Более 100 работ Павла Филонова и его учеников представили в Новосибирском художественном музее

Более 100 работ Павла Филонова и его учеников представили в Новосибирском художественном музее Живопись

На выставке, которая проходит в рамках нацпроекта «Культура», представлены все периоды творчества русского авангардиста, основателя и теоретика аналитического метода в искусстве Павла Филонова и его последователей.

В рамках нацпроекта «Культура» в Новосибирском государственном художественном музее в 2020 году уже прошли выставки «Прекрасное в простом. Русский натюрморт XIX-XXI веков» из коллекции Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева и выставка «Лицо улицы: зрелищный плакат в городе» из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга.

— Выставка «Павел Филонов и его ученики» из коллекции Русского музея (Санкт-Петербург) стала заключительной в рамках нацпроекта «Культура» и это, на мой взгляд, хороший финал такого непростого года: она позволит новосибирцам и гостям города познакомиться с одним из самых загадочных представителей русского авангарда, — подчеркивает заместитель директора художественного музея по основной деятельности Юрий Яшкин.

Более 100 работ Павла Филонова и его учеников представили в Новосибирском художественном музее
Павел Филонов первый с лева

Павел Филонов — непростой для восприятия художник. Жесткой геометризации форм, приведшей искусство в тупик, он противопоставил необходимость изображать не только предмет, но и невидимые сложные внутренние движения в природе и духовном мире человека. Организм против механизма — так можно определить пафос его позиции. Одним из главных положений разработанного художником аналитического метода стал принцип сделанности, когда организм художественного произведения должен расти, как растет все живое в природе. Такая живопись — не состояние, а процесс, подобный биологическому.

— Его работы рождаются естественным образом — растут, мазок за мазком, накапливая живописную массу. Мы видим, как она изменяется, деформируется, как один цвет переходит в другой, — поясняет старший научный сотрудник Русского музея Людмила Вострецова.

Павла Филонова можно сравнить с Пабло Пикассо по масштабу творчества, по той концепции и живописной философии, которая была им предложена. Однако его имя не так широко известно публике, потому что главным направлением искусства в 1932 году был объявлен соцреализм, а Филонов и его ученики были названы формалистами и подвергнуты жестокой травле.

В выставочных залах Новосибирского государственного художественного музея представлены почти все периоды жизни и творчества художника и это позволяет проследить, как развивалась его идея аналитического искусства. В экспозицию вошли 18 живописных работ мастера и 41 графическая. Еще 48 работ знакомят зрителя с творчеством самых преданных учеников и последователей Филонова — Татьяны Глебовой, Алисы Порет, Бориса Гурвича, Софьи Закликовской, Всеволода Сулимо-Самуйло, Павла Кондратьева и других.

— Плеяда учеников говорит о том, что Павел Филонов не только обладал самобытным талантом, но и сумел оставить значительный след в истории, — отмечает заместитель министра культуры Новосибирской области Григорий Милогулов. — Хочется, чтобы эта выставка получила своего зрителя. В художественном музее безопасно, поэтому желаю вам посетить выставку с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических норм и получить настоящее удовольствие от соприкосновения с творчеством Павла Филонова и его последователей.

Выставка «Павел Филонов и его ученики» проходит с 9 декабря 2020 года по 21 февраля 2021 года в выставочных залах Новосибирского государственного художественного музея по адресу ул. Свердлова, 10.

Павел Филонов. Грезы о невозможном

Среди самых громких имен русского авангарда Павел Филонов занимает особое, фундаментальное место. Он, как каменный утес, возвышается над равниной русской культуры. Филонов – художник, обладающий ярко выраженным индивидуальным стилем, создатель новой фактуры и пластики рисунка, основатель и идеолог аналитического искусства, оказавший огромное влияние на своих современников и на все следующие поколения.

Вглядываясь в фигуру мастера, вдумчивый зритель может обнаружить настоящего интеллектуала и самобытного художника-исследователя. Филонов ставил перед собой глубинные вопросы творчества – он искал первоосновы изображений за многовековыми культурными напластованиями школ и течений. В дерзновенном творческом акте он стремился открыть архаичную свежесть образов.

Павел Филонов. Биография. Грезы о невозможном
«Одиннадцать голов» 1930

Становление

Родился Павел Николаевич Филонов в московской небогатой мещанской семье, 27 декабря 1882 года (по ст. с.) или 8 января 1883 года (по н.с.) и происхождение имел сугубо рабоче-крестьянское, что ему очень пригодилось после революции. Отец, бесфамильный крестьянин Николай Иванов, родом из Тульской губернии, работал извозчиком в Москве, а мать была прачкой.

В 1897 году Павел с отличием закончил церковно-приходскую школу и поступил в рисовальные классы Императорского общества поощрения художеств, а после нее, с 1903 года, учился живописи в частной школе художника Дмитриева-Кавказского. Одновременно с учебой он работал на живописно-малярных работах – оформлял помещения, склады, вывески, витрины. Это была обычная работа для начинающих художников из бедных семей.

В 1905 году, Филонов отправился в путешествие по России и далее до Иерусалима. Путешествие длилось около двух лет и дало художнику массу наблюдений и впечатлений на последующие годы. Именно тогда в голове мастера начали рождаться идеи о необходимости преображения искусства и придания ему статуса духовного путеводителя. Он хотел продолжить в живописи мощный мессианский пафос литературы XIX века.

Так в будущем и вышло – в начале ХХ века русское мессианство проросло в живописи художников-авангардистов. Концепции Казимира Малевича, Владимира Татлина и самого Филонова выросли из понимания искусства как духовной сущности, влияющей на основные постулаты бытия.

В паломнической поездке Филонов изучал различные труды по истории живописи, иконографии, философии, этнографии и биологии. Даже в молодом возрасте это был человек широкого кругозора и аналитического мышления.

В те годы в творчестве художника видны мотивы тревоги, смирения и осмысления. Он пророчески чувствовал Апокалипсис и пребывал в покаянных раздумьях. В творчестве он использовал этнографические и евангельские сюжеты – в частности, несколько раз переписывал картину «Поклонение волхвов». Что-то глобальное тревожило Филонова в те годы. Видя революционные перспективы проповеди искусства, его традиционная вера в Бога начала сдвигаться в сторону веры в Человека. Тогда это происходило со многими деятелями русского авангарда.

Павел Филонов. Биография. Грезы о невозможном
«Волхвы» 1914

По приезду из паломничества Павел Николаевич сделал две попытки поступить в Петербургскую Академию художеств, но оба раза у него это не получилось. И только с третьей попытки он был принят на правах вольнослушателя. Но учеба не задалась – Филонов, уже тогда друживший с петербургскими авангардистами, не признавал «генеральную линию» академической живописи и пытался проявлять свободомыслие, что не приветствовалось среди преподавательского состава. Ректор даже говорил, что Филонов своими картинами развращал соратников. В 1910 году, отучившись два года, Павел Николаевич покинул стены Академии и примкнул к группе художников «Союз молодежи».

Союз молодежи

«Союз молодежи» – первое в России объединение художников-авангардистов, созданное Михаилом Матюшиным и его женой Еленой Гуро в 1909 году. На выставках «Союза», которые устраивались ежегодно с 1910 по 1914 год, принимали участие самые именитые новаторы тех лет от живописи: Давид Бурлюк, Михаил Ларионов, Ольга Розанова, Наталья Гончарова, Владимир Татлин, Илья Машков, Варвара Бубнова и другие.

В годы сотрудничества с «Союзом молодежи», а длилось оно до 1914 года, Филонов написал свои известные работы: «Головы», «Пир королей», «Крестьянская семья», «Мужчина и женщина» и начал разработку концепции живописи будущего. В 1912 году вышла его статья «Канон и закон», где он четко сформулировал фундаментальные принципы аналитического искусства – «от частного к общему» и антикубизм. В статье Филонов провозгласил уход от академических принципов и обозначил свое движение в направлении свободного искусства. Он поставил закон жизни, с ее постоянным движением, выше любых канонов, сдерживающих свободный поиск творческой личности.

Павел Филонов. Биография. Грезы о невозможном
«Головы» 1910
Павел Филонов. Биография. Грезы о невозможном
«Мужчина и женщина» 1913
Павел Филонов. Биография. Грезы о невозможном
«Крестьянская семья» 1914

В начале десятых годов Филонов познакомился, а затем и сильно сблизился с поэтом Велимиром Хлебниковым. Два таких разных гения имели в своей глубине нечто общее – духовно близкое понимание архиважности первооснов для любого творчества. Об их взаимовлиянии говорят графические работы Хлебникова и литературные опыты Филонова. В то время Павел Николаевич написал портрет Хлебникова (ныне утерянный), иллюстрировал его книгу «Изборник» и создал поэму «Пропевень о проросли мировой». Хлебников высоко оценил незаурядный литературный талант друга и очень тонко вывел Филонова в загадочном рассказе «Ка».

В своей единственной поэме Филонов искал все те же первоначальные смыслы, изучал фактуру и пластику слов, создавал характерные неологизмы. Михаил Матюшин даже считал, что именно в стихах Филонов достал из бездн человеческого духа те огненные зерна, из которых и пророс его аналитический метод.

Филонов и Хлебников, несмотря на их колоссальный размах и безудержную глубину, так навсегда и остались чудаковатыми маргиналами. Они стали маяками не для широких масс, а для избранных, свободных духом искателей настоящего живого творчества. Хлебников стал поэтом для поэтов, Филонов – художником для художников.

В начале 1914 года Павел Николаевич со своими соратниками инициировал выход манифеста «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков «Сделанные картины»». В этой декларации Филонов развил идеи аналитического искусства и довел их до завершенного концепта. Суть его метода выражалась в пронзительном взгляде внутрь, в самую суть вещей. По замыслу Филонова, художник должен был четко изображать каждый атом и органично вводить в него цвет, точно также как тепло входит в тело. Ведь именно так действует природа, выращивая мельчайшую частичку клетчатки и наделяя ее своим цветом.

Удивительно, но Филонов, презрительно относившийся к академическому искусству, так и не влился в ряды авангардистов. Его отличала тяга к жесткому экспрессионизму немецкого образца, жутковатый трагизм и рефлексия, тогда как авангардисты равнялись на французский фовизм, кубизм и импрессионизм. Филонов был ближе к Кирхнеру, Нольде и в целом, к группе «Мост».

В 1915 году Филонов написал полностью беспредметную картину «Цветы мирового расцвета», давшую начало его экспериментам в этом направлении. Но не ради формы, не имеющей для мастера значения, а только ради цвета и его воздействия. Павел Николаевич считал любую форму несущественной, для него имел значение только цвет.

Павел Филонов. Биография. Грезы о невозможном
«Цветы мирового расцвета» 1915

И хотя на поле беспредметности уже успешно работали Василий Кандинский и Михаил Ларионов, Филонов внес в беспредметность иное, новое понимание цветовых сочетаний, всполохов и переходов.

Новая эра

С 1916 по 1918 годы Филонов провел на фронтах Первой мировой войны, где втянулся в революционную деятельность и едва не вошел в ряды зарождающейся номенклатуры. Он обладал незаурядными деловыми качествами, а организаторские таланты и личная скромность Павла Николаевича всегда вызывали большое уважение у окружающих. Но чиновником он не стал и выбрал путь «чернорабочего от искусства».

Оставив карьеру политика, он в 1918 году вернулся в Петроград и принял участие в грандиозной выставке, которая проходила в Зимнем дворце и демонстрировала художников всех направлений. Филонов представлял картины, входящие в цикл «Ввод в мировой расцвет», среди которых особенно выделялись «Мать» и «Победитель города».

Павел Филонов. Биография. Грезы о невозможном
«Мать» 1916

В 1919 году, хлопотами друзей Павлу Николаевичу удалось получить небольшую комнату в общежитии литераторов. В ней художник прожил до самой смерти.

В начале двадцатых годов Филонов создал уникальную художественную школу – МАИ (школа мастеров аналитического искусства). За преподавание он не брал никаких денег и полностью отдавался своему детищу. Вокруг мастера сплотился дружный коллектив верных последователей. Все были переполнены новыми идеями и смотрели в будущее с нескрываемым энтузиазмом. В то время Павел Николаевич написал свои знаменитые работы «Формула весны» и «Живая голова».

Павел Филонов. Биография. Грезы о невозможном
«Формула весны» 1929
Павел Филонов. Биография. Грезы о невозможном
«Живая голова» 1926

Но уже в конце двадцатых годов живопись Филонова и его аналитический метод были заклеймены советской властью как буржуазные, отсталые и вредные для молодой страны, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Мастера больше не приглашали на выставки, а если и вспоминали о нем, то только как пример упрямого художника-формалиста. Планируемая персональная выставка Павла Николаевича в 1929 году не состоялась. Руководство Русского музея побоялось показывать столь одиозного художника широким массам и ограничилось закрытым просмотром.

Последнее десятилетие своей жизни Филонов влачил жалкое существование подпольного юродивого бессребреника, и только вглядываясь в его гениальные полотна можно почувствовать какие откровения посещали мастера и каких высот достигал его свободный дух.

Умер Филонов 3 декабря 1941 года во время блокады. Холодной зимой он тушил на крыше дома зажигательные бомбы, простудился и заболел воспалением легких. Истощенный организм не смог справиться с болезнью. Досок, чтобы соорудить гроб, у родственников не было, и поэтому, в течение нескольких дней, великий художник лежал на столе в своей маленькой комнатушке, накрытый своей же гениальной картиной «Пир королей».

Павел Филонов. Биография. Грезы о невозможном
«Пир королей» 1913

Полное забвение продлилось и после смерти Павла Николаевича. Только в 1967 году была устроена первая персональная выставка художника в новосибирском Академгородке стараниями ученых-генетиков. Они увидели в Филонове своего собрата-исследователя, человека науки, стремящегося и увлекающего других к постоянному саморазвитию. Да он и был ученым, открывшим объективные законы неведомой реальности.

Аналитический метод Павла Филонова был научным поиском вневременных и внепространственных закономерностей. Многие свои картины он назвал формулами и оставил их потомкам для детальной расшифровки. Филонов дерзал открыть глобальные законы развития Космоса.

Павел Филонов. Биография. Грезы о невозможном
«Формула Вселенной» 1922

Грезы о невозможном

Своими миросозерцанием Филонов близок к другим художникам, склонным к философскому осмыслению окружающего мира – Дюреру, Босху, Ван Гогу, Мунку. В сюжетах картин Павла Николаевича явно прослеживается непрерывное размышление над социальными процессами, ожидание краха человеческой цивилизации и глобальное ощущение неправды. Все та же боль о несовершенстве общества и бесконечная мечта о справедливости, тысячелетиями сводящая с ума всех без исключения истинных творцов. Филонов жил и работал с ощущением «присутствия при окончании мира», как точно подметил атмосферу того времени Георг Гейм, яркий немецкий поэт-экспрессионист.

В молодой стране, где государственной идеей и было построение общества справедливости, романтизм Филонова тоже пришелся не ко двору. Его мечты не совпадали с устремлением большинства. Комфортное и сытое существование, так желаемое основной массой, он категорически отвергал и жил жизнью аскета. Не имея никаких доходов, он бесплатно продолжал обучение своих учеников. И даже в самые трудные и голодные времена он не продал иностранным коллекционерам ни одной своей работы, считая, что все его картины принадлежат государству. Благодаря этому мы сейчас имеем практически полное собрание работ Павла Николаевича.

Павел Филонов. Биография. Грезы о невозможном
«Человек в мире» 1925

Филонов создавал картину так, как демиург создает миры. Холст для него был всего лишь инструментом, местом выплеска размышлений о фундаментальных жизненных процессах. С помощью кистей и красок он выражал возможную альтернативу окружающему его мировоззрению. Он мечтал пересоздать мир на новых основаниях и мучительно продумывал концептуальные формы. Такой стиль работы постепенно преображает самого творца и напоминает алхимическое делание.

Постоянное обращение Филонова к вневременным идеям и глубинным архетипам напоминало работу иконописца. Также как в иконах, эстетическая значимость образов соседствует у мастера с многочисленными символами, знаками и метафорами. Пребывая в постоянном поиске, Филонов преодолевал время и пространство, находил необходимое зерно и выращивал из него фантастические образы неведомой реальности.

Когда Филонов работал с пространством, он разворачивал круговую панораму мира и прививал зрителю более широкий взгляд на предметы – взгляд с разных сторон одновременно. Ведь именно так природа видит саму себя. Именно так в постоянном росте, изменении и преображении являет себя жизнь.

Также Филонов рассматривал и время – как единое основание движения процессов. Он соединял потоки прошлого, настоящего и будущего в единый сплав веков. И выстраивал путь, доступный пониманию лишь немногим. Художник видел себя путником, шествующим из античности в мир светлого будущего, и философом, созидающим основы нового мира. Мира раскрытия красоты души человеческой.

Он показал всем ищущим и думающим людям «Ввод в мировой расцвет».

Павел Филонов. Биография. Грезы о невозможном
«Композиция. Корабли» 1913
Павел Филонов. Биография. Грезы о невозможном
Павел Филонов

Поделиться в соц.сетях
Гость
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.