Сделан важный шаг к консолидации системообразующих музыкальных учебных учреждений

Сделан важный шаг к консолидации системообразующих музыкальных учебных учреждений Культ.Новости
Шестого сентября по инициативе исполняющего обязанности ректора Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки Вячеслава Стародубцева состоялась встреча руководителей трех ведущих профессиональных музыкальных образовательных учреждений Новосибирска: временно исполняющего обязанности директора Новосибирской специальной музыкальной школы С.В. Янковского и директора Новосибирского музыкального колледжа имени А.Ф. Мурова В.И. Анохина.

Практически с первого дня своего назначения Вячеслав Васильевич вынашивал идею этой встречи, и она состоялась. О том, какие идеи Стародубцев предложил обсудить со своими коллегами, рассказал сам организатор встречи.

Исполняющий обязанности ректора Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки, заслуженный деятель искусств России, кандидат искусствоведения Вячеслав Васильевич Стародубцев.

– Вячеслав Васильевич, возглавив консерваторию, вы уже сделали ряд важных шагов по возрождению преемственности, в процессе обучения вы восстанавливаете многочисленные связи и наработки, хорошо показавшие себя еще в советский период нашей истории. Вторая тема, которая вас волнует, – это мотивация к творчеству студентов, а лишь через нее можно подойти к монетизации, о которой сейчас много говорят, имея в виду постоянную нехватку средств, выделяемых на культуру. Подчеркиваете необходимость консолидировать все учебные учреждения культуры. Шестого сентября сделали первый организационный шаг: пригласили на встречу руководителей системообразующих учебных музыкальных учреждений: исполняющего обязанности директора Новосибирской специальной музыкальной школы Станислава Янковского и директора Новосибирского музыкального колледжа имени Аскольда Мурова Вячеслава Анохина, обменялись с ними идеями, впечатлениями, познакомились, сблизились. Это достаточно новое явление для Новосибирска. Или хорошо забытое старое?

– Во-первых, мое глубокое убеждение, что и в культуре, в искусстве, а тем более в системе образования должна быть очень четкая творческая концепция. Идея нашего сотрудничества, нашего трехстороннего взаимодействия заключается, прежде всего, в максимальном использовании имеющихся у нас ресурсов. И такая тонкая структура, как творческая профессия является одной из самых незащищенных профессиональных областей. Нам всем хочется, чтобы детишки, выбирая творческую профессию, были обеспечены творческим будущим. Тем более что мы сейчас живем в условиях переформатирования системы образования. Мы наконец-то поняли, что та фундаментальная академическая структура, которая была в Советском Союзе, работала, она была обдуманной и выстроенной, в ней была система. В творческом образовании, в музыкальном образовании, в сфере исполнительского искусства у нас сохранены преемственность и традиции более чем где-либо в другой области. У нас есть своя сибирская дирижерская школа, представленная великими именами, у нас есть великая исполнительская школа. То есть у нас есть традиции фундаментального академического образования, которые надо сохранять, которые надо возрождать. А это можно сделать только комплексно подходя к этим вопросам, потому что творческое образование как никакое другое обязано быть выстроено по логичной и цельной цепочке. От детских музыкальных школ, школ искусств до музыкального колледжа, до консерватории и до работодателя. Вот если эта цепочка будет выстроена грамотно, целостно, если все компоненты этой цепочки будут понимать свою задачу и вести к единой цели, то от этого выиграют все участники процесса. Поэтому есть очень много прикладных моментов, которые облегчили бы жизнь каждому участнику этого процесса: сколько человек набирается на то или иное отделение, сколько там теоретиков, сколько практиков, сколько исполнителей на определенных видах инструментов. Все это надо понимать для того, чтобы строить планы на набор абитуриентов, например, в консерваторию. Или же мы должны еще дальше смотреть, мы должны понимать, какие кадры нужны региону для наших творческих объединений, для той же филармонии, для нашего театра оперы и балета. Консерватория сейчас выстраивает комплексные интегративные проекты. Вот буквально сегодня мы открыли научную конференцию «Место притяжения – Сибирь» вместе с «Сибирь-концертом». В настоящее время важна концепция, выраженная в известной песне Булата Окуджавы: «возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке».

В творчестве единая выстроенная система очень важна, поэтому работать вместе жизненно необходимо. Мы должны более отчетливо все эти процессы выстраивать. Такая цепочка должна быть. Хотя культура в умах некоторых людей и является чем-то эфемерным, в ней все равно должен быть порядок, должна быть четкая организация. Особенно в образовании в сфере культуры. Поэтому здесь очень важно отладить этот механизм, в котором работают все шестеренки.

– Вы предлагаете во главу угла поставить мотивацию к творчеству учащихся, а не монетизацию, как сейчас многие предлагают?

– Все разговоры, которые были до этого, крутились вокруг финансовой составляющей. Но не было четкой и внятной концепции творческого развития. То, что я сейчас предлагаю и чем занимаюсь, – идея творческого развития, результаты которого со временем и будут монетизироваться. Нельзя во главу угла ставить какие-то коммерческие идеи. Потому что мы все-таки должны понимать престиж творческого образования. Мы должны уметь монетизировать эту профессию. И этим самым мы будем еще больше поднимать ее авторитет. Хочется в аудиториях наших учебных заведений видеть интеллигентную и радостную публику.

Исполняющий обязанности директора Новосибирской специальной музыкальной школы, заслуженный артист России Станислав Янковский

Сегодня по инициативе Вячеслава Васильевича Стародубцева состоялась встреча, в которой приняли участие я и Вячеслав Анохин, директор Новосибирского музыкального колледжа имени А.Ф. Мурова. Была озвучена идея, которая, на мой взгляд, уже давно назрела и витала в воздухе. Вячеслав Васильевич предложил консолидировать вектор направления развития реализации учебных планов и программ. При этом, что немаловажно, сохранить автономию каждого учреждения. Меня давно беспокоила мысль о том, что, имея крупнейшие образовательные учреждения профессионального среднего и высшего звена, Новосибирск испытывает острый дефицит в профессиональных молодых кадрах в области культуры. Мы испытываем явную нехватку в высокопрофессиональных молодых кадрах по некоторым позициям. Проблема известная, проблема давнишняя. Но сегодня очевидно: не объединить наши усилия и на самом раннем этапе развития молодого музыканта не указать и не подсказать ему, в какой области в будущем он будет точно востребован, в настоящее время равносильно преступлению. Мы имеем огромный процент талантливейших молодых людей, которые уезжают, поступают в вузы других городов, где, по их мнению, больше перспектив для творческой реализации. Я уверен, если наше сотрудничество в этом направлении получит развитие, и пусть хотя бы частично будет осуществлено, то это будет первый маленький шаг в преддверии наших общих больших побед.

Директор Новосибирского музыкального колледжа имени А.Ф. Мурова Вячеслав Анохин

Мы обсудили перспективный план сотрудничества трех учебных заведений как единой образовательной системы по подготовке и воспитанию профессиональных творческих кадров сферы культуры Новосибирской области.

Каждое из представленных учебных заведений имеет свою специфику и направленность, но, несмотря на общность интересов и ощутимую часть преподавательского состава, совмещающего работу в этих учебных заведениях, в настоящее время каждое из них существует как замкнутая система. Безусловно, существует внутреннее взаимодействие на уровне преподавателей, отделений, кафедр, обучающиеся также принимают участие в крупных и интересных проектах, мастер-классах или конкурсах, вне зависимости от площадки, на которой они проводятся, но согласованное равноправное партнерство на уровне руководства трех учебных заведений может открыть совершенно другие перспективы.

Для начинающих музыкантов, студентов колледжа взаимодействие с опытными исполнителями, артистами и руководителями творческих коллективов, безусловно, является мощным стимулом для собственного развития и выбора специфики будущей профессии. Именно в этом ключе руководителям учебных заведений среднего звена хотелось бы теснее сотрудничать с представителем высшего образования в Новосибирске – Новосибирской государственной консерваторией имени М.И. Глинки.

Мы бы хотели, чтобы больше наших выпускников поступали в новосибирскую консерваторию и в будущем оставались в регионе. Мы гордимся тем, что выпускники колледжа поступают в столичные вузы и строят свое профессиональное будущее там, но нам бы хотелось укреплять и собственное профессиональное образование, начиная с музыкальных школ. Нам нужны хорошие сильные преподаватели, артисты, яркие солисты здесь, в Новосибирске и Новосибирской области. Поэтому я надеюсь, что новосибирская консерватория станет более открыта для наших студентов. Возможно, будут организованы какие-то совместные образовательные проекты, открытые уроки в консерватории для наших студентов или совместные творческие программы, которые позволят им еще в период обучения ближе познакомиться с преподавателями и творческой обстановкой консерватории, чтобы выбрать именно нашу консерваторию для продолжения образования. Мы всегда открыты предложениям и готовы к плодотворной совместной работе на общее благо культуры Новосибирской области.

Хотите знать о новых публикациях на сайте?

Предлагаем оформить подписку! Обещаем никогда не спамить. Взгляните на нашу политику конфиденциальности.


Поделиться в соц.сетях
Александр Савин
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.