Welcome в Самару на «DSCH Шостакович. ХХ век»!

Культ. Публикации

На фестивале «DSCH. Шостакович. ХХ век», который прошел в Самаре с 11 по 26 сентября, я вдруг четко осознала, что фестивали становятся особыми произведениями современного массового социокультурного искусства, создателями которых являются уже не композиторы, исполнители, а менеджеры, продюсеры, арт-директора. Они очень разные, их даже можно классифицировать: фестивали-хэпеннинги, фестивали-миниатюры, фестивали-сюиты, построенные на контрастном чередовании концертов с громкими именами поп-исполнителей классики. А есть фестивали-симфонии, в основе которых продуманы главные и побочные темы, ощущается экспозиция, разработка, реприза, можно уловить очертания медленной, лирической части, скерцо и наконец финала, к которому будет направлена вся драматургия фестивального действа. Из чего рождается идея, концепция фестиваля? Это очень интересная тема, если рассматривать фестиваль именно как некое особое произведение. 

Шостакович – тема неисчерпаемая. Фестивальным поводом, композитор мог стать в целом ряде городов. Безусловно, самые прочные связи у него с Санкт-Петербургом и Москвой. Но и у Новосибирска есть своя история, связанная с Шостаковичем. После куйбышевской и московской премьер Седьмой симфонии, он мечтал, чтобы ее сыграл Ленинградский симфонический оркестр под управлением Мравинского, которого считал дирижером, наиболее точно прочитывающим его музыку. Оркестр был эвакуирован в Новосибирск. И сюда приехал Шостакович на исполнение легендарной симфонии 9 июля 1942 года. 

Новосибирск для Шостаковича – это место жизни в эвакуации и скоропостижной смерти ближайшего друга И. И. Соллертинского, трагическим откликом на которую стало Второе фортепианное трио. Наконец, активные творческие связи Шостаковича с Сибирским отделением Союза композиторов – отдельный и очень перспективный сюжет.  Чем не основа для концепции фестиваля?

Welcome в Самару на "DSCH Шостакович. ХХ век"!
Самара

         Однако, в данный момент повезло Самаре, городу, в который был эвакуирован Шостакович во время войны и откуда 5 марта 1942 года на весь мир впервые прозвучала «Ленинградская» симфония. Но, кроме значимости этого факта, вклад Шостаковича в самарскую музыкальную культуру разнообразен.  В Самаре им было создано отделение Союза композиторов, поныне существующее и отметившее в этом году свое 80-летие. Здесь композитором начата, хоть и не окончена, опера «Игроки», сделана оркестровка оперы М. Мусоргского «Борис Годунов», задумана Восьмая симфония, восстановлена и завершена опера погибшего на фронте любимого ученика В. Флейшмана «Скрипка Ротшильда». Полтора года жизни в Куйбышеве – это время его огромной музыкально-общественной деятельности. Он пишет статьи в газеты, дает концерты в филармонии, драмтеатре, на радио, в музыкальной школе, в госпиталях, организует музыкальные радиопередачи, работает в оргкомитете филиала Центрального дома работников искусств, который был создан здесь весной 1942 года.

Память о «самарском времени» Шостаковича увековечена в городе названной в его честь улицей, памятником, мемориальными досками, одна из которых установлена в Самарском театре оперы и балета, откуда и велась трансляция легендарной симфонии. И не случайно именно в этих стенах проходил фестиваль «DSCH. Шостакович. ХХ век», символично завершившись в день 115-летия со дня рождения композитора.

Фестиваль искусств «DSCH. Шостакович. ХХ век» убедительный пример того, что «фестиваль-симфония» не рождается только из идеи связи большого музыканта с тем или иным местом. Нужна концепция. Она появилась и была разработана художественным руководителем фестиваля Алексеем Трифоновым, в активе которого большой и успешный опыт реализации масштабных культурных проектов.

Идея, обозначенная в названии – Шостакович и ХХ век — прямо скажем, бездонная. Это та стратегия, которая может обеспечить фестивалю долгую жизнь, так как ракурсов в этой теме бесчисленное множество. Культурно-исторический контекст жизни и творчества Шостаковича в ХХ веке, понимая масштаб его личности, огромен и, в том числе, вбирает в себя «самарское время».

В рамках фестиваля очень весомо было представлено многожанровое творчество композитора: Симфонии №1, 10, Трио для фортепиано, скрипки и виолончели №1, струнные квартеты № 1 и 12, «Афоризмы», Прелюдии ор.34 для фортепиано, «Антиформалистический раёк», вокальные циклы («Из еврейской народной поэзии», два на стихи Пушкина, ор. 46, 91, Четыре стихотворения капитана Лебядкина на слова Ф. Достоевского), Десять хоровых поэм на стихи революционных поэтов.

В камерных концертах особенно последовательно были достигнуты задачи, определенные арт-директором: «Акцент был сделан, во-первых, на высокий уровень музыкантов, которые должны были принять участие, во-вторых — оригинальность программы. Я довольно долго работал над тем, чтобы весь этот пазл сложился. Очень важно понимать, что большую часть произведений, которые здесь исполнялись, музыканты учили специально по предложению арт-дирекции фестиваля. Они не являются их обычным, стандартным текущим гастрольным репертуаром».

Welcome в Самару на "DSCH Шостакович. ХХ век"!
В. Родин (ф-но), А. Танабе (скрипка), И. Нагиев (виолончель)

Как это осуществлялось на деле рассказал пианист Владимир Родин, исполнивший вместе с А. Танабе (скрипка), И. Нагиевым (виолончель) интереснейшую программу из произведений Д. Шостаковича, Б. Тищенко, Н. Пейко, М. Вайнберга и М. Кусс: «Мы долго общались, обсуждали и в итоге остановились на интересном варианте программы, которую составили вместе с художественным руководителем фестиваля Алексеем Трифоновым, направлявшим нас, и нашим педагогом, профессором Московской консерватории Ю.Б. Абдоковым, который является учеником Н. Пейко, был ассистентом Б. Чайковского». Программы были настолько точно продуманны, что сложились, условно говоря, в интересные жизненные и творческие сюжеты на основе внутренних связей композиторов и их произведений.

В театрально-кинематографической части фестиваля, наряду со спектаклем-концертом «Гамлет» с музыкой Шостаковича из одноименных фильма и драматического спектакля (оркестр Ю. Башмета и актер Е. Мироновым),  балетом Большого театра «Укрощение строптивой», поставленным  Жаном-Кристофом Майо с музыкой композитора, оперой «Леди Макбет Мценского уезда», постановку которой осуществил в 2017 году в Самарском  театре Г.Исаакян, — конечно особым событием стало исполнение оперы «Игроки». И в этом вновь проявилась продуманная работа на реализацию концепции фестиваля. «Театр давно хотел заполучить себе постановку «Игроков» петербургского режиссера Ю. Александрова — рассказывает Трифонов — Она очень необычная. Факт пребывания Дмитрия Дмитриевича в Куйбышеве во время войны материализован в ней в образе самого Шостаковича и чтеца, который читает письма композитора из эвакуации другу Исааку Гликману. В Санкт-Петербурге опера идёт довольно давно, но в Самаре это была премьера».

Welcome в Самару на "DSCH Шостакович. ХХ век"!
Опера «Игроки» , спектакль «Санктъ-Петербургъ опера» (реж. Ю. Александров, ) на сцене Самарского театра оперы и балета

Интересное «погружение» было совершено в киномузыку композитора. И в этой области очень эффективно сработали организаторы фестиваля с местными музыкантами. В рамках организованного цикла «Эстетика музыки Шостаковича в кинематографе Григория Козинцева» в кинотеатре «Художественный» прошло 18 кинопоказов с лекциями, которые прекрасно провела доцент кафедры теории и истории музыки, кандидат искусствоведения Самарского государственного института культуры Лазанчина Анна Васильевна.

Я бы отметила участие симфонического оркестра Тольяттинской филармонии, который под управлением Андрея Данилова, с 2017 года работающего в Самарском театре оперы и балета, исполнил эффектную сюиту Шостаковича из музыки к немому кинофильму «Новый Вавилон», а также музыку из фильма «Король Лир».  «Мне было очень приятно работать с тольяттинским оркестром, — рассказал дирижер, — он готовился к выступлению с большой самоотдачей. Партитура «Нового Вавилона» очень сложная для солистов-духовиков, она требует особого подхода, выучки, виртуозности. Но мне показалось, что мы постарались и достигли максимального качества исполнения. Я очень рад, что мы исполнили с коллективом исключительно яркую, образную, совершенно несправедливо забытую, партитуру «Нового Вавилона».

Этот концерт стал своеобразным скерцо в «партитуре» фестивального цикла. Помимо музыки кино, в нем прозвучал «Антиформалистический раёк» с участием солиста Мариинского театра Ю. Власова и хора Самарского театра оперы и балета.

За 15 дней фестивалем были охвачены два города – Самара (16 концертов) и Тольятти (6 концертов). Слушателям посчастливилось встретиться с первоклассными музыкантами: скрипачи Н. Савченко и Д. Нордио (Италия), пианисты М. Андреева А. Коробейников, М. Лидский, А. Гориболь, арфист А. Болдачев, молодые солисты ведущих оперных театров России – Ю. Власов (Мариинский), А. Черташ, В. Макаров (Большой театр), Л. Гайсина (театр К. Станиславского и В. Немировича-Данченко). Безусловно, запоминающимися были концерты Квартета имени Бородина и хора MusicAeterna (руководитель Виталий Полонский).

Список композиторов ХХ века из контекста жизни и творчества Шостаковича, являющихся его предшественниками, современниками, учениками или последователями, очень внушителен: С. Рахманинов, Н. Мясковский, С. Прокофьев, А. Мосолов, М. Вайнберг, Г. Уствольская, Б. Тищенко, Б. Чайковский, Н. Пейко, М. Кусс, К. Дебюсси, Л. Даллапиколла, П. Хиндемита, А. Онеггера, А. Желиве, Д. Кейджа и др.

Безусловную ценность представляла проведенная в рамках фестиваля историко-культурная конференция, участники которой – известные музыковеды, искусствоведы, театроведы страны – предложили чрезвычайно интересные доклады, касающиеся разных аспектов творчества композитора: «Шостакович как авангардист» (Левон Акопян), «К вопросу о «тайнописи» в инструментальных произведениях Шостаковича» (Марина Раку), «Шостакович играет Шостаковича» (Ольга Скорбященская), «Шостакович — дирижер. О новых найденных записях с фестиваля в г. Горьком» (Алексей Трифонов), «1930-е. Изменения стиля и человека. Эпизоды» (Константин Учитель), «Мценск в США: американская история ЛММУ» (Вероника Ильюшкина), «Шостакович и Булгаков.Тайная свобода музыки» (Иосиф Райскин), «Нос»: «петербургский текст» в петербургских постановках оперы Шостаковича» (Анна Петрова), «Золотой век» Шостаковича. Хроника воспитания молодых хореографов» (Ольга Макарова), «Сумбур вместо музыки» и «Мазня вместо рисунков» (Дмитрий Брагинский), «Шостакович и классическая оперетта: путешествие на «Поезде удовольствий» (Наталья Брагинская).

Welcome в Самару на "DSCH Шостакович. ХХ век"!
А. Гориболь (ф-но), В. Макаров (Большой театр), Л. Гайсина (театр К. Станиславского и В. Немировича-Данченко)
 
 

После присутствия на первом фестивале «DSCH. Шостакович. ХХ век» появилось огромное желание наблюдать за ним. И, в частности, следить за тем, скажется ли его влияние на музыкальной жизни города и области. Нам известно уже немало примеров, когда фестивальные проекты, если они глубоко и талантливо продуманы, становятся драйверами культурного развития региона. Так произошло в Перми, Воронеже. Можно сказать это и о репинском Транссибирском фестивале, влияние которого сегодня простирается до северного Норильска.

У Алексея Трифонова много идей развития концепции фестиваля, которая утверждена солидным художественным советом: «В рамках этой концепции будем придумывать новые интересные программы, приглашать и новых музыкантов, и тех, кто выступал в этом году и особенно понравился публике. Я не буду раскрывать все планы, но одно имя, которое тесно связано с Шостаковичем и которому мы уделим внимание на следующий год, я назову – это Бенджамин Бриттен. И будет в программе еще один композитор, очень важный не только с точки зрения взаимоотношений с Шостаковичем, но и в целом для истории советской музыки середины XX века – это Виссарион Яковлевич Шебалин, которого последние лет тридцать вообще практически никто не играет».

Я бы хотела пожелать фестивалю не просто успешного развития, а стать таким же притягательным местом для музыкальных «паломников», как Дягилевский фестиваль в Перми. Тем более, что вы даже представить себе не можете, какой прекрасный город Самара, сколько в нем интересного! Предлагаю новый маршрут в карту культурного туризма страны, включающий в себя Фестиваль «DSCH. Шостакович. ХХ век» и познавательное путешествие по этому городу. Поверьте, это фантастически интересное сочетание! Проверила на себе!)

На обложке фото:  Хор musicAeterna (рук. В. Полонский)

Фото: Александр Крылов и Елена Истратова

                                            

Елена Истратова
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.