22 августа. День рождения Клода Дебюсси

22 августа. День рождения Клода Дебюсси Культ.Календарь
22 августа 1862 года родился выдающийся французский композитор Клод ДЕБЮССИ.

Клода Дебюсси часто называют отцом музыки XX века. Он показал, что каждый звук, аккорд, тональность могут быть услышаны по-новому, могут жить более свободной, многокрасочной жизнью, как бы наслаждаться самим своим звучанием, его постепенным, таинственным растворением в тишине. Многое роднит К.Дебюсси с живописным импрессионизмом: самодовлеющая красочность неуловимых, текуче-подвижных моментов, любовь к пейзажу, воздушная трепетность пространства. Не случайно он считается основным представителем импрессионизма в музыке. К.Дебюсси считал, что музыка подобна природе — естественностью, бесконечной изменчивостью и многоликостью форм:

«Музыка — как раз то искусство, которое ближе всего к природе… Только музыканты обладают преимуществом уловить всю поэзию ночи и дня, земли и неба, воссоздать их атмосферу и ритмически передать их необъятную пульсацию».

В качестве домашнего пианиста К.Дебюсси сопровождал в 1881 году в поездке по Европе русскую меценатку Надежду фон Мекк, а затем по её приглашению дважды посетил Россию. Так состоялось знакомство К.Дебюсси с русской музыкой, очень повлиявшее на формирование его собственного стиля.

«Русские дадут нам новые импульсы для освобождения от нелепой скованности. Они… открыли окно, выходящее на простор полей».

К.Дебюсси пленила красочность тембров и тонкая изобразительность, картинность музыки Н.Римского-Корсакова, свежесть гармоний у А.Бородина, а М.Мусоргского он называл своим любимейшим композитором: «Никто не обращался к лучшему, что в нас есть, с большей нежностью и большей глубиной. Он неповторим и останется неповторимым благодаря своему искусству без надуманных приёмов, без иссушающих правил».

Излюбленным жанром Клода Дебюсси была программная сюита — оркестровая и фортепианная. Это — как бы серия разнохарактерных картин, где статика пейзажей оттеняется стремительно-подвижными ритмами.

Мягкость натуры Клода Дебюсси, её открытость впечатлениям дополняли юмор и ирония. Они проявлялись не только в музыке, но и в метких высказываниях о композиторах, в письмах, в критических статьях. 14 лет К.Дебюсси был профессиональным музыкальным критиком;  результатом этой работы стала книга «Господин Крош — антидилетант».

Пятиактная театральная мистерия «Мученичество Святого Себастьяна» была написана итальянским писателем Габриэле ДеАннуцио, а музыка к ней – Клодом Дебюсси. 

Полная партитура К.Дебюсси в её первоначальном виде существует, но целиком произведение исполняется крайне редко. Чаще звучит четырёхчастная оркестровая сюита, озаглавленная «Fragments Symphoniques». 

Её фрагменты (извините за тавтологию) звучат в исполнении фестивального оркестра Люцерна, солистов и Швейцарского камерного хора.

За пультом – основатель оркестра, дирижёр Клаудио АББАДО.

Хотите знать о новых публикациях на сайте?

Предлагаем оформить подписку! Обещаем никогда не спамить. Взгляните на нашу политику конфиденциальности.


Поделиться в соц.сетях
Василий Строганов
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.