Евгений Германович Водолазкин — русский писатель и литературовед. Специалист по Древней русской литературе, доктор филологических наук и сотрудник Пушкинского Дома. Ученик Дмитрия Лихачева.
Евгений Водолазкин ворвался в современную литературу неожиданно. Первый же его роман «Соловьев и Ларионов» в 2010 году вошел в «шорт лист» «Большой книги», а второй роман — житие «Лавр», по мнению многих критиков и даже писателей, стал главным литературным событием 2012 года. Это произведение стало лауреатом многих литературных конкурсов, в том числе премии «Большая книга», и книжной премии «Ясная поляна» в номинации «XXI век». Это говорит о признании её не только со стороны читателей, но и со стороны филологов и литературоведов. По версии газеты Guardian, роман Евгения Водолазкина «Лавр» вошёл в топ-10 лучших книг мировой литературы о Боге. А в 2016 году архиепископ Кентерберийский Роуэн Вильямс посвятил роману «Лавр» выступление: «A Curious Novel: Postmodernism and Holy Madness». Книга переведена более, чем на тридцать иностранных языков, ей посвящены серьёзные исследовательские работы.
И уже в мае 2019 года в Государственном драматическом театре «На Литейном» по этому роману состоялась премьера спектакля.
Серьезная, необыкновенная книга жизнеописания жития древнего целителя рассказывает о рождении и жизненном пути знахаря, ставшего святым. Путь от светловолосого мальчугана Арсения до седого старца-праведника Лавра долог и тяжёл. Действие происходит в XIV веке.

Люди сталкиваются друг с другом, они налетают друг на друга, как атомы. У них нет собственной траектории, и оттого их поступки случайны. Но в совокупности этих случайностей есть своя закономерность, которая в каких-то частях может быть ожидаема. Полностью же ее знает лишь Тот, Кто все создал.
Так и Арсений — единственный ребёнок у родителей во время мора от чумы был отдан своему дедушке Христофору, который стал для него другом. Любознательный и любимый внук своего дедушки-травника, которого тот обучил грамоте, знанию трав и снадобий и врачеванию. Спустя годы, смерть деда превратила житие Арсения в пустоту. Жизнь вроде бы оставалась, но наполнения уже не имела. Но он продолжил дело своего деда — лечить людей. Они были единственным связующим звеном с жизнью для Арсения. Люди приходили к нему за спасением. И спасением были для него самого.
Во время очередной эпидемии чумы к нему в дом постучалась юная девушка Устина, которая была больна. Излечив от недуга, Арсений почувствовал, что Устина стала любовью для него, а любовь — Устиной.
Он прятал ее от всех. Ему было достаточно того, что к его миру никто не прикасался. Миру, где существовали только он и Устина.
Их тайная любовь, страх огласки, гибель их сына в утробе матери и страшная смерть Устины в родах на время лишило Арсения рассудка.
От горя души нередко черствеют, и тогда они мало кого узнают после смерти.
«..Хочу ли я, — думал Арсений, — все забыть и отныне жить так, будто я только что появился на свет, но уже не маленьким, а как бы сразу большим? Или так: помнить из прошлого только хорошее; ибо памяти свойственно избавляться от мучительного..»
Все это дало начало его новой жизни, новому пути. Вся жизнь Арсения была отдана невенчаной жене и желанию отмолить ее душу. Арсений сокрушается и винит себя в смерти Устины и в том, что она умерла так и не успев причаститься. Он поклялся искупить грех.
Лечить и служить людям. И жить жизнью за двоих. Много лет он пытался служить спасению Устины, помогая людям, облегчая им страдания, спасая их жизни. И он постоянно ждал какого-то знака, который указал бы ему, что он идёт в правильном направлении. Совершивший одну единственную ошибку, Арсений отдавал себя Устине, изнуряя своё тело. Но отказ от тела — это ещё не все. Как раз это и может привести к гордыне. Он отказался и от своей личности, став юродивым Устином. Юродивый должен претерпеть страдание.
«Во дни раб Божий Устин мирови смеётся, нощию же мир оплакивает».
И, когда много лет спустя, познакомившись с итальянцем Амброджо, – который видел будушее, – он вновь стал Арсением. И вместе с новым другом они пустились в долгий и опасный, но очень интересный путь паломников до Иерусалима, чтобы вернувшись Арсений стал монахом по имени Лавр.
Путешествуя вместе с ними до стен Иерусалима, ты проживаешь все моменты знакомства с каждым новым городом, общаешься с людьми разных национальностей. Приключения, которые с ними происходят, заставляют волноваться и переживать за исход их миссии.
« ..Вы, русские, очень любите говорить о смерти. И это отвлекает вас от устройства жизни..»
Это неспешное чтение. Каждый абзац, каждый диалог заставляет остановиться и подумать, а может, вспомнить похожие ситуации или возможности.
Во время паломничества в Иерусалим, Арсений, гуляя по Венеции и испытывая глубокое волнения от этого города, встретил печальную девушку. Сам пребывая в печали, Арсений, тронутый грустью девушки, заговорил с ней. И эта удивительная беседа позволила им, незнакомым друг другу людям, облегчить своё душевное состояние. Иногда легче говорить, когда тебя не понимают.
— Мир ти, чадо, я хотел лишь узнать, не покинула ли тебя жизнь.
— Меня зовут Лаура, и я не понимаю твоего языка..
.. «Не ищи ответа в странствиях, не увлекайся горизонтальным движением, думай о вертикальном, думай о душе своей, что, проходящих столетиях, связь времен не распадается и конец света никогда не наступит, что прошлое создаёт будущее, ибо это навеки вечное, ибо «Бог сохраняет всё; особенно — слова прощенья и любви».
Жизненный путь Арсения идёт по двум направлениям: вертикальной, которая указывает на силу его любви и души, и горизонтальной, выражающей его земной опыт, приобретённую мудрость и искусство врачевания. Эта книга о неизбывности вины и неизбежности прощения. Следование за главным героем сквозь пространство времени не оставляет равнодушным. А его мысли и поступки заставляют думать, искать ответы и восхищаться.
Это исторический средневековый роман с элементами постмодернизма. Рассказанная современным, но перемежающимся с древнерусским, языком. Автор органично вплетает строки из Священного писания на старорусском языке с современным изложением будней героев.
Великолепная иллюстрация средневекового мира, где в большей степени показаны люди того времени с их помыслами и верой. Живописная природа и архитектура дополняют картину. Знания и ремесло соседствует с невежеством и с суевериями того времени. А мудрость присуща людям юродивым. На страницах романа присутствуют такие вечные основы мироздания, как любовь, сострадание и жертвенность.
«Лавр», действительно, внеисторический роман. «Неисторический», как назвал его сам писатель. Стиль автора в романе разомкнул одномерность времени, знание древнерусской истории, дало свободу показать реалии старославянской жизни. И вневременное проявление Водолазкин точно знает, как показать. Соединение разных эпох погружает в почти медитативное состояние. А захватывающая интрига, мягкий и тонкий юмор и мистические вкрапления – все это и даёт понять, что время и его власть, любые рамки, которые демонстрируют человеческую ограниченность, только видимость, что делает композицию ясной, не обремененной ответвлениями. А стиль повествования прозрачным и свободным. Соединения языков и времени можно встретить на таких примерах: «..Их встречал Безолозерск, главный город княжества. Сани сквозили сквозь темные улицы. Арсений еще никогда не видел таких длинных улиц и таких высоких домов. О высоте домов он мог судить по свечению верхних окон”. Или, ещё пример: «.. В середине апреля снег начал таить и сразу стал старым и облезлым. Из-под снега полезла вся лесная неопрятность– прошлогодние листья, потерявшие цвет обрывки тряпок и потускневшие пластиковые бутылки. В мае Устина сменила сапоги на лапти, сплетенные Арсением…»
Как только люди научились письменности, было написано множество книг. Уникальных, ценных, интересных и не очень. Есть множество произведений, о которых ты больше и не вспомнишь после прочтения, но есть такие, как роман «Лавр». Это медленное погружение в мир людей, которые родились задолго до тебя, мир, который заполняет тебя изнутри тёплым сиянием. Роман пускает корни в твою душу и ты прорастаешь сначала только мыслями, но, оглядываясь на собственную жизнь, ты прозреваешь. Это та самая книга, которая никогда не отпустит и которую ты никогда не забудешь.
Евгений Водолазкин написал роман о том, как, следуя осознанной цели, человек может спастись сам и спасти тех, кто рядом и кому это нужно. Роман о человеке, готового пожертвовать самим собой ради спасения другой жизни и души. Этот роман — попытка автора противопоставить способность к жертвенности культу успеха и материализма современного общества.
И как сказал член жюри премии «Ясная Поляна» Валентин Курбатов: «Это роман о Боге в жизни человека»