Клода Дебюсси часто называют отцом музыки XX века. Он показал, что каждый звук, аккорд, тональность могут быть услышаны по-новому, могут жить более свободной, многокрасочной жизнью, как бы наслаждаться самим своим звучанием, его постепенным, таинственным растворением в тишине. Многое роднит К.Дебюсси с живописным импрессионизмом: самодовлеющая красочность неуловимых, текуче-подвижных моментов, любовь к пейзажу, воздушная трепетность пространства. Не случайно он считается основным представителем импрессионизма в музыке. К.Дебюсси считал, что музыка подобна природе — естественностью, бесконечной изменчивостью и многоликостью форм:
«Музыка — как раз то искусство, которое ближе всего к природе… Только музыканты обладают преимуществом уловить всю поэзию ночи и дня, земли и неба, воссоздать их атмосферу и ритмически передать их необъятную пульсацию».
В качестве домашнего пианиста К.Дебюсси сопровождал в 1881 году в поездке по Европе русскую меценатку Надежду фон Мекк, а затем по её приглашению дважды посетил Россию. Так состоялось знакомство К.Дебюсси с русской музыкой, очень повлиявшее на формирование его собственного стиля.
«Русские дадут нам новые импульсы для освобождения от нелепой скованности. Они… открыли окно, выходящее на простор полей».
К.Дебюсси пленила красочность тембров и тонкая изобразительность, картинность музыки Н.Римского-Корсакова, свежесть гармоний у А.Бородина, а М.Мусоргского он называл своим любимейшим композитором: «Никто не обращался к лучшему, что в нас есть, с большей нежностью и большей глубиной. Он неповторим и останется неповторимым благодаря своему искусству без надуманных приёмов, без иссушающих правил».
Излюбленным жанром Клода Дебюсси была программная сюита — оркестровая и фортепианная. Это — как бы серия разнохарактерных картин, где статика пейзажей оттеняется стремительно-подвижными ритмами.
Мягкость натуры Клода Дебюсси, её открытость впечатлениям дополняли юмор и ирония. Они проявлялись не только в музыке, но и в метких высказываниях о композиторах, в письмах, в критических статьях. 14 лет К.Дебюсси был профессиональным музыкальным критиком; результатом этой работы стала книга «Господин Крош — антидилетант».
Пятиактная театральная мистерия «Мученичество Святого Себастьяна» была написана итальянским писателем Габриэле ДеАннуцио, а музыка к ней – Клодом Дебюсси.
Полная партитура К.Дебюсси в её первоначальном виде существует, но целиком произведение исполняется крайне редко. Чаще звучит четырёхчастная оркестровая сюита, озаглавленная «Fragments Symphoniques».
Её фрагменты (извините за тавтологию) звучат в исполнении фестивального оркестра Люцерна, солистов и Швейцарского камерного хора.
За пультом – основатель оркестра, дирижёр Клаудио АББАДО.