3 марта художественный руководитель НОВАТа Владимир Кехман представил труппе нового руководителя балета. Творческий коллектив возглавит народный артист России, легенда мирового балета Фарух Рузиматов.
Художественный руководитель НОВАТа Владимир Кехман: «Представлять Фаруха Рузиматова не нужно – его известность распространяется далеко за пределы балетного мира. Во главе нашей труппы встанет человек с глубоким пониманием классического балета, обладающий особым чувством стиля и профессиональной интуицией. Исходя из опыта нашей совместной работы, я уверен, что коллектив ждёт интересная и плодотворная творческая деятельность».
Для знаменитого танцовщика это не первая встреча с труппой Новосибирского театра оперы и балета. В 2016 году на сцене НОВАТа состоялась премьера балета «Корсар» в редакции Фаруха Рузиматова.
Фару́х Садулла́евич Рузима́тов (род. 26 июня1963, Ташкент, СССР) — артист балета, премьер ведущий солист балета Мариинского театра в 1986—2007 годах. Заслуженный артист Таджикской ССР (1988); Лауреат премии «Золотая маска» (1998), Народный артист России (2000), Художественный руководитель балета Большого театра Узбекистана.
Pодился Фарух Рузиматов 26 июня 1963 года в Ташкенте, где в то время жили его родители, уроженцы Ленинабадской области Таджикской ССР: отец – Садулло Шакирович Рузиматов (род.1941) — педагог теоретических музыкальных дисциплин, мать – Майя Амоновна Рузиматова (род.1943) — педагог по вокалу.
В 1973 году, приехавший в Душанбе – где жила семья Рузиматовых – педагог из Ленинградского хореографического училища им. А. Я. Вагановой, при просмотре детей способных для обучения танцу, неожиданно для десятилетнего школьника, и его родителей, выбрал и Фаруха. Так он стал воспитанником прославленной Вагановской балетной школы, где его педагогами были Г. Н. Селюцкий, Н. В. Балтачеева, Н. Н. Серебренников и др. На выпускном спектакле в 1981 году ему, как одному из лучших учеников курса, доверили исполнить сложнейшее па-де-де из полюбившегося Фаруху балета – «Дон Кихот».
После выпуска в 1981 году по классу педагога Геннадия Селюцкого был принят в труппу Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова. В 1986 году был выдвинут на положение солиста. Исполнял ведущие партии практически во всех балетах классического репертуара. В 1990—1991 годах был приглашенным солистом Американского театра балета (Нью-Йорк). В 1992 году участвовал наравне с такими звёздами, как Майя Плисецкая, Мстислав Ростропович, Владимир Васильев, Екатерина Максимова, в первом концерте на Красной площади, знаменующим конец СССР и начало новых времён в России, станцевав с Маргаритой Куллик па-де-де из балета «Корсар».
Танцевал с Татьяной Тереховой, Маргаритой Куллик, Алтынай Асылмуратовой, Юлией Махалиной, Ларисой Лежниной, Ириной Чистяковой, Светланой Захаровой. После 1995 года у него сложился яркий дуэт с молодой балериной Дианой Вишнёвой.
В 2006 году создал фонд «Возрождение танцевального искусства], который учредил стипендии для лучших студентов Академия русского балета имени А. Я. Вагановой, а также оказывал поддержку новым балетным постановкам, мастер-классам ведущих зарубежных педагогов в России. Был его президентом до 2011 года, когда фонд был ликвидирован.
С 2007 по 2009 год — художественный руководитель балета Михайловского театра. За время работы Рузиматова в этой должности труппа подготовила семь новых постановок, выступила в Лондоне, Венеции, Токио и других городах Японии; была номинирована на высшую британскую премию в области танцевального искусства — National Dance Awards.
Кратковременно, но очень успешно пробовал себя в журналистике — был номинирован и вошел в тройку финалистов Национальной премии в области печатных СМИ «Искра» за профессионализм и качество в работе лучшим журналистам из всех регионов России, в номинации «Дебют» («Искра-2008»).
C 2009 года возобновил танцевальную карьеру, подготовив собственную программу, к которой привлёк артистов Мариинского, Большого и Михайловского театров. В 2014 — 2015 гг. возглавлял балетную труппу Ростовского государственного музыкального театра.
Сентябрь — декабрь 2018 года — художественный руководитель балета Большого театра Узбекистана.
Репертуар
- Тариэл «Витязь в тигровой шкуре»
- Али «Корсар»
- Солор «Баядерка»
- Блудный сын «Блудный сын» Дж. Баланчина
- «Проба», хореография Антала Фодора
- Гран па из балета «Пахита»
- Базиль «Дон Кихот»
- Юноша «Шопениана»
- Призрак Розы «Видение Розы»
- принц Зигфрид «Лебединое озеро»
- принц Дезире «Спящая красавица»
- Принц «Щелкунчик»
- Джеймс «Сильфида»
- Альберт «Жизель»
- Солист Grand Pas Classique, музыка Обера
- Ферхад «Легенда о любви»
- Абдерахман «Раймонда»
- Гойя «Гойя-Дивертисмент»
- «Тема с вариациями» Дж. Баланчина
- «Аполлон» Дж. Баланчина
- Золотой раб «Шехеразада» Михаила Фокина в редакции Изабель Фокиной
- «Бхакти» и «Адажиетто» Мориса Бежара
- Хосе «Кармен» Ролана Пети (Кармен — Диана Вишнёва)
- Юноша «Юноша и смерть» Ролана Пети
- Мавр «Павана мавра», хореография Хосе Лимона
- Распутин «Распутин», хореография Г. Ковтуна , музыка В. Качесова
- Тахар «Поклонение Болеро, или Тахар и свободные люди», постановка Н. Андросова
- Фея Карабос «Спящая красавица», хореография Начо Дуато
- Ода Набунага «Самурай Набунага», балет-экшн
- Помпей «Спартак», хореография Г. Ковтуна
- Индийский гость «Сказка о рыбаке и рыбке», постановка И. Сафоновой
Фильмография
- 1988 — Адам, «Гран па в белую ночь» (дуэт из балета Мориса Бежара «Гелиогабал», Ева — Алтынай Асылмуратова)
- 1990 — Сломанный свет — артист балета на приёме
От редколлегии «CV»
Мы поздравляем артистов балетной труппы с тем, что у нее появился опытный , яркий и достойный руководитель. Будем надеяться , что с помощью Фаруха Садуллаевича наша труппа шагнет вперед и зрители смогут увидеть новые и интересные работы.