Кинематограф под крылом рояля

Алексей Гориболь Кино
В феврале в одном из пространств «Победы» состоялся концерт Алексея Гориболя, который представил свою авторскую программу «Соло-рояль в российском кинематографе». Музыкальный критик Елена Истратова сказала: «Алексей Гориболь — это человек-событие. Первая же встреча с ним становится незабываемой». И это действительно так!

Оксана Гайгерова: Алексей, вы очень отличаетесь от всех ваших коллег-пианистов. Вы — победитель международных конкурсов камерной музыки, популяризатор произведений композиторов ХХ—ХХI веков, выдающийся российский пианист, покоряющий сегодня своим мастерством и поистине неповторимым звуком самые престижные концертные площадки мира (помимо Москвы и Санкт-Петербурга, это и Carnegie Hall (Нью-Йорк), John F. Kennedy Center for the Performing Arts (Вашингтон), Konzerthaus (Вена), Wigmore Нall (Лондон), Берлинская филармония, Gewandhaus, (Лейпциг), Concertgebouw (Амстердам). Но при этом, я думаю, многих поразит тот факт, что в свое время вы окончили Московскую консерваторию по классу… контрабаса! 

Кинематограф под крылом рояля

АЛЕКСЕЙ ГОРИБОЛЬ: Так сложились обстоятельства, что в специальной музыкальной школе имени Гнесиных на фортепианном отделении места для меня не нашлось. Поэтому возник контрабас. Но удивительно, что, осваивая этот инструмент, уже тогда в детстве, я никогда не воспринимал себя не пианистом. По общему фортепиано я заканчивал школу программой, которую обычно играют на фортепианном отделении. Надо отдать должное моему педагогу — Зинаиде Вячеславовне Францевич, которая, видя мою любовь и предрасположенность к фортепиано, очень ответственно со мной занималась. Но ведь многое в жизни происходит неслучайно! Если бы не контрабас, то позже, в консерваторские годы, я не попал бы в ансамбль к Святославу Рихтеру, который оказал на меня серьёзное влияние. Представляете, какая это была удача?
Я благодарен каждому педагогу, который встретился на моем пути. В консерватории это была Нина Никитична Мусенян, супруга и творческий партнёр легендарного виолончелиста Даниила Шафрана. Она привила мне вкус и любовь к дуэтному — виолончель и фортепиано — репертуару. Мы проходили сонаты Бетховена, Брамса, Дебюсси, Шостаковича, Шнитке и многих других. Я очень хорошо был знаком с Натальей Шаховской — выдающимся профессором Московской консерватории, выпустившей целую плеяду знаменитых виолончелистов нашей страны. Она готовила нас с виолончелистом Олегом Ведерниковым к конкурсу в Италии, который мы выиграли. Мы занимались с Натальей Николаевной почти в ежедневном режиме около двух месяцев, и это были незабываемые встречи.
Возвращаясь к контрабасу, можно сказать, что у меня в каком-то смысле есть некоторое преимущество перед другими пианистами: я, наверное, точнее понимаю и слышу специфику струнно-смычковых инструментов. И, вероятно, поэтому многие отмечают, что в моей игре присутствуют оркестровые краски. 

Алексей, я знаю, что вы не только исполнитель, но и яркая, креативная личность, формирующая, развивающая вокруг себя наше культурное пространство. Вы — генератор идей новых творческих форматов, которые потом подхватываются другими музыкантами, создатель уникальных тематических циклов и фестивальных проектов, где музыка объединяется с поэзией, театром, кино, живописью. Прекрасно владея словом, вы сами ведете свои концерты, погружая слушателей, зрителей в широкий культурно-исторический контекст, частью которого являетесь сами. 

Да, я сам веду многие свои концерты. Этот формат в какой-то степени был мне подсказан примером великой Веры Васильевны Горностаевой — пианистки, профессора Московской консерватории, публициста, музыкально-общественного деятеля. Вера Васильевна предваряла свои концерты невероятно интересными преамбулами, подобно Белле Ахмадулиной, превращая каждый свой рассказ в удивительное, захватывающее эссе. Я увидел, как можно соединять жанр разговорный и музыкальный в своих концертах, и взял на заметку опыт Горностаевой. Кстати, дочь Веры Васильевны, пианистку Ксению Кнорре, я считаю своим основным педагогом в постконсерваторский период. 

На вашем концерте «Соло-рояль в российском кинематографе» вы рассказываете о композиторах, режиссёрах, истории создания каждого саундтрека, вспоминаете о личном участии в записи музыки для кино. Это же тоже является большой редкостью. А как вы попали в актерскую и кинематографическую среду?

Начнём с того, что мой дядя — выдающийся русский артист Николай Пастухов, сыгравший знаменитые роли в фильмах Сергея Соловьева, Никиты Михалкова и многих других режиссёров. Он оказал на меня огромное влияние. Мы изучали литературу, ходили на выставки, в театры. Часто я присутствовал на его репетициях в Театре Советской армии, бывал на премьерах его фильмов, подбирал на фортепиано только что услышанные в этих фильмах великие мелодии, которые сегодня исполняю в своей программе. Мой брат — известный кинопродюсер, работающий с режиссёром Алексеем Учителем.
Так сложилось, что в течение многих лет я получаю предложения исполнить и записать музыку для кинематографа. Я очень дорожу дружбой с Верой Таривердиевой, которая доверила мне исполнение, аранжировку, интерпретацию многих произведений Микаэла Таривердиева.
Мне приятно, что в своей программе я исполняю музыку композитора Леонида Десятникова, написавшего ряд выдающихся саундтреков. Я горд, что помогаю открыть эту грань творчества современного классика.  

Какую цель и смысл вы вкладываете в программу «Соло-рояль»?

Цель концерта — просветительская. Я рассказываю о выдающихся работах российских режиссеров и композиторах, создавших удивительную музыку к их фильмам, без которой они просто не мыслимы. Но, кроме этого, я хочу показать, что эта музыка самодостаточна и вне кино. К сожалению, что-то из кинематографа забывается. Кто-то, возможно, не помнит или не знает о таких фильмах, как «Избранные» Сергея Соловьёва с музыкой Исаака Шварца или чудесный фильм-балет «Анюта», поставленный для легенды русского балета Екатерины Максимовой на прекрасную музыку Валерия Гаврилина, и многих других. И мы видим своей задачей через эту программу продлить жизнь фильмов и музыки.
С самого начала своего существования кинематограф озвучивался фортепиано. Мы можем вспомнить случаи высокого тапёрства, когда юный Дмитрий Шостакович работал в кинотеатрах на Невском проспекте, сопровождая своими талантливыми импровизациями драматические страсти мелодрам первых немых фильмов. А потом в кино пришел оркестр. И более зрелый Шостакович, а также Сергей Прокофьев, Исаак Дунаевский, Борис Чайковский, Арам Хачатурян, Андрей Эшпай и многие другие создавали симфоническую музыку для кинематографа.

И вот, много лет спустя, вдруг за кадром фильма «До свидания, мальчики» вновь зазвучал рояль, прозрачный, одинокий, почти моцартовский, невероятно трогательный и щемящий.  В 60-е годы понятие «соло-рояль» вернул в кино не кто иной, как Микаэл Таривердиев. И вот об этом новом периоде развития короля инструментов в отечественном кинематографе я могу долго рассказывать и делаю это в программе, которая специально посвящена этому явлению. Приходите на мои концерты!

Нравится ли вам выступать в таком необычном пространстве, как клуб «Ночь» Центра культуры и отдыха «Победа»?

Кинематограф под крылом рояля

Мы все очень впечатлены киноцентром «Победа». Когда я впервые сюда попал год назад, директор этого удивительного пространства Вера Алиевна Алиджанова провела для меня экскурсию по разным залам и площадкам центра, где возможно осуществлять абсолютно разные творческие форматы общения с публикой. Здесь есть всё! Прекрасные залы для просмотра кино, концертных выступлений, творческих встреч. А в уютной атмосфере стильных кафе, ресторанов можно продолжить обмен мнениями после кино или концерта. На меня «Победа» и та атмосфера творчества, которую создала здесь Вера Алиевна, произвели колоссальное впечатление. Её детище точно останется в истории, потому что такого уровня центров, со столь насыщенной, уникально наполненной и разнообразной деятельностью, не найдёшь нигде. И поскольку директор «Победы» тоже в высочайшем смысле слова энтузиаст и просветитель, мы сразу поняли друг друга. В прошлом году, во время нашего первого визита в «Победу», возникла идея цикла концертов. Его рабочее название «Алексей Гориболь. Соло-soundtrack. Музыка в мировом кинематографе». Последующие программы цикла раскроют целый ряд интересных ракурсов этой темы. К примеру, использование такими выдающимися режиссерами, как Тарковский, Михалков, Соловьев, Висконти, классической музыки в художественных фильмах. Как пример — знаменитый «Солярис», где звучит Органная хоральная прелюдия И. С. Баха. И таких примеров музыкального цитирования классики, сливающейся с киносмыслом режиссёров, очень много. Музыка будет звучать на фоне кадров из фильмов, мы будем рассуждать о том, как взаимодействуют и дополняют друг друга две музы — кино и музыка.

Мы очень ждём вас с новыми интересными программами на разных концертных площадках в Новосибирске, будь то киноцентр «Победа», филармония, в залах которой мы уже второй год имеем счастье слышать Гориболя с совершенно разными программами. Желаем новых интересных проектов и благодарной публики. Спасибо за интервью нашему изданию.

Хотите знать о новых публикациях на сайте?

Предлагаем оформить подписку! Обещаем никогда не спамить. Взгляните на нашу политику конфиденциальности.


Поделиться в соц.сетях
Оксана Гайгерова
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.