«Мелодии Доницетти своей шутливой весёлостью радуют свет» — писал Генрих Гейне.
Кумир поклонников бельканто, он появился на оперном горизонте Италии в то время, когда «умирал» Беллини и молчал Россини. Обладатель неисчерпаемого мелодического дара, глубокого поэтического таланта и чувства театральности, Г.Доницетти создал 74 оперы, в которых раскрылась широта и разнообразие его композиторского дарования. Его оперное творчество необычайно разнообразно по жанрам: это социально-психологические мелодрамы, историко-героические драмы, лирико-драматические оперы. Особенно разнообразны его оперы, написанные в жанре buffa, музыкальные фарсы и комические оперы.
Оперы Г.Доницетти — плоды необычайно скрупулёзной работы композитора как над музыкой, так и над либретто. Будучи широко образованным музыкантом, он использовал произведения В.Гюго, А.Дюма-отца, В.Скотта, Дж.Байрона и Э.Скриба, сам пробовал писать либретто, прекрасно сочинял юмористические стихи. В сочинениях первого творческого периода весьма заметно влияние Дж.Россини. Хотя оперы неравноценны по содержанию, мастерству и проявлению авторской индивидуальности, в них Г.Доницетти предстаёт великолепным мелодистом. В период творческой зрелости он создаёт шедевры, навсегда вошедшие в историю музыки. Таковы — «Любовный напиток», «Дон Паскуале», «Лючия ди Ламмермур», где Г.Доницетти раскрыл все тонкости душевных переживаний любящего человека.
Интенсивность творчества композитора поистине уникальна: Лёгкость, с какой Г.Доницетти сочинял музыку, умение быстро уловить музыкальную мысль позволяли современникам сравнить процесс его творчества с естественностью плодоношения цветущих фруктовых деревьев. Равно легко композитор владел различными национальными стилями и жанрами оперного творчества. Помимо опер перу Гаэтано Доницетти принадлежат оратории, кантаты, симфонии, квартеты, квинтеты, духовные и вокальные сочинения.
Каватину Лючии из оперы «Лючия де Ламмермур» поёт Анна НЕТРЕБКО.
Вместе с ней – оркестр Санкт-Петербургской филармонии.
За пультом – Юрий ТЕМИРКАНОВ.