Граф Иоганн Николаус де ла Фонтэн и д´Арнонкур-Неустрашимый -отпрыск одного из знатнейших дворянских родов Европы. Рыцари-крестоносцы и поэты, дипломаты и политики из рода Арнонкуров играли немаловажную роль в европейской истории, начиная с 14-го века. По материнской линии Н.Арнонкур в родстве с семейством Габсбургов, но великий дирижёр не считал своё происхождение чем-то особенно важным.
Первая половина творческой жизни Николауса Арнонкура прошла под знаком Герберта фон Караяна. В 1952 году Г.Караян лично пригласил 23-летнего виолончелиста в возглавляемый им тогда Венский симфонический оркестр.
«Я был одним из сорока кандидатов на это место, — вспоминал Н.Арнонкур. — Караян меня сразу заприметил и шепнул директору оркестра, мол, этого стоит взять уже за то, как он себя держит».
Но годы, проведённые в оркестре, стали для Н.Арнонкура самыми тяжёлыми в жизни, и лишь только в сорок лет он начал серьёзную самостоятельную карьеру дирижёра. Политику, которую Г.Караян, всегда инстинктивно чувствуя в Н.Арнонкуре конкурента, проводил в его отношении, видимо, можно назвать банальной планомерной травлей: в Зальцбурге и Вене Г.Караян поставил условие: «Или я, или он».
В 1953 году Николаус Арнонкур и его жена Алиса, скрипачка того же оркестра, а также ещё несколько друзей основали ансамбль «Concentus Musicus Wien». Ансамбль, первые двадцать лет собиравшийся на репетиции в гостиной Арнонкуров, начал эксперименты со звуком: в музеях брались на прокат старинные инструменты, изучались партитуры и другие источники. И «скучная» старинная музыка зазвучала по-новому. Новаторский подход дал новую жизнь забытым и заигранным сочинениям. Его революционная практика «исторически информированной интерпретации» воскресила музыку времён ренессанса и барокко.
«Каждая музыка требует своего звучания», — таково было кредо Н.Арнонкура-музыканта. Отец аутентизма, он сам никогда не употреблял этого слова всуе.
Н.Арнонкур мыслил глобально. К числу наиболее значительных проектов, реализованных им в сотрудничестве с крупнейшими оркестрами мира, относятся и цикл симфоний Л.Бетховена, и цикл опер К.Монтеверди, и цикл кантат И.С.Баха. Он также был оригинальным интерпретатором музыки Д.Верди и Л.Яначека. А на свой восьмидесятый день рождения «воскреситель» старинной музыки подарил к тому же исполнение «Порги и Бесс» Д.Гершвина.
Биограф Николауса Арнонкура Моника Мертль как-то написала, что он, как и его любимый герой — Дон Кихот, как будто постоянно задаёт себе вопрос: «Ну, где тут следующий подвиг?».
И, конечно же, как всегда всевеличайший Иоганн Себастьян БАХ от Николауса АРНОНКУРА.