Премьерой оперы «Иоланта» НОВАТ откроет 76-й сезон

Премьерой оперы «Иоланта» НОВАТ откроет 76-й сезон Культ. Публикации

76-й сезон НОВАТа откроет премьера – 19 сентября и 7 октября на большой сцене театра состоятся первые показы новой сценической версии оперы Петра Ильича Чайковского «Иоланта». Десятую и последнюю оперу, самое светлое и возвышенное сочинение, великий композитор создал вдохновившись старинной французской легендой о слепой дочери короля, которую любящий отец и окружение держат в неведении о её недуге. «Иоланта» в постановке режиссёра Иркина Габитова, дирижёра Дмитрия Юровского и художника Вячеслава Окунева– это исполненная символизма романтическая легенда рыцарской эпохи о постижении Истины через страдание и самопожертвование.Режиссёр-постановщик спектакля Иркин Габитов отмечает, что в музыке «Иоланты» есть только поэзия и абсолютное отсутствие быта: «Своей целью я вижу поставить именно ту оперу, которую написал Чайковский – сказку, полную глубокого смысла, о том, что Божественное провидение – главное в жизни каждого человека, а истинное прозрение – в обретении Бога и любви».

Премьерой оперы «Иоланта» НОВАТ откроет 76-й сезон

Музыкальный руководитель постановки Дмитрий Юровский пояснил, что в новом спектакле для него очень важна «линия сердца» – то ускоряющийся, то более медленный пульс жизни человеческой души: «Самое главное – каждому из нас, участников постановки, найти и прочувствовать свой темпо ритм, созвучный Чайковскому, избежать «внутренней слепоты» и штампов, от которых страдают многие постановки «Иоланты».Художник-постановщик спектакля Вячеслав Окунев создал декорации и костюмы, передающие дух рыцарской эпохи – романтический и таинственный средневековый замок с цветущим садом, украшенные золотом и вышивкой исторические костюмы, выдержанные в благородной цветовой гамме.Открытие оперного сезона, премьера оперы «Иоланта» на большой сцене НОВАТа– 19 сентября и 7 октября.

Интервью с режиссером-постановщиком Иркин Габитовым

Премьерой оперы «Иоланта» НОВАТ откроет 76-й сезон

Иркин Габитов

Сегодня мы с нетерпением ждём встречи со зрителями и продолжаем готовить премьеры и новые проекты. Артисты НОВАТа в современных условиях работают над музыкальным материалом оперы «Иоланта» П. И. Чайковского. Подготовкой нового спектакля руководят опытные мастера сцены: режиссёр-постановщик – заслуженный деятель искусств России Иркин Габитов, музыкальный руководитель и дирижёр — Дмитрий Юровский, художник-постановщик – народный художник России Вячеслав Окунев. Режиссёр Иркин Абдувалиевич Габитов рассказал нам о предстоящей премьере и многолетнем сотрудничестве с Новосибирским театром.

– В Новосибирском театре в разные годы я поставил оперы «Борис Годунов», «ЕвгенийОнегин», «Хованщина», «Тоска», «Паяцы», ставил «Реквием» Верди, возобновил «Князь Игорь» – постановку Ваагна Багратуни. На мой взгляд, это был очень хороший спектакль именно для новосибирской сцены – весомый, масштабный – Багратуни был большим мастером. На сцене Новосибирского театра нужно работать крупными мазками, как умел, к примеру, Иван Севастьянов – он мог осмыслить и заполнить грандиозные масштабы этой площадки.

– Что для Вас является главным в спектакле?

– Самое главное в любом спектакле – чувственное начало. Я считаю, это было главным и для Чайковского, и для Верди… Можно что угодно нагородить на сцене, но если нет человеческой эмоции, если через голос, через музыку, через отношение к музыкальному материалу до зрителя, или слушателя не донести чувство – ничего не выйдет, всё развалится. И неважно, одет персонаж в исторический, или современный костюм, неважно, в какое время помещено действие. Человеческие чувства везде и во все времена одни и те же.

– С Вашими спектаклями «выросли» многие артисты старшего поколения нашего театра. Как Вам работается с нашими молодыми оперными певцами?

– Прекрасно работается. Самое важное – это по-настоящему серьёзно работать с ними.Тогда у них загораются глаза. К сожалению, в последний мой приезд, когда мы начали работать над постановкой «Иоланты», у нас было всего несколько дней на общение с солистами, но даже за этот короткий период нам удалось установить множество внутренних контактов между ними, на удивление много нового мне удалось открыть даже опытным солистам. Ведь недостаточно обладать богатым голосом, с прекрасным тембральным разнообразием, нужно понимать, какие задачи перед тобой поставлены, уметь по-своему свежо и в то же время с глубоким и верным пониманием исполнить даже самую «запетую» партию. И когда удаётся правильно внутреннюю задачу артисту поставить – он откликается. Тогда и получаешь истинное удовольствие от осознания, что идёшь верной дорогой.

– Расскажите о Вашей новой работе в НОВАТе – постановке оперы «Иоланта» П. И.Чайковского.

– «Иоланта» удивительна – в этой музыке только поэзия и абсолютное отсутствие быта. Когда в эту музыку пытаются внедрить бытовое, обыденное – это всё убивает. И музыка начинает мстить. За последние годы было очень много постановок «Иоланты», порой очень спорных: и в сумасшедшем доме, и со всей современной атрибутикой, вроде компьютеров и смартфонов. Своей целью я вижу поставить именно ту оперу, которую написал Чайковский. Сказку, полную глубокого духовного смысла, о том, что Божественное провидение – главное в жизни каждого человека, а истинное прозрение –это обретение Бога и любви, способность к самопожертвованию. Ведь Иоланта не знает, что такое Бог – ей о нём рассказали… Она блуждает во тьме, и её слепоту не стоит сводить к физиологии – свет нужен её душе. Ведь что такое тьма? Это отсутствие света. У тьмы нет истока, а у света всегда есть источник. А чтобы совершить прорыв к свету, нужно пожертвовать собой. Вот это я и хочу сквозной линией провести через наш спектакль, выразить через вокал, через пластику. Мне интересно ещё и столкновение двух миров: Востока – через Эбн-Хакию, и Запада – в лице короля Рене. Это два мировоззрения, две культуры – каждая со своей истиной, со своим пониманием духовности, и ни один из этих миров не выше и не лучше другого. Но именно Эбн-Хакия в моём понимании, проводник, не только для Иоланты, но и для самого короля Рене, именно он заставляет понять: если человек не захочет переступить через самого себя, выйти за грань – ничего не получится.

— Как проходит работа над постановкой в сложившейся сейчас ситуации?

— Ситуация очень непростая. Сложность не только в режиме работы из дома, но и в том, что неизвестно, когда состоится премьера. Хорошо, что мы всё-таки успели несколько дней поработать с артистами до введения ограничительных мер. Сейчас мы постоянно на связи – солисты звонят мне едва ли не каждый день, но, конечно, живые репетиции ничем не заменишь. Все мы надеемся, что скоро это станет возможно.

В заключение я от всего сердца хотел бы поздравить Новосибирский театр оперы и балета с юбилеем. Театр прошёл интересный, богатый творческими открытиями путь, здесь всегда работали яркие и неравнодушные люди, мастера, беззаветно преданные искусству. Желаю своим новосибирским коллегам новых успешных проектов, благодарных зрителей, бережно хранить и продолжать традиции, заложенные основателями театра.

В постановке заняты солисты оперы: Рене, король Прованса-Алексей Лаушкин, Николай Лоскуткин, Иоланта, слепая дочь короля Рене-София Бачаева, Анна Даттай, Надежда Нестерова, Дарья Шувалова, Роберт, герцог Бургундский-Максим Головачев, Гурий Гурьев, Алексей Шаповалов, Водемон, граф, бургундский, рыцарь-Михаил Агафонов, Константин Захаров, Владимир Кучин, Эбн-Хакиа, мавританский врач-Алексей Зеленков, Андрей Триллер, Альмерик, оруженосец короля Рене- Виктор Дитенбир, Евгений Козырев, Юрий Комов, Бертран, привратник королевского замка-Константин Буинов, Роман Верещагин, Шагдар Зондуев, Марта, жена Бертрана, кормилица Иоланты-Галина Кузнецова, Светлана Токарева, Бригитта, подруга Иоланты-Юлия Никифорова, Юлия Юмаева, Лаура, подруга Иоланты-Мария Белокурская, Марина Кипинган, Екатерина Марзоева


Поделиться в соц.сетях
Александр Савин
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.