«Не много было столь же подлинно французских музыкантов, как этот итальянец, он один во Франции сохранил популярность в течение целого столетия» — писал Ромен Роллан.
Не получивший музыкального образования на родине, умевший к 14 годам лишь петь и играть на гитаре, Ж.Б.Люлли занимался в Париже композицией, пением, брал уроки игры на клавесине и особенно – на любимой им скрипке. Молодой итальянец, добившийся благоволения Людовика XIV, сделал при его дворе блестящую карьеру. Талантливый виртуоз, о котором современники говорили — «играть на скрипке как Батист», он скоро вошёл в знаменитый оркестр «24 скрипки короля».
А затем сам организовал и возглавил собственный малый оркестр «16 скрипок короля». В 1653 году Ж.Б.Люлли получил место «придворного композитора инструментальной музыки». Спустя 9 лет — он уже суперинтендант придворной музыки, а ещё через 10 лет — владелец патента на право основания в Париже Королевской академии музыки «с пожизненным пользованием этим правом и передачей его по наследству тому из сыновей, кто станет его преемником на посту суперинтенданта музыки короля». В 1681 году Людовик XIV удостоил своего любимца дворянскими грамотами и званием королевского советника-секретаря.
Творчество Ж.Б.Люлли развивалось преимущественно в тех жанрах и формах, которые сложились и культивировались при дворе «Короля-солнце». Прежде чем обратиться к опере, композитор сочинял инструментальную музыку, духовные произведения и музыку к балетным спектаклям. Постоянно участвуя в придворных балетах в качестве автора музыки, постановщика, актёра и танцора, Ж.Б.Люлли освоил традиции французского танца, его ритмоинтонационные и сценические особенности. Сотрудничество с Ж.Б.Мольером помогло композитору войти в мир французского театра, почувствовать национальное своеобразие сценической речи, актерской игры, режиссуры. И в период 1672-86 годов он поставил в Королевской академии музыки 13 лирических трагедий — «Кадм и Гермиона», «Альцеста», «Тезей», «Атис», «Армида», «Ацис и Галатея». Именно эти произведения заложили основы французского музыкального театра, определили тот тип национальной оперы, который на протяжении нескольких десятилетии господствовал во Франции.
Звучит Пассакалия из оперы «Армида» и «Марш для турецкой церемонии» из балета «Мещанин во дворянстве».
Играет камерный оркестр Мариинского театра.
Дирижёр — Илия ДЬЯКОВ.