ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ. 10 октября 1813 года родился Джузеппе ВЕРДИ

Культ.Календарь

«Как всякий могучий талант. Верди отражает в себе национальность и свою эпоху. Он — цветок своей почвы. Он — голос современной Италии, не лениво-дремлющей или беспечно-веселящейся Италии в комических и мнимосерьезных операх Россини и Доницетти, не сентиментально-нежной и элегической, плачущей Италии беллиниевской, — а Италии, пробудившейся к сознанию, Италии, взволнованной политическими бурями, Италии, смелой и пылкой до неистовства» — Александр Серов.

Перу Д.Верди принадлежат 26 опер, духовные и инструментальные произведения, романсы. Самую значительную часть творческого наследия Верди составляют оперы, многие из которых — «Риголетто», «Травиата», «Аида», «Отелло» — звучат со сцен оперных театров всего мира уже более ста лет. Произведения других жанров, за исключением вдохновенного Реквиема, практически не известны, рукописи большинства из них утеряны.

Д.Верди, в отличие от многих музыкантов XIX века, не провозглашал свои творческие принципы в программных выступлениях в печати, не связывал своё творчество с утверждением эстетики определенного художественного направления. Тем не менее его долгий, трудный, не всегда стремительный и увенчанный победами творческий путь был направлен к глубоко выстраданной и осознанной цели — достижению музыкального реализма в оперном спектакле. Жизнь во всём многообразии конфликтов — такова всеобъемлющая тема творчества композитора. Диапазон её воплощения был необычайно широк — от конфликтов социальных до противоборства чувств в душе одного человека. Вместе с тем искусство Д.Верди несёт в себе ощущение особой красоты и гармонии.

«Мне нравится в искусстве всё, что прекрасно», — говорил композитор. Образцом прекрасного, искреннего и вдохновенного искусства стала и его собственная музыка.

Д.Верди прожил долгую жизнь. Он родился в семье крестьянина-трактирщика. Будучи уже зрелым композитором, Д.Верди писал: «Я узнал некоторые лучшие произведения современности, не изучая их, а услышав их в театре… я бы солгал, если бы, сказал, что в молодости своей не прошел долгой и строгой учебы… у меня рука достаточно сильная, чтобы справляться с нотой так, как я желаю, и достаточно уверенная, чтобы в большинстве случаев добиваться тех эффектов, которые я задумал; и если я пишу что-нибудь не по правилам, то это происходит потому, что точное правило не дает мне того, чего я хочу, и потому, что я не считаю безусловно хорошими все правила, принятые по сей день».

Первый успех молодого композитора был связан с постановкой в миланском театре Ла Скала оперы «Оберто». Спустя 3 года в этом же театре была поставлена опера «Навуходоносор» («Набукко»), которая принесла автору широкую известность. Первые оперы композитора появились в эпоху революционного подъема в Италии, которая получила название эпохи Рисорджименто (итал. — возрождение). Борьба за объединение и независимость Италии охватила весь народ. Д.Верди не мог оставаться в стороне. Он глубоко переживал победы и поражения революционного движения, хотя не считал себя политиком. Героико-патриотические оперы 1840-х годов явились своеобразным откликом на революционные события. Библейские и исторические сюжеты этих опер, далёкие от современности, воспевали героизм, свободу и независимость, а потому были близки тысячам итальянцев. «Маэстро итальянской революции» — так современники называли Д.Верди, чьё творчество стало необычайно популярным.

Период творческой зрелости был отмечен замечательной триадой опер: «Риголетто», «Трубадур», «Травиата». В его творчестве впервые так открыто прозвучал протест против социальной несправедливости. Герои этих опер, наделенные пылкими, благородными чувствами, вступают в конфликт с общепринятыми нормами морали. Обращение к таким сюжетам было чрезвычайно смелым шагом. Д.Верди писал о «Травиате»: «Сюжет современный. Другой не взялся бы, может быть, за этот сюжет из-за приличий, из-за эпохи и из-за тысячи других глупых предрассудков… Я же занимаюсь им с величайшим удовольствием».

В раздумьях о дальнейшей судьбе итальянской музыки, и чувствуя огромную ответственность за каждый следующий шаг, Д.Верди приступил к воплощению замысла оперы «Отелло», ставшей подлинным шедевром. «Отелло» является непревзойдённой интерпретацией шекспировского сюжета в оперном жанре, совершенным образцом музыкально-психологической драмы, к созданию которой композитор шёл всю жизнь.

Последнее произведение Д.Верди — комическая опера «Фальстаф» удивляет своей жизнерадостностью и безукоризненным мастерством; оно словно открывает новую страницу творчества композитора, к сожалению, не получившую продолжения.

Один из современников композитора очень метко охарактеризовал устремления Д.Верди в творчестве: «У Верди было всего лишь три страсти. Но они достигали величайшей силы: любовь к искусству, национальное чувство и дружба». Интерес к страстному и правдивому творчеству Джузеппе Верди не ослабевает. Для новых поколений любителей музыки оно неизменно остаётся классическим эталоном, сочетающим в себе ясность мысли, вдохновенность чувства и музыкальное совершенство.

Звучит хор рабов-иудеев из оперы «Набукко».

Василий Строганов
Оцените автора
( Пока оценок нет )
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.