Ушел Роман Виктюк

Ушел Роман Виктюк Культ. Публикации

«ОН всё, что было и есть у меня подлинного, настоящего, истинного, небесного. Он тот, ради которого и у которого стоило учится, но сам он до последней секунды оставался учеником. Он всегда был и остаётся до сих пор самым смелым из всех. Он мог говорить обо всем дотрагиваясь до звёзд, а не падая в бездну. Его истертые крылья неустанно неслись в самую ввысь, и не раз он брал меня с собой. И сейчас они со мной, и будут со мной всегда, он навсегда со мной, мой ангел. Он всегда был вечностью, он всегда был Красотой. Красота не умирает никогда…»

Вячеслав Стародубцев-Главный режиссер НОВАТ опера I балет

Ушел Роман Виктюк

Человек Серебряного века. Памяти Романа Виктюка

РИА Новости, Павел Сурков. Смерть Романа Виктюка — потеря для отечественного театра неоценимая и вообще плохо рефлексируемая. Он собирал вокруг себя людей исключительно неравнодушных. Творчество Виктюка или горячо принималось, и тогда человек навсегда становился его поклонником, или же, напротив, яростно отрицалось, и тогда тот или иной критик становился в жесткую оппозицию. Но оставаться в стороне, не замечать Виктюка в театральном мире было просто невозможно.Его творческая манера — откровенность, замешанная как на провокативности, так и на остроте — четко определялась тем, какие сюжеты Виктюк выбирал для постановки. На его «Татуированную розу» во МХАТе в 80-е годы билетов было не достать: за контрамарку «на Виктюка» порой давали два билета в Большой театр, настолько он был актуален и настолько популярен. А про «Утиную охоту», которую Роман Виктюк поставил в 70-е в Студенческом театре МГУ, до сих пор ходят легенды.

https://youtu.be/zdZIM4d1g1w

Безусловно, одним из самых громких его спектаклей стали знаменитые «Служанки» в «Сатириконе». Торжество эксцентрики, пластики, невероятных костюмов! Зрелище было, конечно, практически невиданное для классической театральной публики: четверо мужчин, которые играли женские роли, скрытые за ярким гримом а-ля кабаре, знаменитые юбки, и, конечно, неповторимый Константин Райкин, сыгравший Соланж.

Великолепная музыка — микс из песен Далиды, Supertramp и «Реквиема» Верди. «Служанок» ругали, «Служанками» восхищались, «Служанки» объездили практически весь театральный мир, собрали какое-то невероятное количество призов и отзывов — и оставались одним из главных спектаклей Виктюка.

Константин Райкин и Александр Корженков в спектакле Служанки по пьесе Жана Жене в постановке Романа Виктюка. Театр Сатирикон. 1990 год

Константин Райкин и Александр Корженков в спектакле «Служанки» по пьесе Жана Жене в постановке Романа Виктюка. Театр «Сатирикон».© РИА Новости / Дмитрий Донской

Сцена из спектакля Служанки

Сцена из спектакля «Служанки», режиссер Роман Виктюк.© РИА Новости / Владимир Вяткин

Роман Виктюк мастерски подбирал себе соратников — актеров и членов постановочной группы, которые в полной мере становились его соавторами. Так, эксцентрика «Служанок» была усилена Валентином Гнеушевым, знаменитым хореографом и цирковым режиссером. А когда спектакль был в очередной раз возрожден, уже в 2000-е годы, то вторым режиссером постановки стал Александр Зуев, один из исполнителей первой редакции «Служанок».Его манеру было легко пародировать — чего стоит знаменитый кавээновский скетч про «Колобка» в постановке Романа Виктюка, вошедший в народ как «Юбку зайцу!».

https://youtu.be/XGLTiYbb_8Y

Но при этом другой Виктюк был совершенно невозможен. Он был уникален и в своем режиссерском видении, и в точности сценографии, и в той страсти, которая в прямом смысле водопадом лилась на зрителя во время любого его спектакля.Естественно, у Виктюка было его собственное время, точный исторический период, к архитектонике и атмосфере которого он тяготел. Это был Серебряный век, который Роман Григорьевич прекрасно знал, любил и с которым был неразрывно духовно связан. Сологуб, Мандельштам, Цветаева — все это была его среда, его атмосфера, фактически его далекие вдохновители. Да и он сам был продолжателем дела экспериментальных студий Серебряного века, когда, казалось, можно было сделать в искусстве все без исключения, любой эксперимент, нет табу — была бы искренность, страсть и откровенность.

Роман Григорьевич Виктюк

Театральный режиссер Роман Виктюк.© РИА Новости / Владимир Вяткин

Виктюк ,Морозова , Добрынин после окончания спектакля Мастер и Маргарита

Режиссер Роман Виктюк (слева) и исполнители главных ролей Елена Морозова (справа) и Николай Добрынин после окончания спектакля «Мастер и Маргарита» по роману Михаила Булгакова в Театре Романа Виктюка.© РИА Новости / Дмитрий Коробейников

При этом он был вне политики, всегда подчеркивал, что не был и не будет «человеком системы» — в любом из ее пониманий. У него были исключительно собственные представления о главном и прекрасном, о том, что действительно ценно и для него самого как для режиссера, и для зрителя — его главного адресата.Он специально почти не касался театральной классики. Представить, например, всего Шекспира или Чехова в постановке Виктюка было невозможно: хотя бы потому, что мэтры драматургии так или иначе давали режиссерам заложенные в тексте, в ремарках постановочные подсказки. А Виктюку подсказчики были не нужны. Поэтому, выбирая между классикой или, скажем, пьесами Робера Тома или Эдварда Радзинского (с которым дружил еще с 70-х годов), он, конечно, отдавал предпочтение современной драматургии. Шекспировский текст «Ромео и Джульетты» превращался у него в «R&J», фактически любовную фантасмагорию, сдобренную элементами гротеска — не так, как написано, а так, как прочувствовано.

Серебряный век не покидал его творчество буквально до последних дней: афиша Театра Романа Виктюка по-прежнему содержит и «Федру» Марины Цветаевой, и «Мелкого беса» Сологуба, и недавнюю премьеру — «Отравленную тунику» Николая Гумилева (она, увы, стала последней постановкой мастера). И в этом тоже есть некоторая символичность — что его завершающей, по сути, итоговой работой стал текст человека, отличавшегося исключительным бесстрашием. И ровно так же, как и Виктюк, не снискавшего о себе неполярных мнений: Гумилева тоже либо обожали, либо ненавидели.

Он называл своих актеров и свои спектакли «детьми», да и относился к ним ровно так же — с любовью, заботой, но при этом и со вполне ожидаемой критикой, ни на секунду не позволяя себе почивать на лаврах. Работоспособность Романа Григорьевича поражала: он умел выдавать по несколько премьер в год.Возраст, казалось, был над ним не властен — он был все так же требователен к собственным артистам, а порой и безжалостен к самому себе.Сколько проживут спектакли без своего создателя и как сохранить уникальный виктюковский почерк — сейчас предположить невозможно. Но то, что Роман Виктюк абсолютно уникален, незабываем и неповторим — это бесспорно. Просто сейчас его талант понадобился там, где уже давно собрались его любимые драматурги — в лучшем из миров. Там, где Серебряный век длится вечно.

«ЧП с женой Пашиняна» и кейс с Пеговым — война в разгаре — партнерский материал
Багдасаров раскрыл хитрый план Эрдогана — партнерский материал
Ушел Роман Виктюк


Поделиться в соц.сетях
Гость
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.