Софии Губайдулиной-90

Культ.Календарь

24 октября 1931 года в городе Чистополь родилась София Асгатовна Губайдулина.

Училась в казанской Музыкальной гимназии по фортепиано (класс М. А. Пятницкой) и композиции, а с 1949 по 1954 в Казанской консерватории по классу композиции у Альберта Лемана, а также по классу фортепиано у Григория Когана.

В 1954 г. поступила в Московскую консерваторию, класс композиции Юрия Шапорина, а затем Николая Пейко. Почти до окончания консерватории продолжались ее занятия с Яковом Заком.

В 1959 году Губайдулина окончила Московскую консерваторию по классу композиции и в том же году поступила в аспирантуру при Московской консерватории, в класс Виссариона Шебалина. Лейтмотивом ее творческой жизни в этот период стало слово-напутствие, сказанное ей Дмитрием Шостаковичем:

“Я вам желаю идти вашим “неправильным” путем”.

В 1961 году ее принимают в Союз композиторов. В 1962-м проходит первый авторский концерт с исполнением Фортепианного квинтета, “Фацелии” и Чаконы для фортепиано.

Губайдулина — автор многих десятков сочинений в разных жанрах. Через все ее творчество проходят вокальные опусы: ранняя «Фацелия» по поэме М. Пришвина (1956); кантаты «Ночь в Мемфисе» (1968) и «Рубайят» (1969) на ст. восточных поэтов; оратория «Laudatio pacis» (на ст. Я. Коменского, в соавт. с М. Копелентом и П. X. Дитрихом — 1975); «Perception» для солистов и ансамбля струнных (1983); «Посвящение Марине Цветаевой» для хора a cappella (1984) и др.

Наиболее обширна группа камерных сочинений: Соната для фортепиано (1965); Пять этюдов для арфы, контрабаса и ударных (1965); «Concordanza» для ансамбля инструментов (1971); 3 струнных квартета (1971, 1987, 1987); «Музыка для клавесина и ударных инструментов из коллекции Марка Пекарского» (1972); «Detto-II» для виолончели и 13 инструментов (1972); Десять этюдов (прелюдий) для виолончели solo (1974); Концерт для фагота и низких струнных (1975); «Светлое и темное» для органа (1976); «Detto-I» — Соната для органа и ударных (1978); «De prolundis» для баяна (1978), «Юбиляция» для четырех ударников (1979), «In croce» для виолончели и органа (1979); «В начале был ритм» для 7 ударников (1984); «Quasi hoketus» для фортепиано, альта и фагота (1984) и др.

К области симфонических произведений Губайдулиной относятся «Ступени» для оркестра (1972); «Час души» для солирующих ударных, меццо-сопрано и симфонического оркестра на ст. Марины Цветаевой (1976); Концерт для двух оркестров, эстрадного и симфонического (1976); концерты для фортепиано (1978) и скрипки с оркестром (1980); Симфония «Stimmen… Verftummen…» («Слышу… Умолкло…» — 1986) и др.

Одно сочинение — чисто электронное, «Vivente — non vivante» (1970). Значительна музыка Губайдулиной для кино: «Маугли», «Балаган» (мультфильмы), «Вертикаль», «Кафедра», «Смерч», «Чучело» и др.

Желая посвятить себя только творчеству, она на всю жизнь избрала путь свободного художника.

Среди исполнителей музыки Губайдулиной — известнейшие музыканты: дирижер Геннадий Рождественский, скрипач Гидон Кремер, виолончелисты Владимир Тонха и Иван Монигетти, фаготист Валерий Попов, баянист Фридрих Липс, ударник Марк Пекарский и др.

Путь Губайдулиной в искусстве может быть обозначен словами из ее кантаты «Ночь в Мемфисе»:

«Свершай дела свои на земле по велению своего сердца».

Гость
СultVitamin