того, что происходит в зале, я наслаждаюсь своей работой. Для меня идеальный жизненный баланс заключается именно в этом. И я благодарен судьбе, моим педагогам, моим родителям и моей супруге, которые всегда помогали, поддерживали и поддерживают меня сейчас. От этого и работа, и сама жизнь – в удовольствие. Разве может быть что-то лучше этого?

На этом пути кто  ваш главный проводник? Не обязательно педагог в более широком понимании.

– На этот вопрос мне очень легко ответить. Я с детства был жутко упертым, скажу больше – с того времени мало что во мне изменилось. К тому, что я был безумно упертым, я был еще и весьма амбициозным и всегда упрямо шел по той дороге, которую выбрал сам.  Бывало, меня даже отговаривали от моих устремлений – зачем тебе это надо, у тебя не получится и так далее, но я все равно шел в направлении, которое считал единственно верным. Самая верная дорога, как правило, и самая сложная. Легкий путь – всегда провальный, на нем ты не сможешь максимально реализовать свои возможности. Только выбрав тяжелый путь, ты всегда будешь идти в правильном направлении. Человек и живет для того, чтобы преодолевать себя, преодолевать трудности. Не реализовывать то, что в тебя заложено – это значит прожигать жизнь, и, на мой взгляд, это просто грешно.

Да, я жадный на жизнь, жадный на работу, на всё – мне всегда хочется попробовать что-то новое, сделать что-то еще. А вдруг у меня получится? Конечно, как говорил мой педагог: «Чудес не бывает», но если поработать, напрячься, уделить больше времени – все возможно. Поэтому главный мой путеводитель в моей жизни – это мой характер, который всегда тянул меня вперед. И я очень благодарен моей маме, которая понимала, что лучшая поддержка – это позволить мне самому принимать решения, не вмешиваться, если я вбил что-то себе в голову. За это я благодарен моему педагогу в училище Александру Ивановичу Коляденко, он всегда знал об этом качестве моего характера и развивал его – когда я к чему-то стремлюсь, я всегда дойду до этой цели. Неважно, какая это цель, рано или поздно я ее достигну. Может быть, придется немного поработать, чуть подождать – и выйти в зенит.

– А не мешала вам эта черта характера в работе?

– Тут тоже ситуация двоякая: получению быстрого результата эта черта, безусловно, мешала, налаживанию приятельских отношений, которые могли бы повлиять на скорейшее развитие каких-то этапов моей творческой биографии – да, мешала. Но, глядя на свой сценический путь из дня сегодняшнего, я вижу, что все было правильно: мне не стыдно за то, как я веду свою карьеру, я сам полностью несу ответственность за все решения, поэтому даже эти минусы – это все равно плюсы. И повторюсь – я считаю, что никогда не стоит стремиться к быстрому результату, быстрый результат – всегда сыр в мышеловке. И тем более я не люблю, когда это применяют к балету. Результат «здесь и сейчас» в нашей профессии невозможен. Механизмы развития в театре, в балетной труппе – долгоиграющие и поступательные. Труппа – живой организм, ее нужно растить, воспитывать, постепенно идти к результату, наполнять содержанием, как это происходит в жизни человека. Порой стоит немного подождать и поработать – и станешь гораздо счастливей.

Вы – счастливый человек?

– Счастливым может быть каждый – это просто. По сути, у каждого человека есть все для счастья, нужно только понять, что ты можешь быть счастливым, хотеть стать счастливым – и тогда никаких преград не существует. А если этого не хотеть – так и будешь депрессивным, затюканным и унылым. А преграды – это всего лишь ступени на пути к счастью. Да, я чувствую себя счастливым, и рад, если могу поделиться этим с другими.

Если говорить точнее, то я поставил 14 балетов.

Сейчас вы уже не только танцуете, но и создаете свои балеты. У вас уже несколько авторских спектаклей.

– Да, если говорить точнее, я поставил 14 балетов.

Иван Васильев: «Просто быть счастливым»
Фото Антон Земляной

– Что Иван Васильев – постановщик хотел бы дать своему зрителю?

–Сюжетные спектакли, истории. Как артисту и зрителю мне уже неинтересно смотреть постановки одних и тех же классических сюжетов, поэтому ко всем своим спектаклям я сам пишу либретто, иногда – в тандеме с художником-постановщиком, с режиссером, но всегда принимаю в этом самое активное участие и отношусь к процессу очень ответственно.

Даже в известную историю можно внести новые идеи, новые смыслы – через интересную локацию, через другой временной период, и это будет абсолютно новый спектакль. Но при этом я совсем не сторонник перекраивания балетной классики.

В мировой культуре – в литературе, в опере – существует множество интереснейших историй, многослойных сюжетов, которые можно раскрыть в хореографии. Что прекрасно – они иногда гораздо драматичнее, а иногда – страшнее, чем привычные балетные сюжеты. Особенно это касается старой итальянской оперы – Верди, Пуччини…

Поэтому я всегда стараюсь рассказать новую историю. Ведь ты не будешь смотреть один и тот же фильм бесконечное количество раз, даже если это шедевр. Конечно, «для кассы» любого театра абсолютно новое название – это вопрос сложный, но для творческого развития это необходимо. Если этого не делать – что мы оставим нашим потомкам? Только то, что нашему поколению удалось сохранить из классического наследия. Ведь сейчас нам сложно сказать, что из современных работ станет классикой, войдет в историю, что захотят смотреть зрители. Хотя я убежден, что у каждого спектакля найдется свой зритель. Это сложно, но это нужно делать. И здесь мы опять возвращаемся к мысли, что самый верный путь всегда – самый сложный.

Что вы, как постановщик, почерпнули  из работы с такими великими мастерами, как Юрий Григорович, Ролан Пети?

Сразу отвечу, что и Ролан Пети, и Юрий Григорович – два важнейших человека в моей жизни. На мой взгляд, это два величайших хореографа, которым и сегодня нет равных в создании сюжетных балетов. Я – поклонник их творчества, их потрясающих балетных блокбастеров, поэтому всегда с огромным удовольствием принимаю участие в постановках этих выдающихся мастеров.

Сейчас вы участвуете в постановке балета Ролана Пети «Собор Парижской Богоматери» в НОВАТе, не только как исполнитель партии Квазимодо, но и как репетитор, расскажите немного подробнее о работе с мастером.

– Да, я работал в нескольких балетах Пети – «Собор Парижской Богоматери», «Арлезианка» и «Юноша и Смерть». Я бесконечно благодарен судьбе, что мне довелось работать с великим мастером, и счастлив, что он пригласил меня участвовать в своих балетах, более того – выбрал и оставил меня единственным исполнителем главной партии в спектакле «Юноша и Смерть» в Большом театре. Я часто вспоминаю наши беседы, когда он делился историями из своей жизни, а это – совсем другая эпоха, другой век. Для меня эти наши разговоры были возможностью заглянуть в другой мир, ближе узнать людей другого поколения, и сегодня время нашего общения остается одним из самых светлых, счастливых и очень дорогих для меня воспоминаний.

            На мой взгляд, для мира балетов Ролана Пети самое подходящее слово – «настоящий». В его спектаклях не так, как у многих современных хореографов: чуть изменишь движение – и нарушена вся идея автора, рухнула целостность спектакля.  В работах Пети правильная постановка ноги или руки – не самое главное. Его творческий подход, как и подход Юрия Николаевича Григоровича, отличается очень внимательным отношением к индивидуальности танцовщика. В их спектаклях индивидуальность каждого солиста отражалась не только в исполнении отдельных движений, изменения под конкретного исполнителя вносились в хореографический текст всей партии. Для каждого солиста – абсолютно свой рисунок. И когда артист живет в тандеме с хореографом, когда постановщик раскрывает в спектакле потенциал танцовщика, представляет его с самой выигрышной стороны – спектакль становится легендарным. А если автор добивается от артиста только цитирования своего текста – не наполненного личностным содержанием цитирования – спектакль обречен, он не будет интересен никому.

Из опыта работы с Роланом Пети, можете сказать, какие качества артиста он особенно ценил? Каков идеальный танцовщик Пети?

— Идеальный артист Ролана Пети – человек, который глубоко чувствует, умеет любить, умеет отдавать всего себя без остатка. Главное, чтобы артист не был душевно пустым. Самое важное – то, что у тебя внутри, а руки и ноги – все это можно поставить. Герой моего любимого фильма говорил: «Я видел много людей с ампутированной душой, а душу протезом не заменишь». Мне кажется, это абсолютная истина – если человек пустой, то уже ничего не сделать.

Ролан Пети и Юрий Григорович – два важнейших человека в моей жизни. На мой взгляд, это два величайших хореографа, которым и сегодня нет равных в создании сюжетных балетов

Артисты говорят, что есть роли, которые долго после спектакля «не отпускают». У вас есть такие?

Да, конечно, есть спектакли, которые долго «держат», особенно если мой персонаж умирает. Когда полностью погружен в роль, в спектакль, после бывает трудно вернуться в реальность, осознать, что ты жив. Такое бывало после «Юноша и Смерть», это ощущается после каждого «Спартака», «Иван Грозный» в этом плане тоже очень сложен: когда полностью погружаешься в драматические повороты судьбы Ивана Грозного, когда на тебя сваливаются за два акта спектакля все эти события, потом долго приходится отходить. А вот балет «Легенда о любви» – это абсолютно другие ощущения. Я танцевал его всего раза три, но каждый раз после этого спектакля хочется улыбаться. Это очень тяжелый спектакль, как и все балеты Юрия Николаевича – здесь нужно пахать, но, тем не менее, после него настроение просто сказочное. Несмотря на все восточные страсти, это очень светлый спектакль.

Иван Васильев: «Просто быть счастливым»
Фото Чарльз Томпсон

Какие моменты вашей профессии для вас самые ценные, самые волнительные?

– Самое ценное для меня – быть дома с семьей, а самое дорогое для меня время – время, проведенное с моей женой, с ребенком. А все остальное – это моя профессия, которая доставляет мне удовольствие. Я люблю балет, люблю театр – но это только часть моей жизни, и я не буду всю свою жизнь заниматься только исключительно балетом. Как я уже говорил, я все время ищу и пробую что-то новое, и уверен, что впереди еще много интересного.

– И в заключение – ваши пожелания новосибирским зрителям?

– Хочу пожелать вам хотеть быть счастливыми – и тогда вы обязательно будете счастливы! Никогда не ждите, что кто-то придет и что-то вам даст, все в руках человека, все в ваших руках. Пока мы в это верим – мы будем добиваться любых целей. Будьте счастливы и приходите в театр!

Марина Иванова
Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.