.
В детстве Николай Андреевич любил географию и мечтал стать моряком. А вот во время кругосветного путешествия хотел как можно скорее вернуться на сушу и посвятить себя музыке. На написание Симфонии №1, «Садко», «Снегурочки» композитора вдохновили народные легенды и мелодии, даже описания декораций и сценических подробностей он заимствовал из былин и заговоров.
Николай Андреевич родился в Тихвине. В детстве занимался с домашними учителями, изучая иностранные языки, литературу и математику. Об учёбе будущий композитор писал: «Читать я выучился не учившись, просто шутя; память у меня была превосходная: я запоминал целые страницы из читаемого мне матерью наизусть слово в слово, а арифметику стал понимать очень быстро».
«Музыку я не особенно любил, — продолжал Николай Андреевич, — или хотя и любил, но она почти никогда не делала на меня сильного впечатления или, по крайней мере, слабейшее в сравнении с любимыми книгами. Но ради игры, ради обезьянничанья… я пробовал иной раз сочинять музыку и писать ноты».
В двенадцатилетнем возрасте он поступил в Морской кадетский корпус в Петербурге. Там изучал военное дело, научился стрелять из пушки, чинить корабли, даже несколько раз выходил в открытое море и плавал на судне «Прохор», где капитаном был его брат Воин Римский-Корсаков. Также кадетам преподавали астрономию и математику.
В свободное от занятий время Николай посещал спектакли Мариинской оперы, а карманные деньги откладывал, чтобы покупать ноты. Его любимым композитором был Михаил Глинка. Он вспоминал: «Я, кажется, в первый раз ощутил непосредственную красоту гармонии… В Глинку я был влюблён».
С 1858 года Н.Римский-Корсаков стал брать уроки у пианиста Ф,Канилле, который привёл своего ученика в «Могучую кучку». Через год начинающий композитор взялся за свое первое крупное произведение — Симфонию №1.
С отличием окончив Морской кадетский корпус, Н.Римский-Корсаков был принят гардемарином на военный парусник «Алмаз» и три года плавал по морям, совершая кругосветное путешествие. Однако он скорее вернуться в Россию и продолжить занятия музыкой. И, наконец, появилась его первая симфония.
«Эта симфония, написанная в форме обыкновенных немецких симфоний, была первым опытом молодого, ещё с технической стороны неумелого, дарования. Первая и последняя её части… были слабейшими частями этой первой попытки на поприще симфонической музыки. Но в адажио и скерцо сказался сильный талант. В особенности адажио, построенное на народной песне про татарский полон, оригинальностью ритма… прелестью инструментовки… новизною формы и более всего свежестью чисто русских поворотов гармонии изумило всех и сразу явило в Римском-Корсакове замечательный симфонический талант», — так писал Пётр Ильич Чайковский.
С 1860-х годов Н.Римский-Корсаков стал помогать другим композиторам с редактурой их произведений. Вместе с Ц.Кюи он закончил оперу «Вильям Ратклиф», по завещанию А.Даргомыжского он дописал партитуру его оперы «Каменный гость». Редактировал Н.Римский-Корсаков и произведения своего близкого друга М.Мусоргского. Они снимали одну комнату и часто помогали друг другу, играли на одном рояле и даже составили график: «С утра часов до 12 роялем пользовался обыкновенно Мусоргский, а я или переписывал, или оркестровал что-либо вполне уже обдуманное. К 12 часам он уходил на службу в министерство, а я пользовался роялем… и дело устраивалось как нельзя лучше» — вспоминал композитор.
В 1871 году Николай Андреевич стал профессором по классам сочинения и инструментовки в Санкт-Петербургской консерватории. В эти же годы он начал преподавать в организованной Бесплатной музыкальной школе, а в 1874 году стал её директором.
По просьбе исследователя фольклора Тертия Филиппова в эти же годы он создал сборник русских народных песен со своим музыкальным сопровождением. Композитор стал изучать, по его словам, «наиболее древние… и в силу сущности своей сохранившиеся в наибольшей неприкосновенности» обрядовые и игровые языческие песни. Он использовал их во время работы над операми «Майская ночь» и «Снегурочка».
«Что бы это такое у нас было, когда бы не существовало Римлянина? Вычеркните его из нашего времени, и вся история новейшей русской музыки получила бы другой характер и физиономию, многих бы у ней рук и ног не было» — писал о Николае Римском-Корсакове критик Владимир Стасов.
Юйцзя ВАН играет «Полёт шмеля».